Деепричастия в произведениях А.С.Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – показать место и значение деепричастий в системе частей речи русского языка и раскрыть особенности их употребления А.С.Пушкиным в прозаических произведениях.
Данная цель выдвинула ряд задач:
 описать деепричастие как гибридную форму глагола;
 раскрыть синтаксическую функцию деепричастия, основные нормы пунктуации при его обособлении;
 описать особенности языка прозы А.С.Пушкина, обращая внимание на синтаксис прозы 30-х годов;
 провести анализ языка «Повестей Белкина» на предмет использования деепричастий («Выстрел», «Метель»).

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I Деепричастие и его синтаксическая функция
1.1 Деепричастие как форма глагольно-наречного образования……...6
1.2 Грамматические категории ………………………………………….6
1.3 Образование деепричастий, переход в наречия…………………….7
1.4 Функции деепричастия в современной письменной речи.………...9
1.5 Обособление деепричастий………………………………………………11
Глава II Деепричастия в произведениях А.С.Пушкина
2.1 Язык пушкинской прозы…………………………………………….14
2.2 Функции деепричастия в произведениях А.С.Пушкина…………..18
2.3 Анализ языка «Повестей Белкина» на предмет использования
деепричастий………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...29
Литература…………………

Работа состоит из  1 файл

деепричастие и его синтаксическая функция (на материале произведений Пушкина)).doc

— 348.50 Кб (Скачать документ)

«Конечно, прием культурно-бытового и литературно-эстетического намагничивания слова, прием пластической изобразительности, прием символических отражений и вариаций и прием субъектно-экспрессивной многопланности не исчерпывают сущности пушкинского стиля. Но они, мне кажется, являются теми основными категориями пушкинской художественной системы, под которые подводится или из которых выводится множество других менее общих, хотя не менее характерных особенностей пушкинской манеры выражения и изображения». [3,с.207]

Пушкин глубже проникает во внутренний мир своих героев и, правдиво отражая его в повести, впервые в русской прозе вплотную подходит к психологическому анализу, являясь в этом отношении прямым предшественником Лермонтова. [19,с.207] И свою роль в раскрытии внутреннего мира героев играют деепричастия.

2.2 Функции деепричастия в произведениях А.С.Пушкина

Проанализировав произведения А.С.Пушкина, мы выделили следующие особенности употребления автором деепричастий и деепричастных оборотов:

        А.С.Пушкин использует деепричастия как мгновенный транспорт в своего персонажа, в чужую душу, проводит своеобразный психологический анализ:

Вдруг он [Ибрагим] услышал слабый крик ребёнка и, не имея силы удержать своего восторга, бросился в комнату графини…[c.217]

        Внимание Пушкина скользит по всем существам и даже предметам - и везде вникает в них, обнаруживает между ними связь, провозглашая своеобразный анимизм.

        Все явления соединены между собой причинной связью и вытекают одно из другого. Вместо долгих разъяснений автор даёт точную картинку: деепричастие связывает явления средствами самыми экономными,  доходя до простоты и наглядности :

Дымясь, пылал огонь рыбацкий.

Мгновенное совмещение двух проекций огня дает стереоскопичность и живость картинки.

        Совмещение разных планов в одно мгновение, которое позволяет деепричастие, дает единомоментное вспыхивание картины:

Блестя на солнце, снег лежит.

        А.С.Пушкин выделяет качественное деепричастие и ставит его впереди, - а после стоит подлежащее и очевидное сказуемое:

Услышав, что кто-то вошёл, он поднял голову.[17,c.221]

        Деепричастия у Пушкина постоянно маркируют чужую непрямую речь:

Евгений, тяжбы ненавидя,

Довольный жребием своим,

Наследство предоставил им…

        и цитату, как разновидность этой чужой речи:

С душою, полной сожалений,

И опершися на гранит,

Стоял задумчиво Евгений,

Как описал себя пиит.

("опершися на гранит" указывает на чужое авторство слов - Муравьева, в данном случае).

Рассмотрим, какова семантико-синтаксическая роль деепричастий в «Повестях Белкина».

2.3 Анализ языка «Повестей Белкина» на предмет использования деепричастий

«Повести Белкина» не явились чем-то неожиданным в творчестве

Пушкина. Они были подготовлены развитием пушкинской поэзии и сопутствовали таким стихотворным произведениям, как «Румяный критик мой...», «Домик в Коломне» и завершенная осенью 1830 года в Болдине восьмая  глава «Евгения Онегина». Пушкин писал повести в период начавшегося интенсивного развития русской прозы, поэтому естественно, что, создавая их, поэт ориентировался на современную ему литературу, принимая или отвергая те или иные черты складывавшейся литературной традиции. Современниками повести Пушкина воспринимались, с одной стороны, как возвращение будто бы к традициям повести карамзинского периода, с другой же стороны — как нечто совершенно необычное в литературных условиях конца 20-х—начала 30-х годов.

Нами были проанализированы 2 повести – «Выстрел» и «Метель». Мы выделили в тексте деепричастия и деепричастные обороты, определив их синтаксическую функцию, семантическую наполненность, позицию в предложении. Результаты исследования представлены в следующей таблице.

Повесть «Метель»

 

Предложение с деепричастием

Пози-ция

Относит.

вре-мя

Син-так-сич. функция

Семантика

Примечания

 

1.

Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нём думать…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. при-чины

Описывают-ся чувства Марьи Гавриловны и прапорщика

Слог, близкий к Карамзину, что объясняется содержанием текста.

2.

Переписываясь и разговаривая таким образом, они…дошли до следующего рассуждения…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Действия героев

Однородные деепричастия с союзом и

3.

Запечатав оба письма тульскою печаткою, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью, она бросилась на постель…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Действия героини

Добавочное сказуемое

4.

Пришед в свою комнату, она кинулась в кресла и залилась слезами.

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Действия героини

Эмоциональное состояние, внешняя сдержанность

5.

Ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу

постпозиция

одновременность

сравнит. оборот

Метафора, олицетворение

 

6.

Лошади, прозябнув, не стояли на месте; ..

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. при-чины

Добавочное сказуемое

Анимизм, чувства  лошади

7.

…кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых…

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, действия кучера

 

8.

Поручив барышню попечению судьбы и искусству Терешки-кучера, обратимся к молодому нашему любовнику.

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое

Риторическое предложение, переход к другому плану изложения

9.

«Постой, - сказал старик, опуская ставень, - я те сына вышлю; он те проводит».

постпозиция

одновременность

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое, действия старика

 

10.

…парень вышел с дубиною и пошёл вперёд, то указывая, то отыскивая дорогу, занесённую снеговыми сугробами.

постпозиция

одновременность

обстоят. цели

Добавочное сказуемое, действия парня

Однородные деепричастия с союзом то-то

11.

Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала-де дурно…

постпозиция

последование

обстоят. цели

Добавочное сказуемое, действия девочки

Несобственно-прямая речь. Соединение высокой и средней лексики с целью показать важность события для девочки

12.

Письма, накануне ею написанные, были сожжены; её горничная никому ни о чём не говорила, опасаясь гнева господ.

постпозиция

одновременность

обстоят. при-чины

Добавочное сказуемое, чувства горничной

Внутреннее состояние горничной

13.

Несколько месяцев уже спустя, нашед имя его в числе отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. при-чины

Добавочное сказуемое, действия героини

Устаревшая форма деепричастия

14.

Другая печаль её посетила: Гаврила Гаврилович скончался, оставя её наследницей всего имения.

постпозиция

последование

обстоят. следствия

Добавочное сказуемое, действия отца

Устаревшая форма (оставив)

15.

Соседи, узнав обо всём, дивились её постоянству…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое, состояние соседей

 

16.

Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами.

постпозиция

предшест-вова-ния

обособленное определение

Состояние-характеристика офицеров

Метафора

17.

Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова.

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, речь солдат

Описывает желание солдат показать свою значительность

18.

Восторг их [женщин] был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали.

препозиция

одновременность

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое, действие женщин

 

19.

Нельзя было сказать, чтобы она с ним кокетничала; но поэт, заметя её поведение, сказал бы: Se amor non е сhе dunqe?..

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое, действие «поэта»

Риторическое предложение

20.

Подумав хорошенько, она решила, что робость была единственной тому причиною…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое, мысли героини

Внутренние чувства героини, желание понять Бурмина

21.

После первых вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом замешательство…

постпозиция

последование

обстоят. следствия

Добавочное сказуемое, мысли героини

Психологическое состояние героини

22.

Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения , объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце…

препозиция

одновременность

обстоят. при-чины

Чувства героя

Внутреннее состояние Бурмина

23.

«Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…»

постпозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое, состояние героя

Возвышенность речи в момент признания

24.

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое, действия героя

 

25.

В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции.

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое, действия героя

 

 

Итак, в повести 25 предложений, осложнённых деепричастиями.

Позиция в предложении относительно главного слова: деепричастия находятся в препозиции – 14, в постпозиции – 11

Относительное время предшествования – 14, одновременности -8 , последования – 3.

Синтаксическая функция:

обстоятельство времени – 12

обстоятельство причины – 5

обстоятельство цели – 2

обстоятельство образа действия – 2

обстоятельство следствия – 2

сравнительный оборот – 1

обособленное несогласованное определение – 1

В основном деепричастия обозначают добавочные действия, являясь второстепенным сказуемым, и усиливают глагольную стихию. При описании героини помогают раскрыть её внутреннее психологическое состояние, переживания до и вовремя метели, в отношениях с Бурминым. Также раскрывается состояние и мысли других персонажей. Деепричастия появляются в основном при описании жизни и переживаний Марьи Гавриловны (15 случаев). Действия Владимира во время метели описываются глаголами, деепричастия добавляются в 2-х предложениях (№ 9,10). В рассказ и признание  Бурмина вводится 4 оборота (№22,23,24,25). Пушкин использует деепричастия также при описании животных, при передаче несобственно-прямой речи, в риторических предложениях.

 

Повесть «Выстрел»

 

Предложение с деепричастием

Пози-ция

Относит.

вре-мя

Син-так-сич. функция

Семантика

Примечания

 

1.

Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад…

постпозиция

последования

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, действия Сильвио

Несобственно-прямая речь

2.

Он, играя тут же, в рассеянности загнул лишний угол.

препозиция

одновременность

обстоят. вре-мени

Действие героя

Уточнение действия

3.

Офицер, думая, что он ошибся, пустился в объяснения.

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. при-чины

Мысли офицера

К деепричастию относится придаточное изъяснительное

4.

Офицер, потеряв терпение, взял щётку и стёр то, что казалось ему напрасно записанным.

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. при-чины

Состояние офицера

Эмоциональное состояние офицера. Метафора

5.

Офицер, разгорячённый вином, игрою и смехом товарищей, почёл себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. вре-мени

Действие офицера

Эмоциональное состояние офицера

6.

Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал…

постпозиция

предшест-вова-ния

несогласованное определение

Характеристика состояния героя

Эмоциональное состояние героя. Метафора

7.

Офицер вышел вон, сказав, что за обиду готов отвечать, как будет угодно господину банкомету.

постпозиция

предшест-вова-ния

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, действия офицера

К деепричастию относится придаточное изъяснительное

8.

…Но, чувствуя, что хозяину было не до игры, мы отстали один за другим и разбрелись по квартирам…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. при-чины

Добавочное сказуемое, внутреннее состояние рассказчика

К деепричастию относится придаточное изъяснительное

9.

Он принял нас по-обыкновенному, ни слова не говоря о вчерашнем происшествии.

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое

 

10.

Имея от природы романическое воображение, я всех сильнее прежде сего был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою…

препозиция

одновременность

обстоят. при-чины

Добавочное сказуемое, черты характера рассказчика

Несобственно-прямая речь

11.

Пробегая письмо, глаза его сверкали.

препозиция

одновременность

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое

Метафора

12.

«…Я жду и вас, - продолжал он, обратившись ко мне…

постпозиция

одновременность

обстоят. вре-мени

Добавочное сказуемое, слова Сильвио

Соединение разных планов описания

13.

Он остановился и стал набивать выгоревшую свою трубку; я молчал, потупя глаза.

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, состояние рассказчика

Устаревшая форма деепричастия (потупив). Метафора

14.

«…Вы согласитесь, что, имея право выбрать оружие, жизнь его была в моих руках, а моя почти безопасна…»

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. условия

Добавочное сказуемое, мысли Сильвио

Устаревшая норма - деепричастный оборот не относится к сказуемому

15.

«…Если б я мог наказать Р***, не подвергая вовсе моей жизни, то я б ни за что не простил его.»

препозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое

Возвышенность речи, метафора

16.

«…Наконец однажды на бале у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки, бывшей со мною в связи, я сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость.»

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. при-чины

Добавочное сказуемое, мысли Сильвио

 

17.

- Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями.

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, действие графа

 

18.

- …Я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства…

постпозиция

одновременность

обстоят. цели

Добавочное сказуемое

Психологическое состояние Сильвио. Метафора

19.

- Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали до меня.

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, действия графа. Однородные деепричастия .

Равнодушие графа

20.

- Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился.

постпозиция

одновременность

обстоят. цели

Добавочное сказуемое, действие Сильвио

К деепричастию относится придаточное изъяснительное. Возвышенность речи, гордость героя.

21.

Занимаясь хозяйством, я не переставал тихонько воздыхать о прежней моей шумной и беззаботной жизни.

препозиция

одновременность

обстоят. времени

Добавочное сказуемое, действия рассказчика

Размеренность жизни рассказчика

22.

До обеда кое-как ещё дотягивал я время, толкуя со старостой, разъезжая по работам или обходя новые заведения…

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, действия рассказчика

Размеренность жизни рассказчика (однородные деепричастия, приставка раз-)

23.

Отвыкнув от роскоши в бедном углу моём и уже давно не видав чужого богатства, я оробел и ждал графа с каким-то трепетом…

препозиция

предшест-вова-ния

обстоят. причины

Добавочное сказуемое, состояние рассказчика. Однородные деепричастия

Внутреннее состояние рассказчика

24.

Они, чтоб дать мне время оправиться и привыкнуть к новому знакомству, стали говорить между собою, обходясь со мною как с добрым соседом и без церемонии.

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, действия героев

 

25.

Между тем я стал ходить взад и вперёд, осматривая книги и картины.

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, действия рассказчика

 

26.

- А хорошо вы стреляете? - продолжал он. – Изрядно, - отвечал я, обрадовавшись, что разговор коснулся наконец предмета, мне близкого.

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, состояние рассказчика

Эмоциональное состояние рассказчика. К деепричастию относится придаточное изъяснительное.

27.

- Сильвио! – вскричал граф, вскочив со своего места; - вы знали Сильвио?

постпозиция

одновременность

обстоят. времени

Добавочное сказуемое, состояние графа

Усиливает описание эмоционального состояния графа.

28.

- Ах! Ваше сиятельство, - продолжал я, догадываясь об истине, - извините…я не знал…уж не вы ли?..

постпозиция

одновременность

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, мысли рассказчика

 

29.

- Я отмерил двенадцать шагов и стал там в углу, прося его выстрелить скорее, пока жена не воротилась.

постпозиция

последование

обстоят. обр.

действия

Добавочное сказуемое, желание графа

Психологизм героя, подавленность его состояния

 

В повести 29 предложений, осложнённых деепричастиями.

Позиция в предложении относительно главного слова: деепричастия находятся в препозиции – 12, в постпозиции – 17

Относительное время предшествования – 9, одновременности -18 , последования – 2.

Синтаксическая функция:

обстоятельство образа действия – 13

обстоятельство времени – 6

обстоятельство причины – 6

обстоятельство цели – 2

обстоятельство следствия – 2

обособленное несогласованное определение – 1

Вывод: Деепричастий много в тексте, описывающем эмоциональное, психологическое состояние офицера во время игры (№2-5), Сильвио, рассказывающего историю, графа. Во второй главе, где описывается размеренная жизнь рассказчика, деепричастных оборотов немного, в основном деепричастия обозначают добавочные действия, усиливая глагольную стихию. Часто деепричастия выступают в качестве выразительных средств - метафор, описывающих внутреннее состояние героев (№4.6,11,13, 15,18). Пушкин использует деепричастия также при передаче несобственно-прямой речи. Деепричастие также может являться связующим звеном внутри сложного предложения: его значение дополняется придаточными изъяснительными (№ 3,7,8.20,26).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Грамматические особенности деепричастия тесно связаны с упот­реблением его в речи. Деепричастие находится в сложных синтаксических отношениях с главными членами предложения — подлежащим и сказуемым. Эти отношения определяют те условия, которым должна отвечать структура предложения с деепричастием (деепричастным оборотом): в нем должно быть сказуемое, причем обязательно выражен­ное глаголом. С подлежащим деепричастие также должно быть соотнесено, поскольку оно обозначает добавочное действие того же лица или предмета, основное действие которого обозначает глагол-сказуемое. При изучении деепричастия следует уделять большое внимание значению его, употреблению со сказуемым, обозначающим основное действие.

При разработке уроков по этой теме помнить и о том, что ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то, что это пунктуационное правило достаточно просто (в сравнении с правилами обособления причастных оборотов). Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать деепричастие, часто смешивают его с личными формами глагола и причастием. Следствием этого и являют­ся речевые и пунктуационные ошибки. Поэтому необходимо строить изучение деепричастия на синтаксической основе.

Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной (выделяет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие).

Культура речи – это показатель  культуры мышления, общей культуры. Т.Г.Винокур определил речь как «визитную карточку человека в обществе» [18, с.3]. Изучение деепричастия, его семантико-синтаксических функций даёт  богатые возможности для овладения нормами написания,    произноше-

ния, а также повышения речевой культуры.

Мы посчитали целесообразным показать роль деепричастий в речи на примере прозы А.С.Пушкина 30-х гг. «Конечно, «Повести Белкина» внутренне полемичны; Пушкин сознательно противопоставлял их прозе своих современников, указывая ими пути, по которым, по его мнению, должна пойти русская проза. Повести Пушкина являются первым по времени решительным проникновением реализма в русскую прозу; и в этом в первую очередь заключается их значение в истории русской литературы.» [19,с 197]

По мнению В.В.Виноградова, в прозе Пушкина господствует принцип синтаксической сжатости фразы, опирающейся на признание стилистического приоритета глагола, на сокращение качественных определений и на стремление ограничить протяжённость предложения обозначением действия и его производителя, или же перечислением предметов. Проза писателя очень динамична, поэтому наибольший удельный вес в тексте имеет глагол. А усиливает «глагольную стихию» деепричастие, которое обозначает добавочное действие.

В работе мы рассмотрели особенности синтаксиса прозы А.С.Пушкина применительно к «Повестям Белкина» и выделили следующие особенности употребления деепричастий:

1.             Деепричастия в основном выступают в роли второстепенного сказуемого, дополняя основное действие и усиливая глаголы.

2.             Деепричастия помогают описать внутреннее психологическое состояние героя. Если герой неспокоен, деепричастных оборотов в тексте становится больше. Пушкин впервые проникает во внутренний мир персонажа, пытаясь проанализировать его характер и мотивы поведения.

3.             Писатель активно использует прием  субъектно-экспрессивной  многоплановости, по-разному представляя героев через синтаксис, в том числе – деепричастия.

4.             Интенсивность в использовании языковых средств. Украшений, по мнении. Писателя должно быть мало в соответствии с задачей автора и целесообразностью. Часто в качестве выразительных средств, метафор выступают деепричастия ( я молчал, потупя глаза).

Информация о работе Деепричастия в произведениях А.С.Пушкина