Структура государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение целей и принципов государственного и муниципального (самоуправления) управления, их соотношение, структура, функции и их место в жизни общества.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Каменева.doc

— 282.00 Кб (Скачать документ)

   Функциями органов законодательной власти являются: законодательная, т.е. подготовка и принятие законов, и контрольная - в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией (ст. 101, 103, 114).

   Органы  судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, на судебную власть возложено осуществление контроля за законностью деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен рядом законов.

   Ветвь исполнительной власти осуществляет функции  организационно - управленческого, исполнительно - распорядительного характера. Практически они выполняются органами исполнительной власти, деятельность которых реализуется на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

     Полномочия по осуществлению  исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, федеральным агентствам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных в законодательстве должностных лиц.

   Цели, функции и задачи государства, на реализацию которых направлена деятельность органов исполнительной власти, закреплены в законодательстве, прежде всего в Конституции РФ.

   Функции органов исполнительной власти исполнять  законы и следить за их исполнением. Законодательные органы разрабатывают и принимают законы, органы исполнительной власти их исполняют, претворяют в жизнь. Последние наделены правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, и издавать нормативные правовые акты, а также ненормативные акты - акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на соответствующие должности). Все эти акты должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, т.е. быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется «распорядительной».

   Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, являясь органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы в осуществлении межотраслевого и отраслевого управления.

   Важная  роль по руководству отраслями и  сферами управления в общероссийском масштабе отводится Правительству РФ.

   Организационное и юридическое обеспечение региональных интересов в деятельности Правительства достигается благодаря тому, что оно объединяет и направляет деятельность федеральных органов межотраслевого и отраслевого управления, принимает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории государства.

   Органы  исполнительной власти общей компетенции  субъектов Федерации осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. Свою деятельность по осуществлению регионального управления эти органы реализуют с учетом:

   а) взаимоотношений региона и Федерации;

   б) взаимоотношений региональных органов и органов местного самоуправления,

   в) обеспечения комплексного развития региона как единой системы.

   Органы  исполнительной власти обшей компетенции  любого уровня осуществляют свои полномочия также в зависимости от их характера непосредственно и через подчиненные органы, призванные руководить порученными им отраслями и сферами.

   Таким образом, система управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов осуществления государственно - властного воздействия на жизнедеятельность населения, выраженных обычно в правовых формах, и включает:

   а) систему государственных органов (федеральных и региональных);

   б) систему государственной службы;

   в) совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов;

   г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д.

   Решение вопроса о формировании системы  органов регионального управления субъектов Федерации требует  выделения приоритетных для конкретного субъекта сфер деятельности. В зависимости от специфических особенностей региона (численного, национального и демографического состава населения, климата, географического положения, удаленности от центра и т.д.) набор приоритетных направлений, на которых сосредоточиваются основные управленческие усилия, может быть различным. Между тем есть сферы управления, которые одинаково важны для всех субъектов Федерации. Среди них выделяют управление:

    • политической жизнью;
    • сферой материального производства;
    • финансово - кредитным комплексом;
    • потребительским рынком;
    • социально - бюджетным комплексом;
    • использованием природных ресурсов;
    • общественной безопасностью;
    • информационной средой.

   Федеративное  устройство предполагает разграничение  предметов ведения между федеральными и субъектными (региональными) уровнями власти. Поэтому наиболее важной управленческой проблемой регулирования федеративных отношений в России является проблема разделения властей «по вертикали».

   Организационная структура системы органов государственного и муниципального управления должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый последующий координируемый уровень был логическим продолжением координирующего.

   Для эффективного функционирования системы  управления необходимо законодательно закрепить и подробно регламентировать то общее в организационно-функциональных структурах федерального и субъектного уровней, что объединяет их в единое целое.

   Сложность иерархической системы управления в России, обусловленная территориальным (федеральный, субъектный уровень и местное самоуправление) и функциональным (сфера ведения федеральная, совместная, сфера ведения субъектов РФ и сфера местного самоуправления) делением, актуализирует принятие схемы управления на отдельно взятой территории.

   Возможны  две схемы организации власти в субъектах Федерации. По первой схеме субъект Федерации может иметь институт «высшего должностного лица» (президента или главы администрации), по второй схеме такого института может не быть. В результате на региональном уровне складывается несколько моделей организации государственной власти по выбору субъектов Федерации.

   Законодательные представительные органы власти субъектов  Российской Федерации являются постоянно действующими органами государственной власти. Структура их, официальное название и численность депутатов определяются самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.

   Федеральный закон определяет полномочия регионального  законодательного представительного органа власти по 29 основным позициям.

   Виды  региональных, представительных законодательных органов власти имеют своеобразные отличия. Среди них можно выделить институты с разными правовыми статусами:

  • республиканские парламенты;
  • краевые законодательные собрания;
  • областные думы;
  • городские думы (Москва, Санкт-Петербург);
  • представительные органы власти автономных округов и области.

   Только  республиканские парламенты имеют  право принимать конституции соответствующих республик и носят название «парламент». Другие региональные представительные органы власти имеют право принимать устав области края или города.

   На  уровне краев, областей и городов  федерального значения наблюдается большее единообразие. Здесь в основном повторяется общефедеральная схема функционирования органов государственной власти.

   Законодательными  представительными органами власти областей и краев являются областные и краевые думы. Их деятельность строится в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами, положением о думе и регламентом ее работы.

   Специфика областных представительных органов власти - их небольшой состав. Основная организационная форма деятельности - заседания. Несмотря на небольшой численный состав, в областных думах образуются комитеты и комиссии, отделы. Руководство ими осуществляет руководитель аппарата думы. В некоторых областных думах предусмотрены фракции.

   В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта, а также муниципальные органы местного самоуправления. Пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.

3. Региональная политика и местное самоуправление 

   Рассмотрим  работу органов государственной  власти и местного самоуправления на примере Сахалинской области.

   В существующих границах Сахалинская  область образована 2 января 1947 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР.

   9 августа 2007 года по представлению  президента РФ Владимира Путина  Александр Хорошавин наделен полномочиями губернатора Сахалинской области. С 1 января 2010 года является Губернатором Сахалинской области - председателем Правительства Сахалинской области

   В настоящее время на территории Сахалинской  области расположено 22 муниципальные  образования.

   Согласно  закону Сахалинской области от 21.07.2004 № 524 "О границах и статусе муниципальных  образований в Сахалинской области" (ред. от 07.12.2009) наделены статусом:

   городского округа – 18 муниципальных образований (городской округ "Александровск – Сахалинский район", Анивский городской округ, городской округ "Вахрушев", городской округ "Долинский", Корсаковский городской округ, Курильский городской округ, Макаровский городской округ, Невельский городской округ, городской округ Ногликский, городской округ "Охинский", городской округ "Поронайский", Северо-Курильский городской округ, городской округ "Смирныховский", Томаринский городской округ, Тымовский городской округ, Холмский городской округ, Южно-Курильский городской округ, городской округ "город Южно-Сахалинск");

   муниципального района – 1 муниципальное образование (Углегорский муниципальный район);

   городского поселения – 2 муниципальные образования (Углегорское городское поселение, Шахтерское городское поселение);

   сельского поселения – 1 муниципальное образование (Бошняковское сельское поселение).

   В соответствии с действующими нормами  Уставов в 14 муниципальных образованиях Сахалинской области глава муниципального образования избирается на муниципальных  выборах и возглавляет местную  администрацию (городской округ "Александровск – Сахалинский район", Анивский городской округ, городской округ "Вахрушев", городской округ "Долинский", Корсаковский городской округ, Невельский городской округ, городской округ Ногликский, городской округ "Охинский", Северо-Курильский городской округ, городской округ "Смирныховский", Тымовский городской округ, Углегорский муниципальный район, городской округ "город Южно-Сахалинск", Углегорское городское поселение).

   В 2 муниципальных образованиях глава  муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет представительный орган. Глава местной администрации назначается представительным органом по контракту, заключаемому по результатам конкурса (Макаровский городской округ, Южно-Курильский городской округ).

   В 5 муниципальных образованиях глава  муниципального образования избирается представительным органом из своего состава. Глава местной администрации  назначается представительным органом  по контракту, заключаемому по результатам  конкурса (Курильский городской округ, городской округ "Поронайский", Томаринский городской округ, Холмский городской округ, Шахтерское городское поселение).

Информация о работе Структура государственного и муниципального управления