Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:52, курсовая работа
Разработка управленческих решений в туристических организациях имеет определенную специфику. Искусство общения и действие по ситуации здесь оказываются особенно востребованными. Туристические организации испыта-ют острую нехватку работников, квалифицированных специалистов в области менеджмента туризма и гостиничного бизнеса. Решения, которые принимаются в туристических организациях, зависят от вида туристской деятельности (туро-ператорская, турагентская и др.)
Введение 2
1. Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений 3
1.1. Понятие и процесс разработки управленческого решения 3
1.2. Типы управленческих решений: критерии, преимущества и недостатки 7
2. Человеческий фактор принятия управленческого решения 11
2.1. Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений 11
2.2. Социальные аспекты разработки управленческих решений в туристических организациях 16
3. Организация процесса разработки управленческих решений и контроль за исполнением мероприятий 21
3.1. Методы разработки управленческих решений 21
3.2. Эффективность, контроль и качество управленческих решений 25
3.3. Параметры эффективности управленческих решений в туристических организациях 29
Заключение 34
Список литературы 35
Содержание:
Введение 2
1. Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений 3
1.1. Понятие и процесс разработки управленческого решения 3
1.2. Типы управленческих решений: критерии, преимущества и недостатки 7
2. Человеческий фактор принятия управленческого решения 11
2.1. Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений 11
2.2. Социальные аспекты разработки управленческих решений в туристических организациях 16
3. Организация процесса разработки управленческих решений и контроль за исполнением мероприятий 21
3.1. Методы разработки управленческих решений 21
3.2. Эффективность, контроль и качество управленческих решений 25
3.3. Параметры эффективности управленческих решений в туристических организациях 29
Заключение 34
Список
литературы 35
Совершенствование технологий разработки и принятия эффективных управленческих решений - это сложная и достаточно противоречивая проблема современного менеджмента. Особенно актуальной она становится в период становления и модернизации рыночной экономики.
На различных этапах с начала регистрации компании перед руководите-лем стоят задачи по принятию решений, но при этом решения должны быть об-думаны и эффективны. Эффективность управления определена качеством таких решений. В решениях определяется вся совокупность отношений, возникаю-щих в процессе трудовой деятельности и управления компанией в целом. Эф-фективное принятие решений также необходимо для выполнения управленче-ских функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объек-тивных решений в различных сложных ситуациях достигается путем использо-вания научного подхода к данному процессу, моделей и количественных мето-дов принятия решений. Поэтому понимание природы принятия решений важно для любого, кто хочет преуспеть в искусстве управления принятия решений.
К управленческим
решениям следует относить
Разработка управленческих
решений в туристических
Управленческое
решение представляет собой закономерный
результат деятельности руководителя
и реализуется в форме
Управленческое решение — акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения проблемы, вариант воздействия на систему и процессы, происходящие в ней. Управленческие решения предполагают действия руководства, ведущие к разрешению противоречия и изменению ситуации. Любое решение основывается на анализе данных, характеризующих ситуацию, определении целей и задач, и содержит программу, алгоритм действий по реализации мероприятий. Управленческие решения — это собственно основной результат деятельности руководителей на любом уровне иерархической лестницы. Так, к примеру, руководители организаций и ведущие топ-менеджеры могут принять решение о расширении организации, выходе на новые рынки, изменении направлений финансовых потоков организации. Это наиболее сложные стратегические решения, которые принимаются с большой долей осторожности и предусматривают анализ целого ряда факторов, моделирование различных вариантов развития ситуации, прогнозирование точных количественных результатов: прибыли, валовой выручки от реализации, доли рынка, темпов развития рынка и т.д. В процессе принятия решений такого уровня требуется планировать мероприятия, которые могут включать изменение структуры, ассортиментной политики, вида деятельности организации. Могут приниматься решения на уровне директора, начальника цеха или отдела, бригадира.
В зависимости от уровня управления меняется степень ответственности и последствия принятых решений. Так, некоторые руководители имеют полномочия для принятия решений по финансовым, кадровым вопросам, проблемам качества продукции (услуги). Например, руководитель организации может принять решение о закупке нового оборудования, изменении системы оплаты труда, обеспечении качества. Начальник отдела продаж принимает решения о заключении договоров на реализацию, проведении рекламных акций в рамках выделенного бюджета и т.д.
В процессе разработки решений менеджеры анализируют информацию, осуществляют коммуникации с руководителями других уровней управления, с непосредственными исполнителями мероприятий, заказчиками, продумывают сценарии развития ситуации, проводят деловые совещания, выбирают наилучшую альтернативу.
Процесс принятия управленческих решений состоит из ряда последовательных этапов (См.: рис. 1.).
На первом этапе возникает проблема, которую необходимо своевременно разрешить, иначе может возникнуть ситуация дисбаланса в системе. Так, снижение конкурентоспособности организации на рынке приведет к снижению спроса на ее товары или услуги. В дальнейшем это может означать потерю прибыли, и даже возникновение ситуации неплатежеспособности организации, фактическое банкротство.
В условиях, когда организация процветает, является прибыльной, требуется принятие решений, например о расширении деятельности, покупке бизнеса в другой сфере, проведении диверсификации, инвестициях в капитальное строительство и т.д. Подобные решения требуют продуманных действий управляющих, точного диагностирования состояния системы.
Переходим ко 2 этапу принятия управленческого решения. В данном случае менеджер сталкивается с необходимостью анализировать документы: финансовой отчетности, динамику продаж, договоры, данные о преимуществах фирм-конкурентов.
Рис. 1. Этапы процесса
принятия решений
Управляющий изучает коммуникационные каналы и информацию, поступающую к нему из разных источников: от работников организации, заказчиков, конкурентов; видит себя в этом информационном поле, наблюдает за людьми, которые могут ему помочь принять правильное эффективное решение.
На третьем
этапе управленческое решение принимается
индивидуально руководителем
И, наконец,
4 этап предполагает принятие решения,
которое фиксируется в
Обозначим основные понятия, связанные с принятием управленческого решения.
Управление — целенаправленное воздействие на систему и процессы, которые призваны объединять усилия работников для достижения конкретных целей организации.
Процесс управления — совокупность последовательных во времени операций, мероприятий, из которых складывается воздействие управляющей системы на объект управления (организацию).
Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик.
Цель управления — идеальный образ желаемого, необходимого и возможного состояния системы, определяемый рядом количественных и качественных показателей.
Ситуация — состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели или исходных, заданных параметров.
Проблема — противоречие, рассогласование в системе, которое может вывести ее из состояния равновесия и угрожает ее жизнестойкости в окружающей среде.
Информация — отражение в сознании человека окружающей его действительности, совокупность сведений о состоянии управляемой системы.
Организация разработки управленческого решения — упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, делегирования прав и ответственности.
Технология разработки управленческого решения — вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, оборудования, квалификации персонала, условий выполнения мероприятий.
Методология управленческого решения — логическая организация деятельности по разработке управленческого решения. Включает формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление алгоритма выполнения операций разработки решений. Общими методологическими подходами, используемыми для анализа методологии управленческого решения можно считать: рационалистический, поведенческий, системный, ситуационный, процессный, кибернетический, и синергетический.
Процесс
принятия управленческого решения
состоит из последовательных стадий,
таких, как: появление проблемы, диагностика
состояния процессов в
Методы разработки управленческих решений — это способы и приемы выполнения операций, необходимых в процессе их принятия. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и др.
Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать опасную ситуацию, сопровождающуюся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Проблема дает информацию, «ключ к размышлению». Требуется принять решение, способное изменить ситуацию, улучшить состояние организации.
Теория
управления располагает наработанным
комплексом понятий, категорий и
методов для комплексной оценки
производственно-хозяйственной
Управленческая диагностика — это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых «узких» мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного состояния процессов в организации. Диагностику можно понимать как оценку деятельности компании с точки зрения получения общего управленческого эффекта и определение отклонений существующих параметров системы от первоначально заданных, оценку функционирования организации в подвижной, изменяющейся внешней среде.
Информация о работе Разработка управленческих решений в туристических организациях