Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – показать место и значение деепричастий в системе частей речи русского языка и раскрыть особенности их употребления А.С.Пушкиным в прозаических произведениях.
Данная цель выдвинула ряд задач:
описать деепричастие как гибридную форму глагола;
раскрыть синтаксическую функцию деепричастия, основные нормы пунктуации при его обособлении;
описать особенности языка прозы А.С.Пушкина, обращая внимание на синтаксис прозы 30-х годов;
провести анализ языка «Повестей Белкина» на предмет использования деепричастий («Выстрел», «Метель»).
Введение………………………………………………………………………3
Глава I Деепричастие и его синтаксическая функция
1.1 Деепричастие как форма глагольно-наречного образования……...6
1.2 Грамматические категории ………………………………………….6
1.3 Образование деепричастий, переход в наречия…………………….7
1.4 Функции деепричастия в современной письменной речи.………...9
1.5 Обособление деепричастий………………………………………………11
Глава II Деепричастия в произведениях А.С.Пушкина
2.1 Язык пушкинской прозы…………………………………………….14
2.2 Функции деепричастия в произведениях А.С.Пушкина…………..18
2.3 Анализ языка «Повестей Белкина» на предмет использования
деепричастий………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...29
Литература…………………
Произведения Пушкина гениальны не только как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов.
3. Закрепление (работа с классом)
- Предлагаю вам, ребята, произвести частичный комплексный анализ некоторых отрывков художественных текстов (учащимся предлагается подготовленный дидактический материал по произведениям А.С.Пушкина).
1.Он [офицер], играя тут же, в рассеянности загнул лишний угол. Сильвио взял мел и уравнял счёт по своему обыкновению. Офицер, думая, что он ошибся, пустился в объяснения. Сильвио молча продолжал метать. Офицер, потеряв терпение, взял щётку и стёр то, что казалось ему напрасно записанным. Сильвио взял мел и записал снова. Офицер, разгорячённый вином, игрою и смехом товарищей, почёл себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел отклониться от удара. Мы смутились. Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: «Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите бога, что это случилось у меня в доме». (А.С.Пушкин. «Выстрел».)
Задания по тексту №1:
1) Определите стиль речи в данном отрывке. Докажите свое утверждение.
2) О чем повествуется в тексте?
3) Какие орфограммы есть в отрывке?
4) Сколько деепричастий или деепричастных оборотов в тексте? Их роль в художественном тексте?
5) Пунктуационный анализ. Правила постановки запятых при деепричастиях?
2. Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, Магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Задания по тексту №2:
1) Стиль текста? Докажите свое утверждение.
2) Сколько предложений в отрывке?
3) Дать характеристику 2 предложению.
4) Роль существительных в предложении?
5) Какие из перечисленных названий – заимствованные слова? Их роль?
3.Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони,-
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Задания по тексту №3:
1) Стиль текста? Докажите свое утверждение.
2) Сколько предложений в отрывке?
3) Какай части речи в тексте обилие?
4) С какой целью используется так много глаголов?
5) Определить вид глаголов.
6) Сколько рядов однородных членов в предложенном тексте?
7) Синтаксическая роль однородных членов в отрывке и способ их выражения? Какова их роль в предложении?
8) Что происходит со словами в художественном произведении?
IV. Подведение итогов.
ВЫВОД по теме:
- Над разрешением проблемы слова и образа бьются философы, литературоведы, лингвисты, психологи со времени античности. Самая простая теория связывает образность художественных произведений с существованием в языке образных слов. Ближе всего к истине, к современным научным представлениям теория Потебни – Винокура. По мысли Потебни, как и художественное произведение, слово образно. Суть образности, по Потебне, заключается как раз в оживлении внутренней формы.
- Самостоятельно (можно в группах, или в парах) составить вопросы по изученному материалу.
- Беседа по составленным вопросам.
- Подведение итогов, обобщение, контроль. Выставление оценок.
V. Домашнее задание
1. Составить лингвистический рассказ на тему по плану.
2. Устно выполнить комплексный анализ текста (индивидуальное задание).
3. Повторить понятийный словарь по выразительным средствам языка.
4. Лексическая работа со словами, выделенными на уроке .
Информация о работе Деепричастия в произведениях А.С.Пушкина