Совершенствование организации учёта и отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Цель работы - на базе проведённого анализа выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию информационной системы учёта и отчётности на примере Брестского областного управления(БОУ) ОАО «Белагропромбанк». Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- рассматриваются основные теоретические положения и нормативно-правовая база организации информационной системы на примере субъекта хозяйствования;

- раскрывается сущность информации и специфика банковской информации;

- характеризуется система показателей банковской информационной системы и системы бухгалтерской отчётности;

- исследуется методология и методика разработки бухгалтерской отчётности на примере финансовой организации БОУ ОАО «Белагропромбанк»;

- анализируется организация составления и представления форм бухгалтерской отчётности на примере БОУ ОАО «Белагропромбанк»;

Содержание

Введение 3


1. Сущность и значение информационного обеспечения организации

1.1 Учётно-аналитический цикл и его информационное обеспечение 5

1.2 Характеристика пользователей учётной информации 14


2. Информационное обеспечение учётно-аналитического цикла

БОУ ОАО «Белагропромбанк» 2.1. Виды и состав и содержание форм учёта и отчётности

БОУ ОАО «Белагропромбанк» 19

2.2 Нормативно-правовая база и информационное обеспечение

БОУ ОАО «Белагропромбанк» 24

2.3. Порядок документооборота и представления

отчётности в БОУ ОАО «Белагропромбанк» 27

3. Совершенствование организации учёта и отчётности БОУ ОАО

«Белагропромбанк» на базе информационных технологий……………....37


Заключение 44

Список использованных источников 46

Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТО.doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)

       Основным  источником информации для анализа  финансового положения предприятия  является бухгалтерский баланс. Используются также и формы бухгалтерской  отчетности: ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 3 «Приложение к  балансу предприятия», данные текущего бухгалтерского учета. Информация, представленная в балансе, может быть рассмотрена в двух аспектах - бухгалтерском и управленческом. Каждому из этих аспектов присущ и свой понятийный аппарат. Бухгалтерский аспект представляет собой сбалансированность активов и пассивов и определенную последовательность размещения разделов и статей баланса, в основе которой лежит принцип нисходящей по продолжительности их нахождения в обороте.

       Применяемый в настоящее время баланс предприятия  приближен по своему содержанию к условиям рыночной экономики и международным стандартам, так как активы предприятия отражены в нем как стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату, а пассивы - как источники финансовых ресурсов и обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности.

     Информация, содержащаяся в балансе, представлена в удобном для проведения анализа  виде и может использоваться различными пользователями: руководителями предприятий, экономическими службами, инвесторами, кредиторами, налоговой службой, банками и др.

     Для объективной оценки финансового  положения, кроме информации предприятия, пользователями могут использоваться и внешние (косвенные) данные из прессы, финансовых справочников, брокерских фирм. Хотя эти данные иногда не совсем точны и трудно измеримы, они могут оказаться очень важными и полезными.

     В международной практике по международным  стандартам всех пользователей учётной  информации, потенциально заинтересованных в её получении, делят на три группы:

    1) лица, непосредственно занимающиеся бизнесом в данной фирме  (учредители,  администрация предприятия, персонал, служащие);

    2) лица, которые находятся за пределами предприятия, но имеют прямую финансовую заинтересованность в данном бизнесе (акционеры, кредиторы, инвесторы, поставщики и т.п.);

    3) лица, имеющие косвенную финансовую заинтересованность в данном бизнесе (государственные и налоговые органы, аудиторы, юристы, профсоюзы).

      В соответствии с Международными стандартами  бухгалтерского учета формирование финансовых отчетов преследует три основные цели, которые определяют пользователи и деловые круги бизнеса:

      - во-первых, финансовые отчеты должны давать информацию, необходимую потенциальным инвесторам и кредиторам, а также другим лицам для принятия решений о кредитах и финансовых вложениях. При этом отчеты должны быть составлены в такой форме, которая была бы доступна не только специалистам в области бухгалтерского учета, но и всем тем, кто стремится разобраться в бизнесе любого предприятия;

      - во-вторых, финансовые отчеты должны представить информацию о суммах, сроках и рисках, связанных с поступлением дивидендов, а также доходах от продажи, выкупа акций и сроках платежей;

      - в-третьих, финансовые отчеты должны давать информацию о хозяйственных ресурсах фирмы, её обязательствах, составе средств и источников, а также о последствиях уменьшения стоимости акций, которые приводят к изменению её ресурсов.

      Таким образом, рассматривая процесс формирования учётной информации и направления  ее использования вышеуказанными группами пользователей,  можно утверждать, что в условиях рыночной экономики и актуализации роли  функций всех видов учета, анализа и аудита ее значение на отечественных предприятиях резко возрастает.

      В современных условиях бухгалтерские и  финансово-экономические службы  отечественных предприятий должны заниматься не только фиксированием хозяйственных операций, но и другими функциями управления – планированием, контролем, анализом, внутренним контролем-аудитом, разработкой и подготовкой информации для решения различных экономических проблем по улучшению деятельности фирмы и их решений, включая проблемы налогообложения.                                                                                                                    

         Правильно и вовремя составленная отчетность способствует охране собственности, поискам путей снижения себестоимости продукции, увеличению доходов и прибыли и укреплению финансового состояния предприятия, выявлению внутренних резервов повышения эффективности его работы. Весьма актуальной с развитием рыночных отношений в Республике Беларусь стала проблема приближения бухгалтерской отчетности, представляемой отечественными  предприятиями и организациями, к требованиям международных стандартов с целью интеграции в мировое экономическое пространство.

       

 

2. Информационное обеспечение учётно-аналитического цикла

БОУ ОАО «Белагропромбанк»

2.1. Виды и состав  и содержание форм  учёта и отчётности

БОУ ОАО «Белагропромбанк» 

      Финансовая  отчетность Брестского областного управления ОАО «Белагропромбанк» представляет собой систему показателей, отражающих на отчетную дату имущественное и финансовое положение БОУ, имеющего статус филиала банка(его юридический адрес: г.Брест, ул. Воровского,11), а также финансовые результаты его деятельности за отчетный период.

      Формы предоставляемой финансовой отчетности банков и небанковских организаций утверждены Банковским Кодексом Республики Беларусь, введенным в действие с 1 января 2001 года7. В соответствии со статьей 120 «Отчетность банка» в состав финансовой отчетности Брестского областного управления ОАО «Белагропромбанк» включаются:

    1. Годовой отчет;
    2. Бухгалтерский баланс(ф. № 1);
    3. Отчет о прибыли и убытках (ф. № 2);
    4. Приложения к балансу(ф. № 3-5);
    5. Прочие формы оперативной и статистической отчетности (включая

сведения  о статистических отчетах, устанавливаемых и утверждаемых Национальным банком Республики Беларусь).

      Приложения к бухгалтерскому балансу БОУ ОАО «Белагропромбанк» включают8:

      а) Отчет о движении капитала - форма  № 3;

      б) Отчет о движении денежных средств - форма № 4;

      в) Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;

      г) Пояснительную записку.

      Годовой бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности БОУ ОАО «Белагропромбанк», характеризующей имущественное и финансовое положение филиала банка на отчетную дату, отражая данные о хозяйственных средствах банка и их движении на начало и на конец года в активе баланса и их источниках в пассиве баланса. Итог баланса БОУ ОАО «Белагропромбанк» за 2008 год составляет 85185118 тыс.руб.

     В пояснительной записке к годовому бухгалтерскому балансу БОУ ОАО «Белагропромбанк» приводится информация, не нашедшая отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности, связанная со спецификой деятельности данного филиала (расшифровка статей, прочие активы и пассивы, основные дебиторы и кредиторы и т.д.).

     Для отражения хозяйственных операций БОУ ОАО «Белагропромбанк» используется большое количество разнообразных документов. Для правильного применения документов их принято группировать, т. е. составлять сводные учетные документы, которые классифицируются по однородным признакам: по назначению, порядку составления, способу отражения операций, месту составления, порядку заполнения.

     По  назначению документы делятся на распорядительные, исполнительные(оправдательные), бухгалтерского оформления, комбинированные9.

     Распорядительные  документы содержат приказ (распоряжение) на совершение хозяйственной операции. Однако они не подтверждают факта ее осуществления, а потому основанием для учетных записей не являются. Например, приказы руководства БОУ ОАО «Белагропромбанк» на перечисление средств.

     Оправдательные  документы подтверждают факт совершения хозяйственной операции и служат основанием в бухгалтерском учете для отражения хозяйственных операций. Например, счета, подтверждающие произведенные расходы, акты приема-передачи основных средств и т. д.

     Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерии филиала в случаях, когда для записи хозяйственной операции других документов нет, или с целью подготовки распорядительных и оправдательных документов для отражения в бухгалтерском учете. Например, накопительные ведомости, разные виды справок и расчетов, составленных бухгалтерией, и т. д.

     Комбинированные документы одновременно выполняют функции распорядительных и оправдательных, и бухгалтерского оформления. Например, накладная на отпуск материальных ценностей содержит распоряжение отпустить материалы со склада в цех, а также оформление фактической выдачи, приходно-кассовый ордер.

     По  порядку составления документы разделяются на первичные и сводные.

     Первичные документы составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения. Например, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, платежные требования, акты на списание основных средств и т. д.

     Сводные документы оформляются на основе ранее составленных первичных документов. Их применение облегчает контроль однородных операций. Они могут быть исполнительными, бухгалтерского оформления и комбинированными. Например, авансовые и кассовые отчеты, группировочные и накопительные ведомости. В частности, авансовый отчет, являясь комбинированным документом, выполняет функции документа оправдательного и бухгалтерского оформления. В нем дается полная характеристика расчетов с подотчетными лицами: остаток или перерасход предыдущего аванса, размер данного аванса, израсходованная сумма, остаток и дата его внесения в кассу или перерасход и дата его возмещения БОУ ОАО «Белагропромбанк». Кроме того, в авансовом отсчете предусмотрено описание расходов по счетам после проверки и утверждения отчета. На оборотной стороне отчета дается перечень отдельных расходов и их оправдательных документов.

     По  способу отражения операций документы  подразделяются на разовые и накопительные.

     Разовые документы применяются лишь однажды для отражения отдельной операции или нескольких одновременно совершаемых операций. После оформления разовый документ поступает в бухгалтерию филиала и служит основой для отражения в бухгалтерском учете. Например, приходные и расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости и т. д.

     Накопительные документы составляются в филиале в течение определенного периода (неделя, декада, месяц) для отражения однородных повторяющихся операций, которые записываются в них по мере совершения.

     В конце периода подсчитываются итоги по показателям, используемым для учетных записей. Накопительные документы отличаются от сводных тем, что сводный документ составляется на основании первичных документов, является их сводкой, а накопительный документ фактически представляет собой первичный документ, составленный постепенно путем накапливания операций. К накопительным документам относятся лимитно-заборные карты,  наряды и т. д.

     По  месту составления документы  градируются на внутренние и внешние.

     Внутренние  документы составляются для отражения внутренних операций филиала. Например, кассовые приходные и расходные ордера, накладные, акты, расчетно-платежные ведомости и т. д.

     Внешние документы заполняются вне пределов данного филиала, поступают в оформленном виде. Например, счета-фактуры, накладные и др.

     По  порядку заполнения документы БОУ ОАО «Белагропромбанк» можно классифицировать на составленные вручную и при помощи вычислительной техники. Документы, составленные ручным путем, заполняются вручную либо на пишущей машинке.  Документы, выполняемые с помощью вычислительной техники, автоматически регистрируют информацию о бухгалтерских операциях в момент их совершения.

      Необходимо  учитывать, что составление  финансовых отчетов – это завершающий  этап учетного процесса БОУ ОАО «Белагропромбанк». В отчетах содержатся совокупные сведения о результатах финансовой деятельности филиала.

      Бухгалтерская отчетность содержит  также показатели хозяйственной деятельности БОУ ОАО «Белагропромбанк», от которых должны быть получены дополнительные доходы, включаемые в балансовую прибыль филиала. Она составляется по данным синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами. Годовая бухгалтерская отчетность БОУ ОАО «Белагропромбанк» дает достаточно полную информацию для  анализа и оценки эффективности работы филиала. В этом случае баланс выступает как один из методов бухгалтерского учета. 

Информация о работе Совершенствование организации учёта и отчётности