Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:52, курсовая работа
Разработка управленческих решений в туристических организациях имеет определенную специфику. Искусство общения и действие по ситуации здесь оказываются особенно востребованными. Туристические организации испыта-ют острую нехватку работников, квалифицированных специалистов в области менеджмента туризма и гостиничного бизнеса. Решения, которые принимаются в туристических организациях, зависят от вида туристской деятельности (туро-ператорская, турагентская и др.)
Введение 2
1. Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений 3
1.1. Понятие и процесс разработки управленческого решения 3
1.2. Типы управленческих решений: критерии, преимущества и недостатки 7
2. Человеческий фактор принятия управленческого решения 11
2.1. Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений 11
2.2. Социальные аспекты разработки управленческих решений в туристических организациях 16
3. Организация процесса разработки управленческих решений и контроль за исполнением мероприятий 21
3.1. Методы разработки управленческих решений 21
3.2. Эффективность, контроль и качество управленческих решений 25
3.3. Параметры эффективности управленческих решений в туристических организациях 29
Заключение 34
Список литературы 35
На последнем
этапе определяется суммарное взвешивание
вариантов с учетом разной «весовой»
категории каждого критерия, т.е.
перемножаются весовые
Таблица 4. Данные для определения средневзвешенной экспертной оценки качества поставок туроператоров | ||||
Критерии выбора | А | Б | В | Г |
Цена за турпутевки | 100 | 40 | 60 | 80 |
Бонусы за объемы поставок | 40 | 40 | 12 | 8 |
Скидки и льготы | 8 | 16 | 80 | 48 |
Своевременность и надежность поставок | 49 | 70 | 35 | 63 |
Безопасность и страхование туристов | 20 | 40 | 60 | 100 |
Статус туроператора | 20 | 16 | 8 | 12 |
Суммарная взвешенная оценка | 237 | 222 | 255 | 311 |
Моделирование управленческого решения — это разработка варианта решения в абстрактной форме, предполагающей возможность изменения, оперирование большим числом переменных, анализ связанных с этим решением сценариев и ситуаций. Основная цель моделирования управленческого решения — выбор наилучшего варианта с учетом предсказуемости ситуации. Преимущество моделирования управленческого решения как метода состоит в том, что менеджер может использовать весь свой потенциал: интеллект, интуицию, навыки управления, способность рационального предвидения.
Функционально-декомпозиционное представление системы в форме агрегата дополняет математические методы моделирования. Общее представление системы наиболее удобно использовать в форме математической модели, например, в виде контуров обслуживания или векторной модели (См.: рис. 4).
Рис. 4. Представление
системы в виде
агрегата
Методы
разработки управленческих решений, рассмотренные
выше, позволяют увеличить
Эффективность управленческих решений — это 1) совокупность показателей, свидетельствующая о достижении целей организации, получении определенных результатов в ее деятельности; 2) основной результат деятельности управляющих по преобразованию системы управления и процессов, происходящих в организации.
Эффективность управленческих решений определяется тремя основными группами показателей деятельности организации:
1) Показатели экономической эффективности:
прибыль;
выручка от реализации;
доходность;
себестоимость;
рентабельность;
ликвидность;
управленческие затраты.
2) Показатели качества и результативности труда:
качество продукции или услуги;
производительность труда;
соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы;
фонд оплаты труда (ФОТ);
средняя заработная плата;
потери рабочего времени на 1 работника (чел.-дни);
качество труда персонала (баллы или %).
3) Показатели социальной эффективности:
текучесть персонала
(отношение числа уволенных
уровень трудовой дисциплины (отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала),
соотношение управленческого персонала, рабочих и служащих,
равномерность загрузки персонала,
коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ)
социально-психологический климат в коллективе.
Качество управленческого решения — совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность и др. свойства) (См.: рис. 5.)
Управленческие решения должны быть надежными, своевременными, целенаправленными, планируемыми, эффективными.
Контроль за исполнением управленческих решений — это совокупность процедур и приемов управленческой деятельности, которые используются для фиксации и корректировки исполняемых мероприятий.
Методы контроля за исполнением управленческих решений.
1) Фиксация
результатов проведенных
2) Анализ отчетной документации.
3) Беседы и деловые совещания.
4) Корректировка планов.
5) Анализ
показателей деятельности
6) Мотивирование
за участие в разработке
Рис. 5. Условия и
факторы, определяющие
качество управленческих
решений
Контроль является важной составляющей процесса разработки управленческих решений, влияет на производительность труда, качество продукции (услуги) и эффективность решений.
В современной
теории используются приемы и методы,
которые позволяют выявить
Причинно-следственная диаграмма Ишикава — это экспертный метод, который впервые появился в Японии и применяется для выявления причин сбоя технологических процессов в том случае, если явные нарушения обнаружить сложно. Рассмотрим причинно-следственную диаграмму на примере туристической организации (См.: рис. 6).
В туристических организациях часто приходится сталкиваться со скрытыми, не всегда очевидными фактами, ухудшающими качество услуг.
Например, часто в организациях, манера общения с потребителем не соответствует высоким стандартам международного сервиса. Возможны: невнимание или, напротив, чрезмерное давление на клиента. Может наблюдаться негибкость в общении. В туристических фирмах актуальны проблемы недостаточной информированости клиентов, невыполнения условий договорных отношений, безопасности туристов и т.д.
В данной
схеме необходимо обнаружить причинно-следственные
связи между главным
Экспертным путем рассчитывается вес каждого показателя, т.е. определяется, насколько данный фактор является важным для обеспечения качества услуг туристической организации.
Управленческие
решения, принимаемые в туристических
организациях, могут изменить качество
услуг и сервиса, улучшить, или
напротив, ухудшить его. Организация
может стать
Несомненно, приоритетами управленческих решений в туристическом бизнесе должны стать: качество, марочный капитал и долгосрочная стратегия.
Рис. 6. Пример причинно-следственной
диаграммы Ишикава
туристической организации
Эффективность управленческих решений в туристических организациях определяется совокупностью показателей, свидетельствующих о достижении целей и росте конкурентоспособности организации.
Выделим основные группы показателей успешной туристической организации.
1)
Показатели
доля рынка;
марочный капитал;
возможность использовать наилучшую ценовую стратегию;
качество турпродукта;
широкий выбор турпродуктов;
сервисное обслуживание на высоком уровне,
использование средств продвижения турпродуктов, которые могут способствовать росту имиджа компании, увеличению объема реализации, доходности организации;
возможность использовать
ресурсы, которые могут сделать
турпродукты еще более
2) Показатели качества и результативности труда:
компетентность персонала;
персонал ориентирован на работу в данной сфере деятельности;
совокупность моральных и материальных мотивов деятельности персонала как преимущество;
фонд оплаты труда (ФОТ);
оборудование рабочих мест современной оргтехникой;
непрерывное обучение персонала;
уровень исполнительской дисциплины;
выполнение календарных планов и достижение плановых показателей.
3) Показатели социальной эффективности:
снижение текучести персонала;
благоприятный
социально-психологический
организационная культура ориентирована на потребителя;
высокий уровень корпоративности (приверженность туристической деятельности, общность целей работников и организации);
компетентность общения с клиентами;
поддержание особой обстановки путешествий и отдыха;
умелые навыки работы персонала с банками данных и использование современных информационных систем.
Итак, параметры эффективности управленческих решений в туристических организациях — это основной результат деятельности управляющих. Менеджеры разрабатывают своевременные, высокоэффективные решения и могут предоставить потребителям турпродукты высокого качества. Качественный и безопасный турпродукт — это то, что хочет видеть потребитель.
Система управления качеством туристической организации — это совокупность взаимосвязанных элементов, основной целью которой является удовлетворение запросов потребителей, предоставление им услуг и турпродуктов высокого качества (См.: рис. 7.) . Качество понимается как мера удовлетворенности потребителей, а также соответствие стандартам и нормативно-техническим документам.
Информация о работе Разработка управленческих решений в туристических организациях