Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 21:48, курсовая работа
Цель работы - на базе проведённого анализа выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию информационной системы учёта и отчётности на примере Брестского областного управления(БОУ) ОАО «Белагропромбанк». Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассматриваются основные теоретические положения и нормативно-правовая база организации информационной системы на примере субъекта хозяйствования;
- раскрывается сущность информации и специфика банковской информации;
- характеризуется система показателей банковской информационной системы и системы бухгалтерской отчётности;
- исследуется методология и методика разработки бухгалтерской отчётности на примере финансовой организации БОУ ОАО «Белагропромбанк»;
- анализируется организация составления и представления форм бухгалтерской отчётности на примере БОУ ОАО «Белагропромбанк»;
Введение 3
1. Сущность и значение информационного обеспечения организации
1.1 Учётно-аналитический цикл и его информационное обеспечение 5
1.2 Характеристика пользователей учётной информации 14
2. Информационное обеспечение учётно-аналитического цикла
БОУ ОАО «Белагропромбанк» 2.1. Виды и состав и содержание форм учёта и отчётности
БОУ ОАО «Белагропромбанк» 19
2.2 Нормативно-правовая база и информационное обеспечение
БОУ ОАО «Белагропромбанк» 24
2.3. Порядок документооборота и представления
отчётности в БОУ ОАО «Белагропромбанк» 27
3. Совершенствование организации учёта и отчётности БОУ ОАО
«Белагропромбанк» на базе информационных технологий……………....37
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения
Основным
источником информации для анализа
финансового положения
Применяемый в настоящее время баланс предприятия приближен по своему содержанию к условиям рыночной экономики и международным стандартам, так как активы предприятия отражены в нем как стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату, а пассивы - как источники финансовых ресурсов и обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности.
Информация, содержащаяся в балансе, представлена в удобном для проведения анализа виде и может использоваться различными пользователями: руководителями предприятий, экономическими службами, инвесторами, кредиторами, налоговой службой, банками и др.
Для объективной оценки финансового положения, кроме информации предприятия, пользователями могут использоваться и внешние (косвенные) данные из прессы, финансовых справочников, брокерских фирм. Хотя эти данные иногда не совсем точны и трудно измеримы, они могут оказаться очень важными и полезными.
В международной практике по международным стандартам всех пользователей учётной информации, потенциально заинтересованных в её получении, делят на три группы:
1) лица, непосредственно занимающиеся бизнесом в данной фирме (учредители, администрация предприятия, персонал, служащие);
2) лица, которые находятся за пределами предприятия, но имеют прямую финансовую заинтересованность в данном бизнесе (акционеры, кредиторы, инвесторы, поставщики и т.п.);
3) лица, имеющие косвенную финансовую заинтересованность в данном бизнесе (государственные и налоговые органы, аудиторы, юристы, профсоюзы).
В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета формирование финансовых отчетов преследует три основные цели, которые определяют пользователи и деловые круги бизнеса:
- во-первых, финансовые отчеты должны давать информацию, необходимую потенциальным инвесторам и кредиторам, а также другим лицам для принятия решений о кредитах и финансовых вложениях. При этом отчеты должны быть составлены в такой форме, которая была бы доступна не только специалистам в области бухгалтерского учета, но и всем тем, кто стремится разобраться в бизнесе любого предприятия;
- во-вторых, финансовые отчеты должны представить информацию о суммах, сроках и рисках, связанных с поступлением дивидендов, а также доходах от продажи, выкупа акций и сроках платежей;
- в-третьих, финансовые отчеты должны давать информацию о хозяйственных ресурсах фирмы, её обязательствах, составе средств и источников, а также о последствиях уменьшения стоимости акций, которые приводят к изменению её ресурсов.
Таким образом, рассматривая процесс формирования учётной информации и направления ее использования вышеуказанными группами пользователей, можно утверждать, что в условиях рыночной экономики и актуализации роли функций всех видов учета, анализа и аудита ее значение на отечественных предприятиях резко возрастает.
В
современных условиях бухгалтерские
и финансово-экономические службы
отечественных предприятий должны заниматься
не только фиксированием хозяйственных
операций, но и другими функциями управления
– планированием, контролем, анализом,
внутренним контролем-аудитом, разработкой
и подготовкой информации для решения
различных экономических проблем по улучшению
деятельности фирмы и их решений, включая
проблемы налогообложения.
Правильно и вовремя составленная отчетность способствует охране собственности, поискам путей снижения себестоимости продукции, увеличению доходов и прибыли и укреплению финансового состояния предприятия, выявлению внутренних резервов повышения эффективности его работы. Весьма актуальной с развитием рыночных отношений в Республике Беларусь стала проблема приближения бухгалтерской отчетности, представляемой отечественными предприятиями и организациями, к требованиям международных стандартов с целью интеграции в мировое экономическое пространство.
2. Информационное обеспечение учётно-аналитического цикла
БОУ ОАО «Белагропромбанк»
2.1. Виды и состав и содержание форм учёта и отчётности
БОУ
ОАО «Белагропромбанк»
Финансовая отчетность Брестского областного управления ОАО «Белагропромбанк» представляет собой систему показателей, отражающих на отчетную дату имущественное и финансовое положение БОУ, имеющего статус филиала банка(его юридический адрес: г.Брест, ул. Воровского,11), а также финансовые результаты его деятельности за отчетный период.
Формы предоставляемой финансовой отчетности банков и небанковских организаций утверждены Банковским Кодексом Республики Беларусь, введенным в действие с 1 января 2001 года7. В соответствии со статьей 120 «Отчетность банка» в состав финансовой отчетности Брестского областного управления ОАО «Белагропромбанк» включаются:
сведения о статистических отчетах, устанавливаемых и утверждаемых Национальным банком Республики Беларусь).
Приложения к бухгалтерскому балансу БОУ ОАО «Белагропромбанк» включают8:
а) Отчет о движении капитала - форма № 3;
б) Отчет о движении денежных средств - форма № 4;
в) Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;
г) Пояснительную записку.
Годовой бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности БОУ ОАО «Белагропромбанк», характеризующей имущественное и финансовое положение филиала банка на отчетную дату, отражая данные о хозяйственных средствах банка и их движении на начало и на конец года в активе баланса и их источниках в пассиве баланса. Итог баланса БОУ ОАО «Белагропромбанк» за 2008 год составляет 85185118 тыс.руб.
В пояснительной записке к годовому бухгалтерскому балансу БОУ ОАО «Белагропромбанк» приводится информация, не нашедшая отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности, связанная со спецификой деятельности данного филиала (расшифровка статей, прочие активы и пассивы, основные дебиторы и кредиторы и т.д.).
Для
отражения хозяйственных
По
назначению документы делятся на
распорядительные, исполнительные(оправдательные)
Распорядительные документы содержат приказ (распоряжение) на совершение хозяйственной операции. Однако они не подтверждают факта ее осуществления, а потому основанием для учетных записей не являются. Например, приказы руководства БОУ ОАО «Белагропромбанк» на перечисление средств.
Оправдательные документы подтверждают факт совершения хозяйственной операции и служат основанием в бухгалтерском учете для отражения хозяйственных операций. Например, счета, подтверждающие произведенные расходы, акты приема-передачи основных средств и т. д.
Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерии филиала в случаях, когда для записи хозяйственной операции других документов нет, или с целью подготовки распорядительных и оправдательных документов для отражения в бухгалтерском учете. Например, накопительные ведомости, разные виды справок и расчетов, составленных бухгалтерией, и т. д.
Комбинированные документы одновременно выполняют функции распорядительных и оправдательных, и бухгалтерского оформления. Например, накладная на отпуск материальных ценностей содержит распоряжение отпустить материалы со склада в цех, а также оформление фактической выдачи, приходно-кассовый ордер.
По порядку составления документы разделяются на первичные и сводные.
Первичные документы составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения. Например, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, платежные требования, акты на списание основных средств и т. д.
Сводные документы оформляются на основе ранее составленных первичных документов. Их применение облегчает контроль однородных операций. Они могут быть исполнительными, бухгалтерского оформления и комбинированными. Например, авансовые и кассовые отчеты, группировочные и накопительные ведомости. В частности, авансовый отчет, являясь комбинированным документом, выполняет функции документа оправдательного и бухгалтерского оформления. В нем дается полная характеристика расчетов с подотчетными лицами: остаток или перерасход предыдущего аванса, размер данного аванса, израсходованная сумма, остаток и дата его внесения в кассу или перерасход и дата его возмещения БОУ ОАО «Белагропромбанк». Кроме того, в авансовом отсчете предусмотрено описание расходов по счетам после проверки и утверждения отчета. На оборотной стороне отчета дается перечень отдельных расходов и их оправдательных документов.
По способу отражения операций документы подразделяются на разовые и накопительные.
Разовые документы применяются лишь однажды для отражения отдельной операции или нескольких одновременно совершаемых операций. После оформления разовый документ поступает в бухгалтерию филиала и служит основой для отражения в бухгалтерском учете. Например, приходные и расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости и т. д.
Накопительные документы составляются в филиале в течение определенного периода (неделя, декада, месяц) для отражения однородных повторяющихся операций, которые записываются в них по мере совершения.
В конце периода подсчитываются итоги по показателям, используемым для учетных записей. Накопительные документы отличаются от сводных тем, что сводный документ составляется на основании первичных документов, является их сводкой, а накопительный документ фактически представляет собой первичный документ, составленный постепенно путем накапливания операций. К накопительным документам относятся лимитно-заборные карты, наряды и т. д.
По месту составления документы градируются на внутренние и внешние.
Внутренние документы составляются для отражения внутренних операций филиала. Например, кассовые приходные и расходные ордера, накладные, акты, расчетно-платежные ведомости и т. д.
Внешние документы заполняются вне пределов данного филиала, поступают в оформленном виде. Например, счета-фактуры, накладные и др.
По порядку заполнения документы БОУ ОАО «Белагропромбанк» можно классифицировать на составленные вручную и при помощи вычислительной техники. Документы, составленные ручным путем, заполняются вручную либо на пишущей машинке. Документы, выполняемые с помощью вычислительной техники, автоматически регистрируют информацию о бухгалтерских операциях в момент их совершения.
Необходимо учитывать, что составление финансовых отчетов – это завершающий этап учетного процесса БОУ ОАО «Белагропромбанк». В отчетах содержатся совокупные сведения о результатах финансовой деятельности филиала.
Бухгалтерская отчетность содержит также показатели хозяйственной деятельности БОУ ОАО «Белагропромбанк», от которых должны быть получены дополнительные доходы, включаемые в балансовую прибыль филиала. Она составляется по данным синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами. Годовая бухгалтерская отчетность БОУ ОАО «Белагропромбанк» дает достаточно полную информацию для анализа и оценки эффективности работы филиала. В этом случае баланс выступает как один из методов бухгалтерского учета.
Информация о работе Совершенствование организации учёта и отчётности