Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение целей и принципов государственного и муниципального (самоуправления) управления, их соотношение, структура, функции и их место в жизни общества.
Введение
Целью данной работы является изучение целей и принципов государственного и муниципального (самоуправления) управления, их соотношение, структура, функции и их место в жизни общества.
На сегодняшний день вопрос соотношения и развития государственного и муниципального управления является широко изучаемым, но так полностью и неизученным. В данной системе осуществляется сложное взаимодействие между органами государственного и муниципального управления и управляемыми объектами, причем каждая из сторон вносит свой «вклад» соответственно.
Прежде всего, необходимо определиться с таким понятием как управление. «Управление — это целенаправленное воздействие на коллективы людей для достижения поставленных целей». Необходимо рассмотреть по отдельности государственное и муниципальное управление, изучить их признаки и цели. И только после этого рассматривать их как систему взаимодействия органов государственного и муниципального управления и тех управляемых объектов, в отношении которых они реализуют свои управляющие возможности.
Главное
в рассмотрении системы взаимодействия
государственного и муниципального
управления - это не просто приведение
ее к каким-то уже существующим образцам
(европейским или американским, китайским
или японским и пр.), а эффективность ее
управляющих воздействий в целях обеспечения
целостности, суверенитета, безопасности,
упорядоченности и развития российского
общества. В данной ситуации спорить о
том, что лучше − укреплять государственное
управление или местное самоуправление
совершенно ни к чему. Всему нужно придавать
должное значение, так как каждый вид управления
имеет свое применение, свои субъекты
и объекты управления.
1.
Структура государственного
и муниципального управления
Государственное и муниципальное управление специализировано. Оно осуществляется особым слоем людей на профессиональных началах. Исключение составляет непосредственное управление со стороны населения при использовании институтов прямой (непосредственной) демократии, но и в этом случае его организацией занимаются профессионалы.
Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган государства, муниципального образования (парламент в государстве, муниципальный совет и др.), должностное лицо (министр, мэр). В пределах своих полномочий, установленных законом (иными правовыми актами), субъекты управления могут использовать различные законные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. Так, с целью развития какой-либо отрасли экономики государство может применить стимулирующие методы (например, снизить налоги), его органы могут не зарегистрировать политическую партию, если ее устав противоречит закону, что лишает партию прав юридического лица, в частности права, выдвигать своих кандидатов на выборах, закон запрещает пропаганду экстремистской идеологии и т.д.
В отличие от человека и гражданина, которому разрешено все, что не запрещено законом, субъекты государственного и муниципального управления могут применять только такие средства управления, которые им разрешены законом. При этом каждый из них вправе применять лишь свои, определенные способы управления (милиция — одни, финансовые службы — другие). Эти способы тоже установлены правовым актами (законом о милиции, положением о министерстве финансов и др.).
Объект государственного или муниципального управления − это общественные (социальные, национальные, иные) отношения или отношения, приобретающие общественное значение (например, алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей). Такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию, т.е. публичному управлению.
Содержание государственного, муниципального управления это различные действия по использованию публичной власти (издание правовых актов, организационные меры), которые предпринимаются в целях регулирования общественных отношений или отношений, приобретающих общественное значение. Управленческие органы, должностные лица могут совершать те или иные действия в пределах своей компетенции, в формах и способах, предусмотренных нормативными актами. Совокупность этих действий, совершаемых в разное время и неодинаковыми методами, составляет управленческий процесс.
Содержание государственного, муниципального управления зависит от условий, в которых оно осуществляется, и складывается из различных элементов. Важнейшее значение для управления в обществе имеют его цели. Возможны конкретные цели (организующая деятельность по ремонту местной дороги), а есть цели более общего порядка (управление обороной страны). Цели должны быть реальны и выполнимы. Бесполезно заниматься управленческой деятельностью, если цель невыполнима сама по себе.
Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты. Важнейшее значение имеет обоснованность управленческого решения. В таком решении следует более полно учесть все обстоятельства, имеющее как прямое, так и косвенное отношение к решаемой задаче, факторы благоприятствующие и противодействующие.
В
государственном и
Для содержания управления важное значение имеет профессионализм управленцев и связанная с ним несменяемость некоторых должностных лиц (например, судей), что обеспечивает, с одной стороны, стабильность и профессионализм управления, а с другой - обновление (ротацию) определенной части кадров путем периодических выборов, что позволяет привлекать к управлению новые силы, делать отбор управленцев.
Стабильность управления также важно для достижения успеха. Не авралы, а настойчивая, последовательная работа приносит результат.
Необходимо заранее просчитывать эффективность управления: достижение наилучших результатов в возможно более короткий срок с наименьшими затратами материальных ресурсов и управленческой энергии. Эффективность связана не с количественной стороной управления, а с его качеством.
Важнейшей материальной базой управления являются ресурсы управления (наличие соответствующих органов, кадров, финансовых возможностей, управленческой техники и т.д.). Решая ту или иную управленческую задачу, важно оценить предварительно наличие ресурсов (в том числе не только материальных, но и духовных) для этого.
Сроки
также имеют особое значение в управлении.
Управленческая задача должна быть решена
в срок. В противном случае может оказаться,
что ее решение запоздало.1
1.2 Признаки
государственного и муниципального управления
Государственное управление, осуществляемое государством, производится путем объединения всех граждан и имеет целью обеспечение целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития всего общества, а внутри его обеспечение прав и свобод каждого гражданина. Это самый значимый, обширный и исторически важный вид управления, от состояния которого зависят и другие виды управления.
В силу природы государства, государственное управление распространяется на все общество, имеет в поле зрения все происходящее в нем. Государственное управление не входит во внутреннее содержание личной и коллективной жизнедеятельности людей, если последнее соответствует правовым нормам, неконфликтно, но оно не безразлично к внешним контурам множества структур жизнедеятельности людей. Наряду с информационными и экономическими взаимосвязями государственное управление обязано посредством административных (властных) взаимосвязей обеспечивать целостность общества. Потому что только в целостном, упорядоченном обществе создается действительный простор для прав и свобод человека, его инициативы, предпринимательства, творчества, оптимального развития производительных сил страны. В нашей стране целостность как свойство и общества, и государства традиционно недооценивается, в результате чего доминируют локальность, противоречия и борьба между их огромным множеством.
Государственное управление - самостоятельная отрасль научного знания. Это осознано давно и во многих странах, в том числе в США, Китае, Европейском Союзе, даже входящих в СНГ - Украине, Беларуси, Казахстане и др. 2
Нельзя упускать из виду, что государственное управление через многочисленные свои государственные органы, должностные лица объективно владеет наиболее комплексной, полной информацией о состоянии общества и его положении в мировом сообществе. Это позволяет ему не только иметь достоверную картину текущих событий, но и прогнозировать будущее, программировать и планировать свое функционирование (принимаемые решения и осуществляемые действия). А в информационную эпоху данное качество государственного управления исключительно актуально, что и предопределяет закономерности и формы построения государственного аппарата как профессионального субъекта государственного управления. Информационный потенциал государственного управления влияет и на его соотношение с субъектами других видов управления, которые обычно функционируют в рамках отдельных фрагментов информационного «поля», отвечающих их интересам. Поневоле практически всем субъектам управления и общественной жизнедеятельности приходится обращаться к информационным возможностям государственного управления при решении своих вопросов.
Важно также учитывать, что, невзирая на знания и опыт отдельных руководителей и должностных лиц, государственное управление в целом обладает огромным интегральным интеллектуальным потенциалом. В нем фиксируются и в основном сосредотачиваются все открытия, изобретения, рационализации и иные инновации, оно финансирует научно-исследовательские работы, особенно по фундаментальным направлениям исследований, воспринимает их и способствует их практическому использованию, определяет в пределах всей страны основные направления научно-технического и технологического развития. Поэтому государственное управление влияет на общество главным образом тем, какие и как оно применяет знания, опыт, научные достижения в процессах формирования и реализации своих управляющих воздействий. В жизни интеллект всегда связан с нравственностью, поскольку любые его результаты на что-то направлены и для чего-то используются. Не случайно во множестве публикаций, особенно российских авторов дореволюционного периода, указывалось, что государственная власть и прежде всего верховная должна быть носителем и олицетворением нравственного идеала народа. Несомненно, рациональное государственное управление впитывает в себя идеалы, ценности и цели, которые актуальны для общества.
Сказанное придает государственному управлению в полной мере системный характер, вследствие чего все его элементы и взаимосвязи реализуют свой потенциал, обеспечивают нужды людей, их коллективов и общностей, общества в целом лишь при согласованности и постоянном взаимодействии в единой иерархической структуре. Это и понятно, ибо любую целостность нельзя сохранить и развивать, если не действовать системно. Но данного понимания мало в нашем общественном и, особенно, управленческом мышлении. Все хотят быть суверенными, независимыми, не продумывая глубоко, к чему подобное ведет. Получаются растопыренные пальцы, а не сжатый кулак, способный держать какой-либо инструмент для дела.
Обобщая сказанное, государственное управление можно определить, как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Кратко говоря, государственное управление это:
органов и должностных лиц на сознание, поведение и деятельность людей, их коллективов, общностей в стратегических целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества;
обусловлено, субъективно обоснованно и социально эффективно, что и определяет его обширную и постоянную актуальность;
В последнее время термин "самоуправление" используется многими, но закладывается в него при этом разный смысл. "Народное самоуправление", "общественное самоуправление", "производственное самоуправление" - все эти понятия имеют свое значение и не тождественны друг другу. Местное самоуправление, по Конституции РФ, относительно самостоятельно и осуществляется в городских и сельских поселениях, на других территориях, где население объединено совместными условиями проживания.
Информация о работе Структура государственного и муниципального управления