Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить назначение и содержание организационных структур, провести анализ основных видов организационных структур, исследовать организационную структуру конкретной организации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучить основные теоретические вопросы: понятие организационной структуры, элементы организационной структуры и связи между ними, виды организационных структур, их достоинства, недостатки и сферы применения, принципы построения организационных структур;
- исследовать существующую организационную структуру управления ООО «Леспром»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Леспром».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ……….....5
1.1. Понятие организационной структуры……………………………......5
1.2. Классификация организационных структур………………………..11
1.3. Требования, предъявляемые к организационным
структурам………………………………………………………….....22
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ООО «ЛЕСПРОМ»…………………………………………………………......28
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………....28
2.2. Структура управления предприятием………………………………33
ГЛАВА 3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ЛЕСПРОМ»………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
Дивизиональная структура используется на крупных предприятиях с широкой номенклатурой товаров и услуг, быстро меняющейся техникой и технологией, реагирующей на изменения потребностей и спроса общества на новейшие потребительские товары.
В то же время дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений и групп [22, с. 101]. Отсюда вытекает существенный недостаток данной структуры: увеличение затрат на содержание административно-управленческог
Итак, все структуры механистического типа имели общую проблему – проблему гибкости. Ее пытались решить, создавая варианты комбинированных структур путем внедрения в основу другой структуры (например, линейно-функциональной) новых элементов. Так появились органические (адаптивные) структуры. Существенное отличие адаптивных структур от структур механистического типа состоит в том, что первые базируются на комплексном управлении всей системой в целом, как единым объектом, ориентированным на определенную цель, в то время как в основе вторых лежит комплексное управление объективно складывающимися подсистемами [2, с. 24].
Под проектной структурой понимается временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации) [17, с. 50], следовательно, проект – группа видов деятельности, направленных на решение разовой задачи. Достоинства проектных структур: высокая целевая ориентация, специализация, концентрация необходимых ресурсов. Их недостатки: трудность нахождения применения высвобожденным ресурсам вследствие их уникальности, конфликты между инстанциями и менеджерами проектов, неуверенность менеджеров в реальности сроков выполнения задач по проектам.
Рис. 9. Проектная структура управления
Матричная организационная структура – это совокупность временных рабочих групп (проектов) в рамках организации или подразделения. Матричные структуры можно рассматривать, как функциональные структуры с постоянно действующими проектными командами [19, с. 186].
Рис. 10. Матричная структура управления
Ее достоинства: позволяет быстро маневрировать ресурсами, обеспечивает высокую целевую ориентацию работ. Организация одновременно может группировать сотрудников по функциональному и дивизиональному принципам или по производимому продукту и местоположению предприятия [9, с. 114]. Недостатки: трудна в формировании и управлении, непригодна для работы в критических ситуациях.
Программно-целевая организационная структура – совокупность подразделений, связанных с выполнением целевых комплексных программ (ЦКП). Целевые группы [17, с. 41] — это форма горизонтального контакта для решения общих проблем подразделений разного профиля. Если работа в данный момент времени ведется только по одной конкретной программе, то программно-целевая организационная структура – разновидность проектной структуры, если работа по программе является дополнением к основной деятельности – матричной.
Фрагментарная (бригадная, командная) организационная структура – совокупность автономных и полуавтономных подразделений (бригад, комитетов, комиссий, творческих групп), работающих самостоятельно над несвязанными друг с другом проблемами инновационного характера.
Принципы построения бригадных структур [22, с. 105]:
автономная работа;
самостоятельное принятие решений;
замена жестких связей бюрократического типа гибкими связями;
привлечение для разработки и решения задач сотрудников из других подразделений, что разрушает традиционное деление производственных, инженерно-технических, экономических и управленческих служб на изолированные системы со своими целевыми установками и интересами. Пример: выполнение фундаментальных научно-исследовательских работ в рамках академического НИИ.
Стоит также отметить, что многих исследователей интересует, какой должна быть организационная структура будущего. В связи с этим возникают инновационные (современные) структуры управления. К ним относят сетевые, виртуальные, многомерные, корпоративные, модульные, интегрированные, конгломератные и другие организационные структуры [23, с. 293].
В моделях нового типа на первый план выдвигаются новые измерения организационной среды: свободный поиск, креативность, инновационность, риск, маневренность, инициатива, гибкость и ситуативность. Все современные структуры подчеркивают преимущества горизонтального структурирования – привлечения для разработки и решения задач сотрудников из разных структурных подразделений [24, с. 23].
Итак, в данном пункте были рассмотрены основные типы организационных структур – как механистические, так и органические. Выбор структуры всегда носит альтернативный характер, поскольку каждая из них обладает как достоинствами, так и недостатками. Так как организации в большинстве своем уникальны и отличаются друг от друга многими факторами, для каждой из них приемлем и эффективен свой тип структуры. Некоторые структуры выходят из употребления вследствие развития организаций, а также общества и науки в целом. Часто они служат фундаментом для создания новых усовершенствованных структур управления. Эволюция организационных структур продолжается.
1.3. Требования, предъявляемые к организационным структурам
Чем совершеннее организационная структура, тем эффективнее влияние управления на процесс производства, поэтому к структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение:
Адаптивность (способность приспосабливаться к переменам во внешней среде);
Динамизм, гибкость (способность чутко реагировать на изменение спроса, технологий и т.п.);
Адекватность (постоянное соответствие оргструктуры параметрам управляемой системы);
Специализация (ограничение и конкретизация сферы деятельности каждого управленческого звена);
Оптимальность (установление рациональных связей между уровнями и звеньями управления);
Оперативность (недопущение необратимых изменений в управляемой системе за время принятия решения);
Надежность (гарантия достоверности передачи информации);
Экономичность (соответствие затрат на содержание органов управления возможностям организации);
Простота (легкость для персонала в приспособлении к данной форме управления).
Ю.Н. Лапыгин [15, с. 147] приводит мнение Т. Питерса и Р. Уотермена, которые считают, что организационная структура должна отвечать как минимум трем требованиям:
1. Эффективности, с точки зрения основ политики бизнеса;
2. Регулярности обновления;
3. Профилактики окостенения путем обеспечения по крайней мере чувствительности к главным угрозам.
Довольно пространные требования, которые, тем не менее, вполне рациональны.
Рассмотрим требования к организационной структуре и ее формированию по В.Д. Дорофееву [10, с. 129]:
1. Организационная структура управления прежде всего отражает цели и задачи организации, а следовательно, должна быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления следует связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью – с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководства и менеджеров.
Суммируя вышесказанное, выведем ряд требований, которым должна соответствовать оптимальная (на какой-то определенный отрезок времени) организационная структура:
структура управления предприятием должна обеспечивать эффективное достижение основных производственных и организационных целей;
обеспечивать взаимодействие всех элементов структуры, научно-технического, линейного и управленческого персонала;
адекватно реагировать на изменения внешней среды.
Реализация этих принципов предполагает учет целого ряда факторов, из которых наиболее значимыми являются:
Рис. 11. Факторы, влияющие на организационную структуру
Стратегия предопределяет структуру управления, которая должна соответствовать намеченным ею изменениям. Правда на уровне подразделений и служб влияние стратегии на структуру ощущается в меньших размерах, чем на организацию в целом.
Размер организации оказывает большое влияние на выбор структуры управления. От количества людей, занятых на предприятии, зависит, с помощью каких механизмов будет осуществляться координация и контроль их деятельности.
Характер и теснота связей между организацией и окружающей средой предопределяет степень воздействия последней на выбор структуры управления. Чем более динамичным является окружение, тем большей приспособляемости требует оно от организации. Это выражается в применении различных комбинаций органических и иерархических структур. Неопределенность внешней среды отражается на организации следующим образом [8, с. 415]:
1. Возрастают различия между отделами;
2. Организация испытывает потребность в повышении уровня согласования деятельности отделов;
3. Организация должна адаптироваться к изменениям.
Технологии оказывают наибольшее влияние на структуру тех подразделений организации, которые непосредственно связаны с производством продукции и услуг. При рутинном характере технологий чаще всего применяются иерархические структуры. Если технологии связаны с неопределенностью, используют органические структуры.
Организационная структура зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организации. Расположение и отношение к работе, которые характерны для работников организации, также оказывают существенное влияние. Например, работники, труд которых имеет творческую направленность, предпочитают структуры, дающие им больше свободы и самостоятельности.
Географическое размещение организации приводит к делегированию региональным подразделениям определенных прав в принятии решений в случае, если регионы достаточно изолированы. Если эти права не очень большие, то увеличивается число ячеек в функциональной структуре. Если же территориальное подразделение имеет статус относительной самостоятельности, то происходит переход к дивизиональной организационной структуре.
Для обеспечения эффективного распределения функций управления по подразделениям, требуется выполнить ряд следующих условий:
решение одних и тех же вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений;
все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.
На эффективность деятельности организации влияют:
1. Реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;
2. Политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;
3. Полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем и высшем).
Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства [17, с. 31].
Что касается аппарата управления организацией, он должен быть:
Во-первых, оперативен, то есть в установленные сроки выполнять возложенные на него функции;
Во-вторых, надежен, обеспечивая однозначное достоверное отображение фактического состояния производства и результатов принимаемых решений;
В-третьих, оптимален, что означает обеспечение нахождения наилучших решений технико-технологических, организационно-экономических, социальных и экологических аспектов производственно-хозяйственной деятельности организации путем многовариантной их проработки;
В-четвертых, экономичен, то есть качественно выполнять возложенные на него функции с наименьшими затратами, обеспечивая одновременно снижение административно-управленческих затрат на производство и реализацию продукции (услуг).
Таким образом, при проектировании организационной структуры важно учитывать внутренние особенности организации и специфику внешних факторов воздействия. От того, насколько точно будут проанализированы эти особенности, зависит эффективность задействованной организационной структуры, выбор путей ее совершенствования и устранения недостатков.
Информация о работе Организационные структуры: назначение и содержание, тенденции развития