Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 02:43, реферат
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория органи- зации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны? как они создаются, функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе? Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явле -ния, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения наме ченных и/или проектирования новых целей.
Введение_______________________________________________3
Системный подход_______________________________________4
Виды организационных структур __________________________7
Коммуникации в организации_____________________________14
Культура организации____________________________________23
Внешняя среда организации_______________________________28
Заключение______________________________________________29
Список использованной литературы________________________ 30
Приамурский институт агроэкономики и бизнеса
Наименование дисциплины
Тема:
« Организация, как система»____
Г. Хабаровск
Общество состоит из
Системный подход - это подход, при котором любая система (явление, про- цесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязан -ных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход - это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управле- нию.
Основными принципами системного подхода (системного анализа) являются некоторые положения общего характера, сформировавшиеся в результате опыта работы человека со сложными системами:
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уров -ня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организа -ция представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетичес ких, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Системный подход рассматривает организацию
как открытую систему, сос -тоящую из
нескольких взаимосвязанных подсистем.
Организация получает ресурсы из внешней
среды, обрабатывает их и выдает товары
и услуги во внешнюю среду. Чтобы осознать,
как системный подход помогает руково
-дителю лучше понять организацию, взаимозависимость
между отдельны-
ми её частями и между организацией и окружающей средой, а также более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система и органи- зационная система.
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых час -тей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Таким образом, организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.
Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают: производство; маркетинг и сбыт; финансы; информация; персонал, человеческие ресурсы - обладают системо- образующим качеством и от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
Эти элементы являются основными объектами организационного управле -ния. Но у организационной системы есть и другая сторона:
1. Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и инте грации человеческой деятельности.
2. Цели и задачи. Организационная цель - есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация - инструмент для достижения целей.
3. Организационная структура. Организационная структура - это способ соединения различных частей организации в определённую целостность (основными видами организационной структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т. д.).
4. Специализация и разделение труда. Это тоже объект управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.
5. Организационная власть - это право, способность (знания + навыки) и готовность (воля) руководителя проводить свою линию при подготовке, при- нятии и реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим для реализации власти. Власть - есть взаимодействие. Функцию координации и интеграции деятельности людей бессильный и неэффектив -ный менеджер организовать не может. Организационная власть - не только субъект, но и объект управления.
6. Организационная культура - присущая организации система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми. Организационная культура придаёт организации индивидуаль -ность, собственное лицо. Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.
7. Организационные границы - это материальные и нематериальные ограни- чители, которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен обладать способностью, расширять (в меру) границы собственной организа- ции. В меру - значит брать только то, что сумеешь удержать. Управлять грани- цами - значит вовремя их очерчивать.
Структура организации. Развитие организационных структур.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления – рацио нальность, ответственность и иерархичность. Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверх –крупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и коопери -ровать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупно -серийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно замет- ные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способству- ет росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выпол няемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики разви- тия организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важ нейший фактор эффективного управления).
Линейная организация.
Линейная организация
Функциональная организация
С развитием специализации
отмечено выше, вокруг ресурсов. Так, отдел планирования управляет таким ресурсом, как время, отдел кадров - это люди, отдел финансов - деньги, от -дел информационных систем - данные и т.д. Для производственной организа ции это означает, что нередко наряду с линейным делением работ в ее основном звене к этому добавляется функциональное деление высокоспе - циализированных работ, обслуживающих процесс производства.
Разновидностями функциональной департаментизации являются группи -рование работ по процессу (штучное, массовое и опытное производство), т.е. по типу производства, и по технологии (механизация, автоматизация и робо- тизация), т.е. по типу оборудования. В обоих случаях работы группируются по принципу их схожести (бригада сборки в массовом производстве или брига -да, обслуживающая ЧПУ).
Однако широко известна и другая сторона данного процесса. Так, опасная организационная болезнь - функционализм, обязана своим появлени -ем именно этому способу группирования работ. В результате происходит размывание общей организационной цели и ее растаскивание по функцио -нальным "квартирам". Создается замкнутость в рамках отделов и становится меньше людей, думающих об организации в целом. В подразделениях орга низации начинает развиваться инстинкт самосохранения, ведущих к консер ватизму, складывается ситуация, при которой ненужную работу невозможно удалить из организации. Все это приводит к возникновению противоречий, конфликтов между функциональными участками.
Еще одним серьезным недостатком
функциональной организации является
порождаемый ею так называемый "эффект
бутылочного горла". Суть его состоит
в том, что развитие преимущественно
вертикальных связей в рамках функционального
подхода поднимает решение