Совершенствование организации учёта и отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Цель работы - на базе проведённого анализа выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию информационной системы учёта и отчётности на примере Брестского областного управления(БОУ) ОАО «Белагропромбанк». Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- рассматриваются основные теоретические положения и нормативно-правовая база организации информационной системы на примере субъекта хозяйствования;

- раскрывается сущность информации и специфика банковской информации;

- характеризуется система показателей банковской информационной системы и системы бухгалтерской отчётности;

- исследуется методология и методика разработки бухгалтерской отчётности на примере финансовой организации БОУ ОАО «Белагропромбанк»;

- анализируется организация составления и представления форм бухгалтерской отчётности на примере БОУ ОАО «Белагропромбанк»;

Содержание

Введение 3


1. Сущность и значение информационного обеспечения организации

1.1 Учётно-аналитический цикл и его информационное обеспечение 5

1.2 Характеристика пользователей учётной информации 14


2. Информационное обеспечение учётно-аналитического цикла

БОУ ОАО «Белагропромбанк» 2.1. Виды и состав и содержание форм учёта и отчётности

БОУ ОАО «Белагропромбанк» 19

2.2 Нормативно-правовая база и информационное обеспечение

БОУ ОАО «Белагропромбанк» 24

2.3. Порядок документооборота и представления

отчётности в БОУ ОАО «Белагропромбанк» 27

3. Совершенствование организации учёта и отчётности БОУ ОАО

«Белагропромбанк» на базе информационных технологий……………....37


Заключение 44

Список использованных источников 46

Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТО.doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)

      Весьма  актуальной с развитием рыночных отношений в Республике Беларусь стала проблема приближения бухгалтерской  отчетности, представляемой отечественными организациями, к требованиям международных  стандартов финансовой отчётности с целью интеграции в мировое экономическое пространство и вступлением Во Всемирную торговую организацию(ВТО).

      Построение  финансовой отчетности в международной  практике определяется международным  стандартом GAAP (ГААП) – Международными принципами бухгалтерского учета[23, с.24 ].

          Первым отличием плана счетов согласно ГААП является отсутствие активно-пассивных счетов, что упрощает их учет. Со второй половины 80-х годов внедрена маржинальная методология учета. Суть ее состоит  в соизмерении выпуска продукции или услуг(включая и банковские услуги) с затратами по их производству и реализации. На практике это сводится к определению прибыли (убытка) путем сопоставления затрат по экономическим элементам, независимо от момента оплаты.

          Таким образом, расчет и определение фактической себестоимости не производится, что заметно снижает трудоемкость учета, повышает его оперативность, уровень финансового анализа. Учет фактически превращается из бухгалтерского в финансовый, что дает возможность проводить финансовый анализ.

          Согласно ГААП также не существует установленной формы баланса: каждая организация, исходя из удобного набора балансовых счетов в определенной последовательности, составляет баланс. У крупных фирм обычно актив баланса состоит из трех частей по степени убывания ликвидности: текущие активы, долгосрочные инвестиции и необоротные активы.

          Денежные средства и их эквиваленты расшифровываются подробно, запасы и затраты –  свернуто, расходы будущих периодов к ним не относятся, а включаются в раздел инвестиций. Непогашенная своевременно дебиторская задолженность исключается из состава имущества, баланс освобождается от мнимой собственности. В разделе необоротных активов делается более подробная расшифровка: земля, здания, оборудование и т.д., показанные по остаточной стоимости.  Такое деление активов на три части значительно повышает качество анализа западного баланса в развитых рыночных странах и по мере развития рыночных отношений в Республике Беларусь будет применена и в отечественной практике[25, с.117 ].

          Пассив представлен  двумя разделами: обязательства  и собственный капитал. Обязательства  расположены в порядке нарастания сроков платежа. Все резервные виды фондов и капитала, представленные в отечественном балансе по 1 и 2 разделам пассива, в западном балансе сосредоточены в разделе собственного капитала. Это также повышает качество анализа в западном балансе. Состав стандартной отчетности западных компаний, кроме баланса включает:

  • отчет о доходах, расходах и прибыли;
  • отчет об источниках и использовании средств (отчет о денежных потоках);
  • справка об отдельных статьях (например, акционерный капитал, основные средства, инвестиции, заработная плата служащих и др.);
  • справка об общих положениях учетной политики.

    Однако, принципиальным отличием западного учета и отчетности является ориентация не на валовые, а на чистые показатели. В этом отношении показателен отчет о прибылях западных компаний, отличительными особенностями которого является:

    1. развернутое представление затрат на реализацию и их четкое деление на прямые и косвенные. Это дает возможность углубленного анализа затрат по методологии безубыточности, эффекта производственного рычага и т.д.

    2.учет факторов риска с помощью введения в отчет чрезвычайных статей.

    3.развернутое представление прибылей и убытков, полученных на финансовых рынках.

    4. ориентация на исчислении чистой прибыли и доходов на акцию.

    Важной  особенностью рыночной финансовой отчетности является предоставление полной информации о денежных потоках. Финансисты западного мира пришли к выводу, что само по себе наличие у фирмы на отчетную дату финансовых ресурсов далеко не всегда является подтверждением, а тем более гарантом ее финансового благополучия. Возможна ситуация, когда в отчете отражена значительная сумма нераспределенной прибыли, а предприятие не в состоянии платить по своим обязательствам[29, с.38 ].

    В качестве основного объекта управления в данной ситуации выступает величина собственных оборотных средств. Их достаточное наличие действительно  является гарантом финансового благополучия фирмы, но только формальным. Информация о потоке денежных средств позволяет разрешить следующие аналитические вопросы:

  1. анализ ликвидности и угрозы банкротства (именно информация о движении денежных средств позволяет судить о финансовом благополучии и ликвидности фирмы);
  2. анализ эффективности финансирования капитальных вложений (позволяет выявить нерентабельные инвестиции);
  3. анализ инвестиционных качеств ценных бумаг.

    Поток денежных средств – это единство поступления и расходования финансовых ресурсов за определенный период времени, независимо от источников их образования. В западной практике широкое распространение получили два метода расчета потока денежных средств: прямой и косвенный. Общим в этих методах является разделение поступлений и расходов на три категории: от операционной деятельности, от инвестиционной и от финансовой.

    Международным стандартом финансовой отчетности рекомендовано  использовать прямой метод. Суть его  заключается в преобразовании выручки  от реализации в чистую денежную прибыль путем последовательной корректировки поступлений и затрат в чисто денежной форме. Однако, этот метод не всегда дает представление о причинах расхождения между величинами чистой прибыли и чистым движением денежных средств[28, с.133].

    Этот  недостаток устраняет косвенный метод. Суть его заключается в том, чтобы преобразовать чистую прибыль фирмы в чистый денежный поток или в чистую прибыль в реальной денежной форме. Отчет составляется путем разделения на текущую, инвестиционную и финансовую деятельность и показания реального притока и оттока по каждому разделу этих видов деятельности. В международной практике по международным стандартам всех пользователей, потенциально заинтересованных в получении финансовой информации организации, делят на три группы:

    1) лица, непосредственно занимающиеся бизнесом в данной фирме  (учредители,  администрация предприятия, персонал, служащие);

    2) лица, которые находятся за её пределами, но имеют прямую финансовую заинтересованность в данном бизнесе  (акционеры, кредиторы, инвесторы, поставщики и т.п.);

    3) лица, имеющие косвенную финансовую заинтересованность в данном бизнесе (государственные и налоговые органы, аудиторы, юристы, профсоюзы).

      В соответствии с Международными стандартами  бухгалтерского учета формирование финансовых отчетов преследует три основные цели, которые определяют пользователи и деловые круги бизнеса:

    - во-первых, финансовые отчеты должны давать информацию, необходимую потенциальным инвесторам и кредиторам, а также другим лицам для принятия решений о кредитах и финансовых вложениях. При этом отчеты должны быть составлены в такой форме, которая была бы доступна не только специалистам в области бухгалтерского учета, но и всем тем, кто стремится разобраться в бизнесе любого предприятия;

    - во-вторых, финансовые отчеты должны представить информацию о суммах, сроках и рисках, связанных с поступлением дивидендов, а также доходах от продажи, выкупа акций и сроках платежей;

    - в-третьих, финансовые отчеты должны давать информацию о хозяйственных ресурсах фирмы, её обязательствах, составе средств и источников, а также о последствиях уменьшения стоимости акций, которые приводят к изменению её ресурсов.

    Для Республики Беларусь оптимальным является поэтапный переход на международные  стандарты учета и отчетности. Многие белорусские фирмы, имеющие партнерами иностранные компании, уже сейчас вынуждены вести двойной учет: по отечественным требованиям и требованиям к финансовой отчетности по международному стандарту.

    Таким образом, состав отечественной финансовой отчетности приближается к международной как по структуре, так и по содержанию, что объясняется активизацией внедрения международных стандартов учета и отчетности в Республике Беларусь, начиная с 2004 года. Перспективными тенденциями в организации современной отечественной отчетности являются: количественное ее сокращение, с одной стороны, и качественное преобразование, с другой.

    Актуальной задачей совершенствования банковской информационной системы БОУ ОАО «Белагропромбанк» является внедрение автоматизации в рамках инновационного программного обеспечения, что позволит повысить оперативность, достоверность и качество финансовой отчетности, включая и  бухгалтерскую отчётность, а также увеличить производительность труда  работников бухгалтерии банка.

     В БОУ ОАО «Белагропромбанк» планируется также расширить сферу применения электронного документооборота, обеспечить постепенный переход на безбумажную технологию  при  осуществлении  безналичных  расчетов  и   представлении отчетности, увеличение продолжительность рабочего времени системы В188 и клиринговой системы с последующим переходом на круглосуточную работу.  

 

Заключение

         

      В условиях рыночных отношений все  решения в системе управления банком, в целом, и в БОУ ОАО «Белагропромбанк», в частности, связаны с качеством информации и финансовой отчетности как её  составной части, что отражается на эффективности его работы. Она позволяет увязывать стратегию банковского развития, принятую в виде Концепции развития ОАО «Белагропромбанк» до 2010 года, в рамках оперативной банковской деятельности, финансовой политики банка и его филиалов.

      Данная  взаимосвязь форм оперативной, статистической и бухгалтерской отчетности приобретает  все большее значение с развитием  рыночных отношений в Республике Беларусь. Актуальной задачей совершенствования банковской информационной системы БОУ ОАО «Белагропромбанк» является внедрение автоматизации в рамках инновационного программного обеспечения, что позволит повысить оперативность, достоверность и качество финансовой отчетности, включая и бухгалтерскую отчётность, а также увеличить производительность труда работников бухгалтерии банка.     

      В разделах 2.6.-2.7. Концепции развития ОАО «Белагропромбанк»  на 2001-2010 годы предусмотрено использование современных информационных технологий в разрезе:

      - модернизации локальных вычислительных сетей в центральном аппарате и филиалах банка на базе современных сетевых технологий;

      - подключение филиалов и отделений Банка к Центру обработки данных корпоративной сети по надежным высокоскоростным каналам связи;

      - обновление и модернизация вычислительной техники.

     В БОУ ОАО «Белагропромбанк» планируется также расширить сферу применения электронного документооборота, обеспечить постепенный переход на безбумажную технологию  при  осуществлении  безналичных  расчетов  и   представлении отчетности, увеличение продолжительность рабочего времени системы В188 и клиринговой системы с последующим переходом на    круглосуточную работу.

     Совершенствование системы бухгалтерского учёта и  отчётности ОАО «Белагропромбанк», включая и Брестское областное управление как один из филиалов, будет определяться следующими основными задачами:

     -  формирование      полной      и      достоверной      информации      об 
имущественном положении и результатах деятельности;

     -  обеспечение   оперативного   информирования   обслуживаемых   и 
потенциальных клиентов, вкладчиков и инвесторов, а также акционеров Банка 
и органов банковского надзора о показателях деятельности Банка;

     -  предотвращение отрицательных результатов деятельности Банка и 
выявление резервов его финансовой устойчивости.

     Организационное обеспечение решения названных  задач будет осуществляться путём формирования оптимальной учетной политики Банка на основе совершенствования методологии бухгалтерского учета с применением международных банковских стандартов, в том числе и в области учёта на основе расширения уровня автоматизации её составления с использованием современных программно-технических комплексов.

     В целях включения банка в рейтинги международных рейтинговых агентств и привлечения внимания иностранных инвесторов предполагается решение вопроса об аудировании отчётности Банка авторитетной международной аудиторской организацией. Банк будет расширять взаимодействие с органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь, Ассоциацией белорусских банков, в целях расширения влияния на процесс унификации нормативно-правовой базы и совершенствования банковской информационной системы.

Информация о работе Совершенствование организации учёта и отчётности