Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа
Становление рыночной экономики, в принципе, невозможно без дальнейшего развития и совершенствования организационных структур управления, которые обеспечивают максимальное соответствие целям конкретной деятельности предприятия и взаимодействие его с рыночной средой.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Назначение и содержание организационных структур управления………...3
1.1 Понятие структуры……………………………………………………………3
1.2 Классификация структур……………………………………………………..4
2.Формирование организационных структур управления……………………..7
2.1 Характеристики блоков структур……………………………………………7
3. Тенденции развития структур управления………………………………….16
3.1 Корпоративные структуры………………………………………………….16
3.2 Интегрированные структуры……………………………………………….18
4. Организационно-правовые основы формирования структур управления...21
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы…………………………………………...23
С 60-х годов стали внедряться программно-целевые структуры. На рис.1. показана матричная схема, характерная для данного типа структур. Для придания линейно-функциональным связям гибкости в составе структуры формируются временные звенья целевого назначения. Сотрудники данной временной структуры (заштрихованные кружки на рис.6.1.), выполняя целевой заказ под руководством целевого менеджера (заштрихованные прямоугольники), одновременно подчиняются и руководителю функционального подразделения. Такие структуры наряду с гибкостью имеют и отрицательные аспекты: сложность управления, трудности в подборе целевого менеджера, обладающего талантом организатора, двойное подчинение, что вызывает конфликты.
Рассмотрение классических моделей организационных структур управления позволяет сделать ряд важных для современных менеджеров выводов.
при формировании структур управления по классическим моделям учитывается ограниченный состав факторов, воздействующих на структуру, что не отражает её возрастающей роли управлении социально-экономическими системами.
В процессе формирования структур управления делается акцент на линейные, функциональные, целевые и программные связи. Разнообразие способов связей осуществляется по линии выделения объектов управления. Использование теории менеджмента позволяет в современных условиях значительно расширить содержание управленческих связей. Например, линейная связь кроме руководства и подчинения имеет и иное содержание, определяемое понятиями: экономический интерес, удовлетворенность, регламентированность, т.е. экономическое, социальное и организационное содержание. Данное обстоятельство существенным образом отражается на типологии структур управления.
Развитие в России рыночных отношений обусловливает потребность реструктуризации систем менеджмента на научно-методической основе. Поэтому при формировании новых организационных структур управления следует предусмотреть возможность выбора условий функционирования по критериям эффективности.
Далее рассмотрены принципиальные положения типологии структур управления как основы для их моделирования и выбора более гибких, жизнестойких и прогрессивных.
2.Формирования организационных структур управления.
Процесс развития теории и методологии российского менеджмента отстаёт от потребностей практики. В значительной степени данное положение характерно для вновь создаваемых систем менеджмента в связи реструктуризацией экономики и усилением горизонтального взаимодействия хозяйственных звеньев в рыночных условиях. Рассмотрим методологические аспекты формирования структур управления, основываясь на теории менеджмента с использованием системного, комплексного и ситуационного подходов.
2.1 Характеристики блоков структур.
Модель формирования организационных систем управления, последовательность и ключевые процедуры, характерные для данного процесса.
Расположение организационных характеристик системы управления определяет (по вертикали) содержание организационной структуры управления и логику её формирования (1, 2, 3, 4), а также содержание и логику формирования её составляющих: организационно-
Следуя логике модели, выявим основные характеристики структур управления, критерии выбора того или иного типа организационной структуры, детально исследуя горизонтальные блоки модели.
Назначение первого блока (1, 1.1, 1.2) - определить и обосновать тип организационной структуры управления. Тип структуры управления зависит от ключевых параметров социально-экономической системы, типа экономики, в которой функционирует система, структуры отношений собственности и форм их реализации.
В качестве параметров, используемых менеджерами при выборе типа структуры управления, выступают: миссия (1), или назначение социально-экономической системы; место, занимаемое в экономике и характеризуемое размером капитала и объёмами рынков; стратегия развития.
В соответствии с данными параметрами виды структур следующие:
по масштабу связей - транснациональная, национальная, региональная, крупного, среднего и малого бизнеса;
по приоритетной сфере деятельности - промышленная, торговая, сервисная, внешнеэкономическая; по типу стратегии развития системы - предпринимательская, ориентированная на устойчивое долговременное развитие; структура рациональности.
Модель формирования организационной системы управления.
Предпринимательский тип стратегии направлен на превосходство над конкурентами и обеспечение конкурентоспособности, экономический рост и прибыльность, завоевание или открытие новых ниш рынка, постоянное обновление продукции, поиск и формирование сильных сторон бизнеса.
Стратегия выживания заключается в создании условий длительного существования, так как организации имеют потенциальные возможности долгого функционирования. Организации, выбравшие такую стратегию, постоянно или периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг, делая инвестиции в новые мощности и поглощая другие организации, осуществляют интеграцию с аналогичными производствами или проводят политику диверсификации.
Стратегия рациональности направлена на реализацию преимущественно внутренних связей и учёт внутренних ресурсов. Такая стратегия характерна для организаций административного типа управления и для подразделений, не имеющих полной хозяйственной самостоятельности.
Тип структуры (1.1) в значительной степени определяется типом экономики и экономической политикой, что, в свою очередь, проявляется в характере государственного регулирования. По данным параметрам выделяются следующие признаки структур управления:
по типу экономики - рыночная, командно-административная, либеральная; по характеру государственного регулирования экономики - жестко регулируемая, социально регулируемая, нормативно регулируемая.
В России плановая система управления народным хозяйством обусловливала преобладание жестко регулируемых, командно-административных, бюрократических структур управления предприятиями. Для рыночной экономики в большей степени характерны социально регулируемые, адаптивные структуры. Следует отметить, что взаимодействие государственных и рыночных регуляторов - типичная проблема не только для стран с переходной экономикой, но и для стран со сложившимися рыночными отношениями.
Основой формирования рыночных отношений выступает разнообразие отношений собственности (1.2.), обеспечиваемое в России преимущественно процессами приватизации государственной собственности. Поэтому при формировании и выборе структур управления важной составляющей выступает структура собственности и формы её реализации. С учётом данной характеристики различают следующие виды структур управления:
- частная (предприниматели и семьи);
- государственная;
- паевая (кооперативная и товарищество);
- акционерная;
- совместная с иностранным капиталом
Рассмотрение характеристик первого блока (1, 1.1, 1.2) модели позволяет выделить типы организационных структур управления:
корпоративная - рыночная, социально регулируемая или нормативно регулируемая, акционерной собственности, ориентирующая социально-экономическую систему на долговременное развитие;
предпринимательская - рыночная, адаптивная (гибкая), частной собственности, ориентированная на коммерческий успех;
административная - плановая, жестко регулируемая, государственной собственности, ориентированная на стратегию рациональности.
Назначение второго блока (2, 2.1, 2.2) модели - определить и обосновать функционально-целевые характеристики управления в соответствии с выбранным типом структуры, особенностями технологии и организации производства, а также выявить содержание функциональных и межфункциональных процессов управления. Данный блок процедур можно рассматривать как базовый (в условиях командно-административной системы процедуры данного блока в значительной степени определяли весь процесс построения структур управления).
Содержание и структуризацию целей и задач (2), выявление функциональных сфер управленческой деятельности, адекватных экономическим процессам, следует рассматривать как исходное условие распределения функций управления по уровням (вертикали) и звеньям (горизонтали) системы управления, определения направленности и содержания процессов управления. В данном блоке выделяются следующие виды структур управления:
по характеру взаимосвязи экономических процессов - целевая, программно-целевая, проблемно ориентированная, ориентированная на результаты;
по содержанию экономических процессов - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая, сервисная.
Целевая структура формируется по приоритету и значению целей в управлении. Цель измеряется, конкретизируется, декомпозируется, и каждое звено, лицо в структуре наделяется функциями по реализации и достижению конкретных параметров цели. Такая структура определена во времени, объемах ресурсов, в связях и конкретных результатах. Метод построения такой структуры в зарубежной практике получил название "управление по целям".
В программно-целевых структурах основным объектом конкретизации, декомпозиции целей выступает программа как средство, организующее, координирующее деятельность людей. В России в настоящее время такие структуры широко распространены. Разрабатываются отраслевые и межотраслевые программы: инновационные, экономические, социальные, экологические.
Выделение функциональных сфер менеджмента выступает стержневой процедурой формирования горизонтальных корпоративных структур управления. Состав сфер управленческой деятельности или процессов управления обусловлен стадиями кругооборота ресурсов, жизненным циклом изделий, воспроизводственными факторами. Структура каждой функциональной сферы деятельности зависит от масштаба связей типа организации, уровня специализации, внутренних и внешних факторов. В России в условиях командно-административной системы управления функциональное содержание процессов и структур управления абсолютизировалось, состав функциональных сфер деятельности, и численность управленческого аппарата регламентировались отраслевыми и общегосударственными органами. В каждой отрасли использовались отраслевые нормативы и типовые функциональные структуры.
С 1981г. стал внедряться комплекс государственных стандартов "Управление производственным объединением и промышленным предприятием", где предусматривалась функциональная структура из 17 блоков конкретных функций.
Функциональные блоки состояли из отделов заводоуправлений и органов управления объединением. Такие структуры утяжеляли и усложняли межфункциональное взаимодействие в процессах управления. Внедрением стандарта предполагалось создать общую схему формирования структур управления в народном хозяйстве.
Условием эффективного формирования управленческих связей (2.1) является обоснование принципов технологического и производственного взаимодействия подразделений организации (предприятий, производств, цехов). Исходя из таких принципов можно выделить следующие структуры упарвления:
по характеру производственных связей - специализированная, комбинированная, диверсифицированная, интегрированная;
по производственным уровням - одноуровневая, двухуровневая, трехуровневая;
по степени хозяйственной самостоятельности (обособленности) - материнская, дочерняя, филиальная.
Специализированные структуры имеют чётко выраженный отраслевой и продуктовый характер, что часто отражается в названии производственно-хозяйственной системы (АвтоВАЗ, АвтоЗИЛ).
Диверсифицированной считается стуктура с расширенной сферой деятельности как условием выхода с новой продукцией на новые рынки. Часто новые сферы значительно отличаются от технологии профильной продукции. Само понятие "диверсификация" значительно шире, чем разнообразие производственной программы, и включает разнообразие других аспектов деятельности, в частности разнообразие структур менеджмента через его цели, функции и процесс управления.
Интегрированные структуры в период передела государственной собственности и становления рыночных отношений в России занимают видное место в экономике и наиболее динамичны. Принципы интеграции различны. Прежде всего, следует отметить процесс поглощения и объединения предприятий. И в том, и в другом случае речь идет об увеличении потенциала компаний и повышении их роли на рынке определенной продукции. Так, в настоящее время идет активный процесс объединения нефтяных компаний в России ("Сибнефть" и "Юкос", "Лукойл" и "Седанко").
По производственно-функциональной интеграции наиболее распространены следующие типы структур: концерн, холдинг, картель, синдикат, финансовые группы.
По уровню самостоятельности и внутреннему взаимодействию структуры подразделяются так: материнская компания, филиал, дочерняя компания. Наибольшее развитие такая структуризация получила в межждународных компаниях, сфера деятельности которых распространяется на зарубежные страны.
Формирование функциональных сфер деятельности управленческого персонала (2.2) связано с особенностями не только производственной деятельности, но и человеческого фактора. Как известно, в процессах управления в качестве объектов выступает производственный персонал, а в качестве субъектов управления - менеджеры. В соответствии со структурой выделяются следующие виды структур управления: