Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:37, реферат
Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления Затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
- принцип иерархичности
уровней управления - каждый нижестоящий
уровень контролируется
- принцип целеполагания - ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;
- принцип соответствия -
в ОСУ должен реализовываться
принцип соответствия
- принцип разделения труда
- ОСУ должна обеспечить
- принцип ограничения
полномочий - полномочия руководителей
ограничиваются миссией и
- принцип адаптации - ОСУ
должна быть достаточно гибкой
и реагировать на внешние и
внутренние изменения; ОСУ
Итак, с помощью ОСУ
решаются наиболее значимые задачи управления:
ОСУ обеспечивает координацию всех
функций менеджмента; ОСУ определяет
права и обязанности
В структуре управления организации различаются линейные и функ-циональные связи. Первые - связи отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между линейными руководителями, т.е. между лицами или структурными подразделениями, отвечающими за деятельность организации. Функциональные связи сопряжены с теми или иными функциями менеджмента: планирование, финансирование, производство, маркетинг и др.
Не может быть двух одинаковых
структур, так как совокупность внешних
и внутренних факторов организации
всегда уникальна. Поэтому попытки
слепо копировать структуры управления
успешно функционирующих
Таким образом, организационная
структура управления - это внутреннее
строение любой производственно - хозяйственной
системы, то есть способ организации
элементов в систему, совокупность
устойчивых связей и отношений между
ними. ОСУ является не только основой
существования количественно
Механистическая (бюрократическая)
структура выступает как
Рисунок 10- Классификация типов организационных структур управления
Органистические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. В больших организациях многоуровневые ОСУ по признаку дифференциации и выделяют: "стратифицированные" и "совмещенные" структуры управления.
Часть деловой организации,
реализующая функции
На сегодняшний день основным
принципом построения любых организационных
систем - биологических, технологических,
социальных - является иерархия. Термин
"иерархия" в буквальном переводе
с греческого - священная власть
был введен в употребление полтора
тысячелетия назад, в V веке нашей
эры и применялся для характеристики
организации христианской общины. По
мере общественного развития употребление
данного термина и трактовка
его смысла претерпели определенные
изменения. Рассмотрим применение принципа
иерархии к социальным системам, в
том числе и к деловым
В современной теории организации
понятие "иерархия" применяется,
в основном, для отражения вертикального
подчинения между различными уровнями
управления организацией: иерархия властных
полномочий, иерархия функций и функциональных
обязанностей - соответственно подчинение
по службе, функциональное подчинение.
С иерархией властных полномочий
тесно переплетается
В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали. Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей. Так, например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической схеме распределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличием горизонтальных связей между ними.
Впервые модель четкой иерархической структуры управления была разработана в начале ХХ века немецким ученым М. Вебером в теории бюрократии, как наиболее эффективной для того времени системы управления организациями и обществом. Основным принципиальным положением теории было четкое разделение труда, из которого вытекали следующие требования к системе управления:
- использование
- соблюдение иерархии управления, т.е. нижестоящий уровень дол-жен подчиняться вышестоящему уровню;
- наличие формальных правил
и норм для выполнения
- разработка квалификационных
требований для каждого
Со временем понятие "бюрократия"
превратилось в нарицательный термин.
Бюрократическая система
В стратифицированных структурах на одном уровне управления применяется один признак, а на более низком - другой. В отличие от этого в совмещенных структурах на одном и том же уровне применяется по два и более признака дифференциации, что порождает двойное и более подчинение и приводит к матричной организации.
В первой половине ХХ века доминирующими были сначала линейные и функциональные ОСУ, а затем их комбинации. Во второй половине крупные западные корпорации стали практически повсеместно переходить к дивизиональным структурам.
В условиях рыночной
экономики и острой
К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководителям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали.
Несмотря на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом существенных недостатков, а именно:
- порождают между людьми отношения подчинения, зависимости экономического и социального характера;
- дают преимущественное
право одним работникам
- допускают, чтобы меньшинство
принимало решение за
- не позволяют полностью
регламентировать деятельность
работника управленческого
- решение ряда вопросов отдается на личное усмотрение руководителя, что может быть использовано им в корыстных целях.
Наличие в любой иерархической
системе указанных недостатков
ведет к тому, что со временем
в работе деловой организации
накапливается влияние
Преобладание в деятельности лиц, принимающих решение, мотивов приобретения, их стремление к собственному обогащению в сочетании с возможностью выбирать те решения, которые приносят им личную выгоду, ведут к развитию взяточничества и коррупции. Этот вид патологии поражает организации независимо от их размера и вида деятельности. Он встречается в органах государственного управления и даже в организациях, занимающихся решением экономических проблем на межгосударственном уровне.
Стремление менеджера
деловой организации к
Основная сложность борьбы с указанными недостатками заключается в том, что они носят объективный характер и присущи любой иерархической системе управления. Тем не менее за многие годы удалось выделить основные направления преодоления развития патологий организационных систем.
Среди них можно выделить
два главных направления
Очевидно, что эффективное
воздействие органов
Исполнительная власть в демократических системах построена на основе строгой иерархии, но контроль за ее деятельностью возлагается на демократические институты управления, которые используют коллективные принципы управления. В том числе: выборность руководителей и формирование аппарата управления на выборной основе (всеобщие выборы, тайное голосование, равноправие при выдвижении кандидатов и т.д.), равный доступ всех членов организации к информации, коллегиальный метод принятия решений.
В качестве примера использования в структурах управления деловых организаций приемов, характерных для общественных организаций, можно привести устав акционерного общества, где оговорены права общего собрания при решении некоторых ключевых вопросов управления организацией и предусмотрена выборность руководителя.
Характеризуя воздействие
внешних организаций на деятельность
системы управления организацией, следует
также отметить, что в демократических
государственных системах предусмотрена
и законодательно закреплена возможность
влияния общественных организаций,
действующих на региональном, профессиональном,
групповом или даже государственном
уровне на деловые организации. Это,
в частности, региональные и профессионально
ориентированные профсоюзные
При устранении недостатков иерархических структур особое значение приобретает разработка методов выявления отклонений от нормы в работе деловых организаций уже на начальном этапе их развития (диагностика заболевания по аналогии с выявлением болезней человека) и реорганизация системы управления (лечение).
Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. Приведем краткую характеристику основных организационных структур.
Линейная структура управления (рис. 11) является наиболее прием-лемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Структура хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.