Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:54, курсовая работа
Цель и задачи. Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
уточнено содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
представлена классификация организационных структур управления предприятием;
проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием;
предложен методический подход к формированию организационной структуры управления предприятием;
обоснована система развития организационной структуры управления предприятием;
разработана логическая схема программы структурных преобразований предприятия;
построена модель привлечения персонала к структурным преобразованиям предприятия.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Типы организационных структур управления.
Основные принципы построения организационных структур
1.1 Понятие организационной структуры организации………………………5
1.2 Характеристика бюрократических организационных
структур управления………………………………………………………….....8
1.3 Характеристика органических (адаптивных) организационных
структур управления…………………………………………………………….18
2. Экономическая характеристика ГУП "Зилаирское районное
производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" РБ
2.1 Краткая характеристика……………………………………………………..26
2.2 Характеристика существующей организационной
структуры……………………………………………………………………..….37
2.3 Проектирование возможных видов организационных структур…………39
2.4 Обоснование выбора новой организационной структуры………..………40
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список………………………………………………...…...44
В
зависимости от характера связей
между различными подразделениями
различают следующие формы
Линейные структуры
Линейная
организационная структура
- простое построение
-
однозначное ограничение задач,
- жесткое руководство органами управления
-
оперативность и точность
Недостатки:
- затруднительные связи между инстанциями
-
концентрация власти в
-
сильная загрузка средних
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Руководитель имеет несколько подчинённых.
Рис.1
Линейная организационная структура
Функциональные структуры
Функциональная
организационная структура
Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
К преимуществам такой структуры можно отнести:
-
сокращение звеньев
- уменьшение дублирования работ
-
укрепление вертикальных
-
высокая компетентность
К недостаткам:
-
неоднозначное распределение
- затруднённая коммуникация
- длительная процедура принятия решений
Возникновение
конфликтов из-за несогласия с директивами,
так как каждый функциональный руководитель
ставит свои вопросы на первое место.
Рис.2
Функциональная организационная структура
Линейно-функциональные структуры
Функционально-линейная структура представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения, которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Эти штабы могут:
-
ограничиваться центральными
-
находиться в нескольких
- образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.
Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.
Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:
Преимущества:
Возможность получить высокую
степень профессиональной
Точно определить места и
Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса
Недостатки:
Затрудняет горизонтальное
С трудом реагирует на
Рис.3
Линейно-функциональные структуры
Линейно-штабные структуры
Такой
вид организационной структуры
является развитием линейной и призван
ликвидировать ее важнейший недостаток,
связанный с отсутствием
Достоинства линейно - штабной структуры:
-
более глубокая, чем в линейной,
проработка стратегических
-
некоторая разгрузка высших
-
возможность привлечения
При
наделении функциональных подразделений
правами функционального
Недостатки линейно - штабной структуры:
-
недостаточно четкое
тенденции к чрезмерной централизации управления;
Вывод:
линейно - штабная структура может являться
хорошей промежуточной ступенью при переходе
от линейной структуры к более эффективным.
Структура позволяет, правда в ограниченных
пределах, воплощать идеи современной
философии качества.
Девизиональные структуры
Первые разработки концепции и начало внедрения дивизиональных структур управления относятся к 20-м гг., а пик их промышленного использования приходится на 60-70-е гг. Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Поэтому данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при) сохранении координации и контроля).
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.
Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев; по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация).
Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации.
При
использовании дивизионально-
Некоторые предприятия производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет четко определенные, или специфические, потребности. Если два или более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей.
Данный тип организационной структуры находит применение в достаточно специфичных областях, например в сфере образования, где в последнее время наряду с традиционными общеобразовательными программами возникли специальные отделения для обучения взрослых, повышения квалификации и т.д. Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых форм, торгующих оптом и в розницу.
Если деятельность предприятия охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной организационная структура по территориальному принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь предприятия с клиентами, а также связь между его подразделениями.
Хорошо
знакомым примером региональных организационных
структур могут служить сбытовые
подразделения крупных