Организационная структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание

Становление рыночной экономики, в принципе, невозможно без дальнейшего развития и совершенствования организационных структур управления, которые обеспечивают максимальное соответствие целям конкретной деятельности предприятия и взаимодействие его с рыночной средой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Назначение и содержание организационных структур управления………...3
1.1 Понятие структуры……………………………………………………………3
1.2 Классификация структур……………………………………………………..4
2.Формирование организационных структур управления……………………..7
2.1 Характеристики блоков структур……………………………………………7
3. Тенденции развития структур управления………………………………….16
3.1 Корпоративные структуры………………………………………………….16
3.2 Интегрированные структуры……………………………………………….18
4. Организационно-правовые основы формирования структур управления...21
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

теория организации.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

      Следует отметить, что приведенные характеристики рассматриваются нами как тенденции развития, а не количественные величины. Кроме того, в настоящее время корпоративные структуры только формируются и отдельные их характеристики могут отличаться от указанных в модели. Характеристики известных корпораций также могут иметь некоторые отличия от характеристик модели в силу традиционно складывающихся процессов или в результате производственных особенностей, например сложившейся производственной специализации.

Рассмотрим отдельные наиболее значимые характеристики. Корпорация имеет устойчивую, признанную коллективом и обществом, стратегию развития. Известные корпоративные структуры узнаваемы по характерным качественным признакам. По мнению ученого-экономиста Альфреда Чандлера, структура определяется стратегией. Очевидно, верно и то, что структура придает стратегии ясность, конкретность, жизненность, реализуемость. Стратегия через структуру становится воздействующим факором, средством управления и структурным элементом. Так, корпорация "Сони", ориентированная на постоянное обновление продукции, имеет в структуре управления особые звенья по маркетингу, нововведениям, кружки качества. Но главное состоит в формировании особого инновационного мышления людей и нацеленной на нововведения системе мотивации. Вместе с имиджем компании создается имидж организационной культуры корпорации как комплексной характеристики структуры управления.

      В России банковские структуры активно развиваются, создаются банковские группы и банковские союзы, формирующие финансовую политику. Финансово-банковская система сформировалась как двухуровневая: Центральный банк Российской Федерации и коммерческие банки. По величине капитала восемь российских банков вошли в мировой рейтинг 1000 крупнейших банков мира. Данную организационную структуру следует рассматривать как переходный вариант от дивизиальной линейно-функциональной к корпоративной. Здесь создаются условия функционального взаимодействия отдельных сфер банковской деятельности горизонтального типа, работающих на общую цель и стратегию банка.

Каждая функциональная сфера взаимодействует с субъектами внешних связей, с внутренними звеньями. В такой структуре в дальнейшем возможно формирование устойчивой корпоративной мотивации, корпоративных культуры и стиля руководства. Как видно из схемы, в настоящее время линейно-функциональные связи в данной структуре остаются определяющими. Уровень централизации управления высокий, что объясняется неустойчивостью современной экономической ситуации в России, где изменчивость финансового рынка компенсируется профессионализмом управляющих высших звеньев.

      Деятельность высшего звена управления регламентируется Федеральным законом "Об акционерных обществах". Правовыми актами установлены органы: общее собрание акционеров, совет директоров, ревизионная комиссия, аудитор общества, избираемые общим собранием акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляет исполнительный орган общества - председатель правления и коллегиальный орган - правление. Функции исполнительных органов могут быть переданы по договору управляющей организации или управляющему, утверждаемому советом директоров. Права и обязанности каждого члена исполнительных органов определяются договором, заключаемым с обществом и утверждаемым председателем совета директоров.

Федеральным законом предусмотрены компетенция каждого исполнительного органа, система ответственности членов совета директоров и членов каждого исполнительного органа перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием). При этом особо отмечается, что ответственность несут работники, участвовавшие в принятии решения, повлекшего убытки. Ответственность может быть как индивидуальной, так и солидарной. Регламентируются процедуры заключения крупных сделок, связанных с приобретением или отчуждением обществом имущества, а также процедуры ликвидации общества.

Следует заметить, что при формировании организационной структуры главное требование - это соответствие структуры стратегии развития организации комплексу социально-экономических и организационно-технических характеристик менеджмента, а также непротиворечивость положениям законодательных и нормативных актов.

       Корпорация имеет широкую номенклатуру выпускаемого оборудования: от аэрокосмического до продукции бытового назначения, которая группируется по предприятиям разных регионов США и других стран. На высшем уровне управления сосредоточено небольшое число функциональных сфер деятельности. Вместе с тем производственная сфера имеет четыре уровня управленческих звеньев, что обусловлено организационной и производственной спецификой корпорации. Схема ограничена рассмотрением лишь линейных связей, а корпоративное управление интересно межфункциональными связями, взаимодействием и согласованием их интересов и мотивацией работников.

       В данной структуре преобладает принцип производственной специализации по типам и видам расширяющейся номенклатуры изделий, что увеличивает иерархию и усложняет вертикальные взаимодействия. Производственная специализация имеет значение при формировании корпораций, но корпоративность проявляется в сочетании производственной, экономической и организационной интеграции, когда объединившиеся предприятия и организации создают единый организм, обеспечивающий воспроизводственный характер деятельности. Корпоративность - управленческая характеристика, и степень её проявления в современных системах разная. Наше внимание обращено к данной характеристике вследствие того, что формирование таких структур имеет много положительных аспектов для реформируемой экономики России.

 

3.2 Интегрированные структуры управления.

 

      Ключевой проблемой структурной перестройки экономики России выступает создание благоприятных условий для инвестирования в промышленность и осуществления с участием финансового капитала инвестиционных программ, ориентированных на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукцуии. Одним из путей, обеспечивающих эффективное использование инвестиционных проектов, выступает формирование финансово-промышленных групп (ФПГ). При это существенно изменяется роль банков. Банки не ограничиваются предоставлением кредитов промышленным предприятиям, а становятся совладельцами, приобретая их акции. В тоже время происходит внедрение промышленного капитала в банковскую сферу путем приобретения предприятиями контрольных пакетов акций банков или учреждения собственных банков.

       Внутригрупповое владение акциями создает взаимовыгодные условия для развития, ориентирует на закрепление деловых связей между заинтересованными предприятиями, служит средством защиты от поглощений. Важным условием эффективного функционирования ФПГ выступает такое распределение рисков между участниками, при котором каждое предприятие одновременно является страхователем и страховщиком. В качестве критериев, обеспечивающих интеграцию интересов участников группы, в настоящее время выступают стабильность и безопасность при устойчивом уровне риска и нормальной динамике прибыли.

Зарубежные эксперты выделяют следующие организационные особенности ФПГ: наличие финансового центра, наличие мозгового центра, вырабатывающего стратегию развития ФПГ и оказывающего консультационные услуги, формирование комплекса диверсифицированных производств, широкая сервисная и сбытовая сеть, четкий механизм координации деятельности на рынках, развитая система обмена информацией, ресурсами, финансами.

      Крупнейшие ФПГ являются многоотраслевыми. Например, в США каждая компания из 500 самых крупных действует в 11 отраслях, а некоторые в 20-30 отраслях.

      Специфической организационной структурой финансового капитала выступает конгломерат. По своей организационной структуре конгломерат не имеет ярко выраженного производственного ядра, а также технологической, рыночной и других форм общности кроме финансовой. Стратегия конгломератов ориентирована на конъюнктуру фондового рынка и рынка ссудного капитала.

       По характеру и способам формирования ФПГ Россия в настоящее время проходит стадию становления. Законом "О финансово-промышленных группах" предусматривается обязательное наличие в составе ФПГ организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных учреждений. В состав участников могут входить также инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

       Поэтому финансово-промышленная группа рассматривается как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (системы участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных программ и проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

      Процесс формирования ФПГ в России имеет некоторые особенности. ФПГ могут образовываться на основе крупного банка, учреждаемого на базе промышленного или торгового капитала. Затем банк создает ряд дочерних фирм (инвестиционный фонд, биржа, торговый дом, брокерская фирма), при помощи, которых налаживаются связи с промышленностью.

Основной формой связи в настоящее время выступает скупка крупных пакетов акций предприятий. Созданная по инициативе предприятий лесного комплекса ФПГ в форме АООТ "Прогресинвест" включает: Братский лесопромышленный комплекс, Усть-Илимский целлюлозный завод, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, АО "Иркутсклеспром", "Иркутсклесэкспорт" и др. крупный держатель акций - Онэксимбанк, специализирующийся на контрактах и имеющий опыт по кредитованию инвестиционных проектов, имеет 20% акций.

       Одной из нерешенных проблем формирования ФПГ как в России, так и за рубежом, является определение рационального уровня интеграции и диверсификации, их соотношения. Это сложный и дискуссионный вопрос, и ответ на него может дать лишь анализ практического опыта функционирования ФПГ, на наш взгляд, первичность принадлежит интеграционным процессам, которые обеспечивают формирование рациональных структур: инвестиционной, воспроизводственной, технологической, отраслевой и межотраслевой.

      Взаимодействие структур обеспечивается в первую очередь посредством согласования целей и стратегий деятельности всей ФПГ, что реализуется в технологической, производственной, ценовой, маркетинговой, кадровой политике.

      Критерии менеджмента интегрированных хозяйственных систем могут быть сгруппированы следующим образом:

Системные критерии:

- эффективность совместных инвестиционных проектов (программ)

- эффективность интеграции финансового капитала

- эффективность интеграции производства

- эффективность социальной интеграции (коллективов)

- эффективность диверсификации

- эффективность организационной интеграции.

      Критерии регулирования, адаптации, защиты от риска:

- стандарты - мировые, государственные, межфирменные

- стандарты и нормативы величины капитала, его оборота

- производственные мощности и объемы продаж

- качество продукции услуг

- численность персонала и его структура

- управляемость и адаптивность.

 

4. Организационно-правовые основы формирования структур управления.

 

      Становление рыночной экономики, в принципе, невозможно без дальнейшего развития и совершенствования организационных структур управления, которые обеспечивают максимальное соответствие целям конкретной деятельности предприятия и взаимодействие его с рыночной средой.

      Свободное формирование производства, сферы услуг и поворот экономики к нуждам человека требуют решения ряда важнейших проблем:

разгосударствления экономики и формирования множественности видов предприятий с разнообразными формами собственности, развития экономической и хозяйственной самостоятельности, ответственности товаропроизводителей, создания правового механизма экономической и социальной защиты, создания механизма управления экономикой, адекватного товарному производству и стоимостным формам движения всех факторов производства, создания современной системы социальной защиты населения, социальных гарантий граждан - как потребителей, так и участников товарного производства.

       В связи с этим возникают новые тенденции, характеризующие функционирование предприятий в рыночной экономике, на основе которых формируются новые организационные структуры: создаются многообразные формы собственности, усложняются производственные отношения, связи и взаимодействие субъектов собственности; в связи с усложнением процесса производства, ускорением разработки новых изделий и сокращением срока внедрения идет процесс отказа от однообразных базовых (бюрократических) структур управления; формируются условия развития прогрессивных форм хозяйствования независимо от форм собственности, видов и размеров предприятий.

      Дальнейшее развитие рыночной экономики, формирование рыночного механизма, рыночной инфраструктуры, разрушение монополизма государственных управленческих и производственных структур и возрастание конкуренции порождают появление новых организационно-правовых форм хозяйствования, которые в полной мере отвечают современным требованиям развития экономики.

 

 

 

 

Информация о работе Организационная структура управления