Организационная структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание

Становление рыночной экономики, в принципе, невозможно без дальнейшего развития и совершенствования организационных структур управления, которые обеспечивают максимальное соответствие целям конкретной деятельности предприятия и взаимодействие его с рыночной средой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Назначение и содержание организационных структур управления………...3
1.1 Понятие структуры……………………………………………………………3
1.2 Классификация структур……………………………………………………..4
2.Формирование организационных структур управления……………………..7
2.1 Характеристики блоков структур……………………………………………7
3. Тенденции развития структур управления………………………………….16
3.1 Корпоративные структуры………………………………………………….16
3.2 Интегрированные структуры……………………………………………….18
4. Организационно-правовые основы формирования структур управления...21
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

теория организации.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)


 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….2

1. Назначение и содержание организационных структур управления………...3

1.1 Понятие структуры……………………………………………………………3

1.2 Классификация структур……………………………………………………..4

2.Формирование организационных структур управления……………………..7

2.1 Характеристики блоков структур……………………………………………7

3. Тенденции развития структур управления………………………………….16

3.1 Корпоративные структуры………………………………………………….16

3.2 Интегрированные структуры……………………………………………….18

4. Организационно-правовые основы формирования структур управления...21

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Становление рыночной экономики, в принципе, невозможно без дальнейшего развития и совершенствования организационных структур управления, которые обеспечивают максимальное соответствие целям конкретной деятельности предприятия и взаимодействие его с рыночной средой.

     Следует заметить, что при формировании организационной структуры главное требование - это соответствие структуры стратегии развития организации комплексу социально-экономических и организационно-технических характеристик менеджмента, а также непротиворечивость положениям законодательных и нормативных актов.

Рассмотрение принципиальных положений по формированию организационных структур управления показывает возможность и объективную необходимость моделирования и выбора тех структур, которые по основным характеристикам в большей степени соответствует тенденциям развития рыночной экономики и менеджмента. Это в значительной степени относится к организационным структурам управления российской экономикой. В условиях возрастающей внешней экономики России поиск и использование преимуществ производственно-хозяйственных систем перед зарубежными конкурентами становятся важной управленческой задачей.

В работе поставлены задачи: по рассмотрению организационных структур управления, их назначение и содержание, имеющих непосредственно отношение к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы.

      В первой главе работы рассмотрены организационные структуры системы управления, их назначение и содержание, выявлены основные характеристики структур управления, критерии выбора того или иного типа организационной структуры.

Вторая глава посвящена рассмотрению принципиальных положений формирования организационных структур управления, основываясь на теории менеджмента с использованием системного, комплексного и ситуационного подходов, а также тенденциям развития организационных структур управления, проанализирована и проработана информация нескольких авторов, которые обращаются к этой теме в своих работах, дается характеристика рассматриваемого объекта (предприятия).

     В третьей главе отражены организационно-правовые основы формирования структур управления, рассматриваются проблемы управления предприятием, методы по улучшению неэффективных систем управления, современный уровень управления.

Работа сопровождается таблицами и схемами, необходимыми для рассмотрения данной темы работы.

В заключительной части работы дается вывод по рассматриваемой теме по отношению к ситуации в стране.

1. Назначение и содержание организационных структур управления.

1.1 Понятие структуры

 

      Структура - строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходу из одного состояния в другое. Когда количественные изменения системы выходят за пределы меры и вызывают её качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике части и целого. Изменение структурных отношений в системе вызывает изменения свойств элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого. Таким образом, структура характеризует взаимозависимость частей системы.

      Организационная структура имеет отношение непосредственно к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объёмов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учёта, анализа, т.е. процессов управления. Возникает понятие организационная структура управления как единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления фирмами, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность.

      Основными элементами организационной структуры управления (ОСУ) выступают: цели и стратегии системы; иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, - менеджеры и руководители, управленческие работники; субъекты внешних связей - потребители, поставщики, партнёры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации; связи - отношения, коммуникации, информация.

     Определяющим элементом структуры выступают связи - отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание. Прежде всего, отношения по управлению имеют социально-экономическую природу, поэтому при формировании способа связей между людьми и коллективами, осуществляющими совместную деятельность, учитывается совокупность интересов - экономических, социальных, психологических. Следует так же отметить, что основное внимание уделяется связям, отражающим характер разделения труда.

     Выделяют функциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (отношения руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные). Если принять во внимание особенности и многогранность связей и отношений управления, становятся понятными сложность категории организационной структуры управления и её значимость в управлении экономикой.

    Целевое назначение организационной структуры управления - обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы. С целевым назначением связана и способность адаптации структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

      Устойчивость, рациональность, адаптивность, гибкость, управляемость, коммуникативность, надежность, организационная культура - основные характеристики, обусловленные сущностью, свойствами и целевым назначением структуры управления.

       Устойчивость и рациональность выступали приоритетными параметрами при формировании классических структур управления организациями уже в начале XX века. Концепция бюрократии, сформулированная тогда немецким социологом Максом Вебером, содержит следующие характеристики рациональной структуры: четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;

иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками их обязанностей и скоординированность различных задач; формальная обезличенность выполнения официальными лицами должностных обязанностей; осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

      По мнению зарубежных специалистов в области менеджмента, данные характеристики в определенной степени сохраняются для современных промышленных предприятий, организаций сферы услуг, всех видов государственных учреждений. При этом принимается во внимание, что объективность управленческих решений позволяет организациям приспосабливаться к происходящим изменениям, а продвижение сотрудников по службе на основе компетентности обеспечивает потребность в высококвалифицированных специалистах и менеджерах.

 

1.2 Классификация структур.

 

       Развитие бюрократических структур осуществлялось последовательно от более простых к более сложным.

      В линейных структурах четко проявляется иерархия: в каждом звене сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление конкретными производственными подразделениями (исполнительный директор - производственный менеджер - мастер).

      В функциональных структурах создаются функциональные звенья, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности, т.е. принятие решений и контроль их исполнения. Линейные звенья отличаются от функциональных интеграцией функций управления объектом, набором полномочий и ответственности. В такого рода структурах нарушение принципа единоначалия может отрицательно отразиться на информационном и коммуникационном уровнях, управленческие решения могут противоречить одно другому. Например, производственный менеджер вводит в свою структуру экономиста и бухгалтера, делегировав свои полномочия и ответственность в области планирования и учёта. Такая структура, как и предыдущая, может использоваться лишь в малом бизнесе.

Рассмотрим несколько классических моделей организационных структур управления.

      На предприятиях крупного и среднего бизнеса применима линейно-функциональная структура. Типичными уровнями управления выступают:

высший - институциональный уровень (генеральный директор, директор и президент). Деятельность руководителя данного звена обусловлена целями и стратегиями развития системы в целом. На этом уровне реализуется большая часть внешних связей. Здесь велика роль личности и её профессиональных качеств; средний - управленческий уровень, объединяющий руководителей среднего звена и их аппарат (менеджеры отделов - производственного, финансового, маркетингового, сбытового, внешнеэкономических связей).                      Менеджеры среднего звена решают задачи, вытекающие из функциональной специфики. Например, производственный менеджер в крупной промышленной организации решает вопросы реализации программы технологического и материально-технического обеспечения, координации деятельности низовых производственных подразделений;

низший - производственно-технический уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над рабочими (старший мастер, мастер).

      Типы структур управления:

а) Линейная структура управления,

б) Функциональная структура управления,

в) Линейно-функциональная структура управления,

г) Матричная структура управления

- линейные звенья; - функциональные звенья;

- целевые звенья.

      Руководителей низшего звена называют операционными. Они ответственны за обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов и за работу с людьми. Коммуникации здесь преимущественно внутригрупповые и межгрупповые.

      Структуры данного вида используются в организациях, выпускающих продукцию ограниченной номенклатуры при относительно стабильных внешних условиях; для функционирования этих структур достаточно решения стандартных управленческих задач. Следует отметить, что в подобных структурах преувеличивается значение стандартных правил, процедур и норм как в отношениях с внешними партнерами, так и во внутренних взаимоотношениях. С увеличением размера организации система межфункциональных связей усложняется, поэтому создаются промежуточные иерархические звенья, путь прохождения управленческих решений от руководителя к исполнителю становится слишком длинным, решения принимаются с запозданием, быстрота реакции на изменения теряется.

      Следует отметить, что в России в условиях командно-административной системы многие годы данный тип структуры был преобладающим. Можно сказать, что и в настоящее время линейно-функциональные структуры или их фрагменты распространены в разных отраслях народного хозяйства.

Так как рассматриваемое мною ниже предприятие является организацией малого бизнеса, то следовательно ей подходит функциональная структура управления. На данном предприятии существует описанный принцип нарушения единоналичия, что естественно отрицательно сказывается на управлении предприятием и подчинении работников по выполнению требований руководства.

      Дивизиональные структуры - отдельные виды структур бюрократического типа, в которых варьируются принципы межфирменного и межфункционального взаимодействия на основе линейно-функциональных связей. С ростом размеров фирм, развитием диверсификации, внедрением новых технологий, повышением изменчивости внешней среды структуризация систем менеджмента происходит путем выделения управленческих звеньев, специализирующихся по видам товаров (продуктовая структура), группам потребителей (структура, ориентированная на потребителя), географическим районам (территориальному принципу). Тенденции приспособления структур управления к конкретным условиям производства или продвижения продукции заслуживают внимания, особенно при формировании транснациональных компаний, создаваемых в настоящее время в России.

Информация о работе Организационная структура управления