Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель данной работы – подробное исследование теории и практики организационной культуры в России с последующей разработкой теоретических предлоржений по повышению ее эффективности.
Введение
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется внутренними и внешними факторами, взаимосвязанно на нее влияющими, такими как текущие расходы и доходы, степень развитости технологической составляющей, непосредственно персонал, его квалификация, потенциал развития, уровень мотивации. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Цель данной работы – подробное исследование теории и практики организационной культуры в России с последующей разработкой теоретических предлоржений по повышению ее эффективности.
С
теpмином "культуpа" в некотороых
случаях часто связывают
Культура иногда придает дополнительный смысл многим нашим поступкам. В практике управления персоналом имеется немало случаев когда работника можно мотивировать на необходимые действия именно рамками имеющейся организационной культуры. Поэтому менять что-либо в структуре управления компанией, вводить инновационные методы работы можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. В истории не одно полезное нововведение не было принято в обиход именно потому, что некоторые его аспекты противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда.
Каждому, кто знаком с pазличными оpганизациями, известно, что они отличаются по атмосфеpе, методам выполнения pаботы, степени активности, индивидуальным целям – и все эти фактоpы зависят от истоpии оpганизации, ее тpадиции, ее настоящего положения, технологии пpоизводства и т.п.2
Исходя
из современной управленческой концепции,
важнейшими признаками организации, активно
развивающей организационную
-принятая система лидерства, положение сотрудников;
-заранее
заготовленные стили
-развитая ответственность работников;
-действующая система коммуникации;
Вопрос
организационной культуры в компаниях
на сегодняшний день остается актуальным
и его актуальность будет расти
по мере продвижения российских компаний
на мировом рынке. «Сибнефть» это одна
из тех компаний которые составляют основу
российского независимого бизнеса и является
хорошим примером крепкой, устоявшейся
среди сотрудников организационной культуры.3
Глава 1. Сущность организационной культуры
Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации4.
Вполне
очевидно, что если культура организации
согласуется с ее общей целью,
она может стать важным фактором
организационной эффективности. Поэтому
современные организации
Некоторые
исследователи предлагают дробную
структуру организационной
1.Мировоззрение
2.Организационные ценности
3.Стили
поведения, характеризующие
4. Нормы нравственности, морали
5. Психологический климат в организации
Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене нельзя. В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды7:
-
прямая оппозиция ценностям
- оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре8:
1.
Осознание себя и своего места
в организации (в одних
2.
Коммуникационная система и
3.
Внешний вид, одежда и
4. Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи (как организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместно (или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.п.).
5.
Осознание времени, отношение
к нему и его использование
(восприятие времени как
6.
Взаимоотношения между людьми (влияние
на межличностные отношения
7.
Ценности и нормы (первые
8.
Мировоззрение (вера/
9.
Развитие и самореализация
10.
Трудовая этика и
По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций9.
1. Охранная - создание барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий, реализуется через запреты, «табу», ограничивающие нормы. Провинность сотрудника, даже минимальная - не должна быть незамеченной, поскольку систематические нарушения дисциплины грозят оргпнизации ее моральным истощением и прочими недостатками в руководстве и менеджменте.
2. Интегрирующая - формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление других включиться в нее, что облегчает решение кадровых вопросов. Эта функция особо важна при прохождении начальных этапов адаптации в организационной деятельности фирмы, для работника только начинающего входить в организационную культуру.
3. Регулирующая - поддерживает правила и нормы поведения работников, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
4. Адаптивная - облегчает приспособление людей друг к другу и к организации, реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, совместные мероприятия.
5. Ориентирующая - направляет деятельность организации и ее участников.
6. Мотивационная - создает необходимые стимулы.
7. Формирование имиджа организации (образа в глазах окружающих). Имидж является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.
Процессы
нтеграции и развития организационной
культуры тесно связаны и
и национальной деловой культуры общества.