Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель данной работы – подробное исследование теории и практики организационной культуры в России с последующей разработкой теоретических предлоржений по повышению ее эффективности.
Конфликтная среда оргкультуры.
Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене нельзя. В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды11:
-
прямая оппозиция ценностям
- оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
-
оппозиция к образцам
Западный исследователь Р. Льюис трактует все многообразие мировых оргкультур, разделяя их на три категории: моноактивные, полиактивные и реактивные12.
В моноактивных компаниях принято систематически планировать будущее, причем делается это в мельчайших подробностях и деталях. Вся работа осуществляется в строго фиксированное время, проекты разбиваются на этапы. Персонал приучен строго придерживаться планов, в работе приветствуются официальность, точность и своевременность выполнения поручений; ценится профессиональная компетентность; профессиональное и личное разграничиваются.
Набор отличительных черт полиактивных фирм несколько иной. Планирование осуществляется только в общих рамах ближайшего времени; работа делается в любое время суток; график непредсказуем, проекты могут накладываться друг на друга. Как правило, конечный результат интересует меньше, чем процесс. Изменившиеся обстоятельства принимаются во внимание и могут удлинить время исполнения проекта. Предпочтение отдается информации, полученной из первых рук, как правило, устной. Сотрудники могут заниматься делами всех подразделений, используют связи, ищут протекции. Часто в полиактивных компаниях работают родственники.
Компании с реактивным типом культуры - это представители Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, Тайвань, Сингапур, Корея). Специфика работы в них настолько ярко выражена, что, принимая приглашение на работу в подобную компанию, необходимо пройти специальный тренинг для минимизации последствий "культурного шока", который в таком случае может быть достаточно сильным. Конечно, данное разделение компаний на типы, являясь довольно условным механизмом, при этом помогает нам осознать примерные различия международных (интернационально ориентированных) компаний и сугубо причастных к одной конкретной нише в социальной жизни — какой-либо области, традициям конкретного народа и образом жизни принятым на данной территории.
В своем труде «Деловые культуры в международном бизнесе» Ричард Льюис проводит прямую взаимосвязь национальных аспектов жизнедеятельности, таких как традиции, или моральные принципы в стране, с организационной культурой, присущей большинству находящихся в ней коммерческих фирм и предприятий.
Наша страна является развивающейся экономической системой, балансирующей на грани восстановления мощной ранее экономической формации, и борьбой с отношением со стороны стран европы, американского континента и ближнего зарубежья, как к стране третьего мира. Государство пережило серьезную встряску при переходе к рыночной экономике, и известная всему миру русская мафия имела в свое время наибольшее влияние в международном преступном сообществе. Так же и национальная деловая культура испытывала в девяностых годах неслабое влияние (даже зависимость) со стороны черного рынка (оружия, контрафактных и запрещенных препаратов). Наличие у организованных преступных организаций достаточного количества деловых связей и денег провоцировало взаимозависимость легального делопроизводства и нелегального. С начала девяностых эта практика претерпела только некоторые внешние, к сожадению отнюдь не структурные, изменения.
До
сих пор наша страна считается
отстающей в плане
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая — это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.
Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. К проблемам внешней адаптации и выживания относятся следующие13:
-
миссия и стратегия (
- цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками).
- средства (ресурсы, используемые для достижения целей; консолидация усилий в достижении выбранной цели; адаптация организационной структуры, оптимизация систем стимулирования и отчетности).
-
контроль (установление индивидуальных
и групповых критериев
-
корректировка поведения (
Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии.
В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах: 1) выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации; 2) разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов; 3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей14.
На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.
Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей "высокой технологии" присуще наличие культуры, содержащей "инновационные" ценности и веру "в изменения". Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация развивается и непосредствнно функционирует.
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культуры. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами15:
- "глубиной";
- той степенью, в какой ее разделяют члены организации;
- ясностью приоритетов.
"Глубина"
организационной культуры
Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.
Сильная культура не только создает преимущества для организации, но может также выступать серьезным препятствием на пути проведения организационных изменений. "Новое" в культуре вначале всегда слабее. Поэтому оптимальной для реорганизации, по-видимому является умеренно сильная организационная культура.
Среди
методов поддержания
1.
Декларируемые менеджментом
2.
Ролевое моделирование,
3.
Внешние символы, включающие
4.
Истории, легенды, мифы и