Организационные структуры: назначение и содержание, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить назначение и содержание организационных структур, провести анализ основных видов организационных структур, исследовать организационную структуру конкретной организации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучить основные теоретические вопросы: понятие организационной структуры, элементы организационной структуры и связи между ними, виды организационных структур, их достоинства, недостатки и сферы применения, принципы построения организационных структур;
- исследовать существующую организационную структуру управления ООО «Леспром»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Леспром».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ……….....5
1.1. Понятие организационной структуры……………………………......5
1.2. Классификация организационных структур………………………..11
1.3. Требования, предъявляемые к организационным
структурам………………………………………………………….....22
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ООО «ЛЕСПРОМ»…………………………………………………………......28
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………....28
2.2. Структура управления предприятием………………………………33
ГЛАВА 3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ЛЕСПРОМ»………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа состоит из  1 файл

Организационные структуры. Курсач ТО 1 семестр.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

дальневосточный Государственный Университет

путей сообщения

Институт экономики

Кафедра “Менеджмент”

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: “Теория организации”

Тема: “Организационные структуры: назначение и содержание, тенденции развития”

(на примере ООО «Леспром»)

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил: доцент Каминский А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2009


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3                                                                                               

ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ……….....5               

1.1. Понятие организационной структуры……………………………......5                                          

1.2. Классификация организационных структур………………………..11                                

1.3. Требования, предъявляемые к организационным

       структурам………………………………………………………….....22                                                                                       

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

ООО «ЛЕСПРОМ»…………………………………………………………......28                                                                                                  

2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………....28                                           

2.2. Структура управления предприятием………………………………33                                   

ГЛАВА 3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ЛЕСПРОМ»………………...38                                  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47                                                                                                         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...49                                                                              

 


ВВЕДЕНИЕ

Организацию, как таковую, невозможно увидеть, разве что ее внешние признаки: здания, технику, людей, занятых своими делами. Однако у каждого человека есть некоторые знания о внутренней деятельности различных организаций, так как, живя в обществе, он постоянно с ними контактирует. Можно утверждать, что организации стали неотъемлемой частью современной жизни, поскольку именно в них или при их содействии люди растут и развиваются, меняя себя и мир вокруг. Современный человек вряд ли сможет представить жизнь вне организаций – так сильно он с ними связан. Эта связь настолько крепка, что человек даже идентифицирует себя с организацией. Например, люди дают им названия-«имена», а в теории организации существует понятие жизненного цикла, согласно которому организации рождаются, развиваются, достигают пика развития, затем приходят в упадок и умирают. Удивительно, как это похоже на человеческую жизнь. Но, на самом деле, не очень-то важно – сознает человек свою принадлежность к организации или является ее ярым противником, вне зависимости от своих желаний и убеждений мы с рождения попадаем в мир, где организации – это фундамент жизни.

В наши дни, чтобы выжить, организация должна изменяться. Успешная организация постоянно находится в динамике. Ее существование – непрерывное движение в направлении роста или спада, а, так как все организации направлены на развитие, их целью является движение только в положительном направлении – в направлении роста. И, поскольку повышение эффективности работы организации в значительной мере определяется организованностью системы управления (которая зависит от четкой структуры организации и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели), изучение организационных структур управления – оправданная необходимость.

На эффективность деятельности организации влияют: реальные взаимосвязи между людьми и их работой, которые отражаются в схеме организационной структуры и в должностных обязанностях каждого члена организации; политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала; полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления.

Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства.

Объектом курсовой работы является ООО «Леспром», а предметом исследования – организационная структура управления, согласно которой данное предприятие осуществляет свою деятельность.

Цель курсовой работы: изучить назначение и содержание организационных структур, провести анализ основных видов организационных структур, исследовать организационную структуру конкретной организации.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

-         изучить основные теоретические вопросы: понятие организационной структуры, элементы организационной структуры и связи между ними, виды организационных структур, их достоинства, недостатки и сферы применения, принципы построения организационных структур;

-         исследовать существующую организационную структуру управления ООО «Леспром»;

-         разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Леспром».

 


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие организационной структуры

Понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц – есть залог эффективного достижения целей организации, поэтому изучение структурных взаимосвязей носит необходимый характер.

Ключевым понятием в изучении этих взаимосвязей является организационная структура.

Рассматривая работы различных авторов, можно прийти к заключению, что каждый из них придерживается одной из двух позиций по поводу трактовки понятия организационной структуры.

Первая группа исследователей (В.Р. Веснин, Б.З. Мильнер, О.М. Горелик, Ю.Н. Лапыгин [15, с. 131], В.А. Абчук [1, с. 77]) в целом определяет организационную структуру как совокупность органов управления и связей между ними:

Организационная структура управления, согласно В.Р. Веснину [4, с. 227], представляет собой упорядоченную совокупность органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении и объединенных коммуникационными каналами.

А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева и Н.А. Соломатин [22, с. 91] определяют организационную структуру как упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации.

Согласно Б.З. Мильнеру [17, с. 30]:

«Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, кото­рые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и ко­ординации технологических элементов и персонала».

О.М. Горелик [7, с. 27] рассматривает организационную структуру управления предприятием как совокупность всех его служб и существующих между ними управленческих связей как по горизонтали, так и по вертикали.

По О.С. Виханскому и А.Н. Наумову [5, с. 24] структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что некоторые авторы называют организационные структуры структурами управления, еще раз подчеркивая, что имеется в виду совокупность подразделений, должностей и предписанных взаимосвязей. Отметим, что в структурах управления выделяют такие понятия, как элементы, связи и уровни (в дальнейшем они будут разъяснены).

Вторая группа исследователей (Е.Г. Непомнящий, А.В. Сурин, А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Соломатин) определяет организационную структуру как форму разделения управленческой деятельности:

Организационная структура управления [18, с. 36] – форма разделения труда по управлению производством.

А.В. Сурин, Ф.М. Волков, А.Т. Зуб [19, с. 172] пишут: «Под термином структура организации подразумевается четкое разграничение функций между отдельными людьми и группами людей в зависимости от выполняемых ими обязанностей и полномочий внутри организации».

В.Д. Дорофеев [10, с. 127] рассматривает организационную структуру управления как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.

Но, несмотря на то, что вышеприведенные определения кажутся на первый взгляд отличными друг от друга, все они имеют общие положения. Соединив воедино точки зрения различных авторов, можно сделать следующие выводы:

1.      Организационная структура обозначает формально определенные отношения, включая ряд уровней управления.

2.      Организационная структура описывает объединение отдельных людей в подразделения и подразделений в организацию.

3.      Организационная структура включает в себя структуру систем, обеспечивающих эффективную коммуникацию, координацию и интеграцию различных подразделений.

Элементами организационной структуры считаются службы, группы, работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих функций, задач и работ. Элемент управления также называют органом или звеном управления. Во главе органа управления находится руководящая должность [4, с. 228] – организационная единица, которая реализует совокупность его прав, обязанностей и ответственности. По отношению к ней все остальные должности являются подчиненными.

Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые можно подразделить следующим образом:

1.      Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми: начальник цеха 1 – начальник цеха 2.

2.      Вертикальные связи подчинения возникают при наличии нескольких уровней управления, то есть при его иерархичности: директор предприятия – начальник цеха.

Связи в структуре управления также могут носить линейный или функциональный характер:

1.      Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями – лицами, полностью отвечающими за деятельность всей организации или ее структурных подразделений; возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому: финансовый директор – главный бухгалтер-аналитик – старший финансовый аналитик.

2.      Функциональные связи характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции управления на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения: начальник планового отдела – начальник цеха.

Организационная структура отражена структурной схемой – диаграммой, где элементы структуры обычно изображаются в виде наименований, заключенных в прямоугольники, а формально предписанные направления коммуникаций между структурными подразделениями – в виде соединяющих прямоугольники линий. Схема организационной структуры отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Далее представлен пример простой схемы линейной структуры управления.

Рис. 1. Простая линейная схема организационной структуры

Важно понимать, что схема отображает только формальную организационную структуру, в то время как существует и неформальная (совокупность неофициальных контактов, лидирующих личностей, группировок). Взаимоотношения [17, с. 31], которые характеризует неформальная структура, не носят заранее спро­ектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безо­пасность и другие. В основе неформальных отношений лежат отношения не между установленными должностями, а между конкретными индивидами [5, с. 346].

Пространство контроля обозначает количество работников, непосредственно подчиненных менеджеру – сколько людей может быть эффективно объединено под единым руководством. Пространство контроля так же называют объемом управления или охватом контроля.

Каждый руководитель ограничен временем, знаниями и умениями поэтому, чем больше число подчиненных и шире сфера контроля, тем слабее будет контроль. Число подконтрольных людей должно быть ограничено, иначе руководитель будет перегружен работой. Не существует оптимального количества подчиненных, которое может эффективно контролировать один человек, однако, средняя норма управляемости варьируется в пределах 6-10 единиц управления (Ю.Н. Лапыгин [15, с. 132], В.Р. Веснин [4, с. 230]). Отдельное внимание отводится рассмотрению пространства контроля на различных уровнях управления.

Иерархия [5, с. 352] – структура власти, или ее звенность. Говоря проще, иерархия – это подчиненность одних звеньев организации другим.

Иерархию образует совокупность уровней управления. Их количество тесно связано с объемами управления. Например, при увеличении объема управления руководителя количество уровней сокращается. Это означает, что из иерархической структуры исключен один или более промежуточных уровней. В зависимости от количества уровней управления организации бывают горизонтальные (с небольшим количеством уровней) и вертикальные (имеющие много уровней управления).

С точки зрения принятия и реализации управленческих решений централизация представляет собой важную характеристику структуры.

Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства. Такое определение дает О.С. Виханский.

М. Мескон [16, с. 250] же рассматривает централизацию, как условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления. Подразумевается, что часть своих полномочий по принятию решений руководство делегирует нижестоящим уровням управления.

Информация о работе Организационные структуры: назначение и содержание, тенденции развития