Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – показать место и значение деепричастий в системе частей речи русского языка и раскрыть особенности их употребления А.С.Пушкиным в прозаических произведениях.
Данная цель выдвинула ряд задач:
описать деепричастие как гибридную форму глагола;
раскрыть синтаксическую функцию деепричастия, основные нормы пунктуации при его обособлении;
описать особенности языка прозы А.С.Пушкина, обращая внимание на синтаксис прозы 30-х годов;
провести анализ языка «Повестей Белкина» на предмет использования деепричастий («Выстрел», «Метель»).
Введение………………………………………………………………………3
Глава I Деепричастие и его синтаксическая функция
1.1 Деепричастие как форма глагольно-наречного образования……...6
1.2 Грамматические категории ………………………………………….6
1.3 Образование деепричастий, переход в наречия…………………….7
1.4 Функции деепричастия в современной письменной речи.………...9
1.5 Обособление деепричастий………………………………………………11
Глава II Деепричастия в произведениях А.С.Пушкина
2.1 Язык пушкинской прозы…………………………………………….14
2.2 Функции деепричастия в произведениях А.С.Пушкина…………..18
2.3 Анализ языка «Повестей Белкина» на предмет использования
деепричастий………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...29
Литература…………………
5. Все явления в произведениях Пушкина соединены между собой причинной связью и вытекают одно из другого. Поэтому часто деепричастие является определяемым словом для придаточного изъяснительного предложения.
6. Деепричастия у Пушкина могут передавать чужую непрямую речь. (Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад…)
7. В предложении чаще выступают в качестве обособленного обстоятельства причины, образа действия и времени. Могут являться несогласованным обособленным определением (Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал…).
Таким образом, мы показали место и значение деепричастий в системе частей речи русского языка и раскрыли особенности их употребления А.С.Пушкиным в прозаических произведениях, подтвердив гипотезу исследования: использование деепричастий в прозаических произведениях А.С.Пушкина отвечает принципам построения художественных текстов писателя: точности, краткости, интенсивности и др.
«Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя». [5,С.250]
Литература
1. Борисова Н.М. От глагола – к причастию. // Русский язык в школе. – 2003. - №6. – С.12.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. – М.: Логос. – 2002. – С.262-272.
3. Виноградов В.В. О стиле Пушкина //Литературное наследство, т. 16-18. М.,1934
4. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М, Гослитиздат, 1941 ("Повести Белкина" - с.514-582)
5. Виноградов В.В.Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв.: Учебник.— 3-е изд. ,гл.6— М.: Высш. школа, 1982.
6. Винокур Г.О. Пушкин и русский язык. – М., 1959 и др.
7. Волохина Г.А., Попова З.Д. Морфологическая парадигматика русского языка. - Воронеж, 1991.
8. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – М., 1989
9. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. Изд.3. - М., 1989.
10. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля - Глава 4. Произведения 1830-х годов. – М.: Просвещение, 1986
11. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. - М.: Наука, 1988
12. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка – М.: Просвещение, 1992 – с.252-260
13. Колесов В.В. История русского языкознания. - М., 2003.
14. Купреянова Е.Н. А.С.Пушкин // История русской литературы, т.2 – Л., 1981
15. Лежнев А.З. Проза Пушкина: опыт стилевого исследования. - М.,1986 ("Повести Белкина" - с.142-147)
16. Подгаецкая И. М. Язык и стиль писателя. // «Ученые записки Елабужского государственного педагогического института, т. X - Казань, 1961 - с. 213—228
17. Пушкин А.С. Драматургия. Проза. – М.: «Правда», 1981
18. Русский язык и культура речи // Под ред. проф. Черняк В.Д. – М.: «Высшая школа». - 2002. – С. 252-253, 299-305.
19. Сидяков Л.С. Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов ХIХ века // Пушкин. Исследования и материалы. - М., Л.,1960, т. 3 ("Повести Белкина")
20. Современный русский литературный язык: Учебник // Под ред. Леканта П.А. и др. – М.: «Высшая школа». – 2001. – С. 256-262.
21. Современный русский язык. Учебник ... - 3-е изд. // Под ред. Л.А. Новикова. - Спб: "Лань", 2001.
22. Сорокин В.А. Значение Пушкина в развитии русского литературного языка – ФЭБ, с.331-368
23. Струве П. Дух и слово Пушкина // Пушкин в русской философской критике. – М., 1990. – с. 317-327
24. Сурков Е.А. Русская повесть в историко-литературном процессе XVIII – первой трети XIX в: Становление, художественная система, поэтика. - Автореферат докторской диссертации – Л., 2001
25. Творогов О.В.Изучение языка и стиля Пушкина за последние годы - М.: Просвещение, 2002 - с.87-101
26. Томашевский Б.В. Вопросы языка в творчестве Пушкина. – М.,1990 – с.484-523
27. Томашевский Б.В. Пушкин. – М.,Л.,1956 и др.
28. Чичерин А.В. Идеи и стиль. - М.,1988
29. Чичерин А.В. Ритм и стиль пушкинской прозы – М.,1980 – с.174-184
30. Чупашева О.М. От чего зависит деепричастие. // Русский язык в школе. – 2005. - №5. – С. 76.
Приложение
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка
Класс: 11 профильный.
Тема: Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина.
Цели урока:
1. Повторить изученный материал о стилях речи, особое внимание обратить на художественный стиль, его особенности; углубить знания о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, выделить предназначение художественного стиля для создания поэтических образов.
2. Развивать орфографические и пунктуационные навыки.
3. Исследовать языковой материал: частичный анализ образцов
художественных текстов.
4. Развивать речевые, интеллектуальные, нравственные способности учеников.
5. Воспитывать любовь к русскому языку на примерах художественных текстов, обратить внимание на использование элементов образной поэтической речи.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока.
I.Оргмомент
Тема, цели, задачи.
Привести подобранные примеры- высказывания о языке как эпиграфы к уроку.
Например:
1. «Явился Пушкин, и русский язык обрел новую силу, прелесть, гибкость, богатство, и главное – стал развязен, естествен, стал вполне русским языком». ( В.Г. Белинский)
2. «Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!» (И. Северянин)
II. Повторение пройденного и поэтапное изучение нового.
Проверка домашнего задания, повторение.
Актуализация знаний учащихся и подготовка их к самостоятельному поиску и отбору материала из предложенной информации по новой теме.
1) Слово учителя.
Самый богатый стиль речи – художественный, ведь он вбирает в себя все остальные. Другими словами, художественный стиль может отразить, преобразовать все стороны действительности, сделать их объектом творчества.
- Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция. (Образность, широкое использование средств других стилей, особенно разговорного. Главная функция художественного стиля - эстетическая. )
- Как вы понимаете, в чем выражается эстетическая функция художественного стиля? (Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Человек таким образом подключается к «художественному полю», художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека. Эстетическая функция играет особую роль, особенно ясно это видно в сравнении с функциями других стилей речи: коммуникативной (функции общения)- разговорный стиль, информативной (функция сообщения) – официально – деловой стиль и т.д.)
- Какие средства художественной выразительности вам известны? (Тропы, стилистические фигуры, или фигуры речи.)
2) Работа с классом по изобразительно – выразительным средствам:
a) Повторение понятийного словаря по ИВС и фигурам речи.
Фронтальный опрос:
1. Какие средства выразительности вы знаете?
2. Какие фигуры речи, или стилистические фигуры вам известны?
3. Какие тропы вы знаете?
4. Дать определение метафоре.
5. Что называем сравнением?
6. Метонимией?
7. Гиперболой?
8. Иронией?
9. Литотой?
10. Аллегорией?
11. Олицетворением?
12. Перифразой?
13. Анафорой?
14. Антитезой?
15. Градацией?
16. Инверсией?
(Подводится итог по выявленному уровню знаний учащихся по изученной ранее теме. )
b) Терминологический диктант по названым определениям.
(Учитель читает правило, а ученики записывают термин. Слова записываются под номерами в зависимости от предложенного определения.)
- Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке:
1. Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений? (метафора)
2. Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого? (сравнение)
3. Образное определение? (эпитет)
4. Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого? (метонимия)
5. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого - либо явления? (гипербола)
6. Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого - либо явления? (литота)
7. Троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному? (ирония)
8. Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе? (аллегория)
9. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия? (олицетворение)
10. Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого - либо предмета описательным выражением? (перифраза)
11. Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения? (анафора)
12. Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений? (эпифора)
13. Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия? (антитеза)
14. Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение? (градация)
15. Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок? (инверсия)
Ключ:
1.Метафора 2.Сравнение 3.Эпитет
4.Метонимия 5.Гипербола 6.Литота
7.Ирония 8.Аллегория 9.Олицетворение
10.Перифраза 11.Анафора 12.Эпифора
13.Антитеза 14.Градация 15.Инверсия
3) Выступления учащихся с сообщениями по темам:
a) «Культура речи. Свойства хорошей речи».
b) «Предшественники А.С. Пушкина»
Выступление проходит по плану. План - на доске; ученики записывают его в тетрадь по мере ответа выступающего.
c) «Особенности русского литературного языка».
Сделать вывод о роли использования ИВС в текстах художественного стиля речи
d) «Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка»
(По окончании выступления учащиеся делают обобщение- вывод по предложенному плану (в заготовках к уроку) о предшественниках А.С. Пушкина и роли А.С. Пушкина в истории литературного языка. )
III. Работа-обобщение по плану, объяснение нового
1. (Можно предложить учащимся самостоятельно составить план по теме, используя теоретический материал, изложенный в параграфах учебника; возможен вариант работы детей в группах).
План.
1. Язык художественной литературы – вершина литературного языка.
2. Двуязычие в эпоху Киевской Руси.
3. Предшественники Пушкина, подготовившие реформаторскую деятельность:
1) М.В. Ломоносов – создатель теории «трех штилей».
2) Н.М. Карамзин против употребления народных речевых средств.
3) Сближение литературного языка и разговорной речи Карамзиным.
4) А.С.Шишков – противник смешения высокого стиля с низким, против заимствований.
5) Внимание к «словенскому языку» (церковнославянскому и русскому) любителя русского слова Шишкова.
6) «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».
7) Умеренность употребления церковнославянизмов и европеизмов Жуковским, Вяземским, Батюшковым.
8) Место А.С. Грибоедова и И.А. Крылова в истории русского литературного языка (национальная самобытность и выразительность).
4. А.С. Пушкин – создатель национального литературного языка.
5. «Язык неистощим в соединении слов» (А.С. Пушкин)
2. Систематизация материала.
Слово учителя.
Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Богата литература, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например: Данте Алигьери в Италии, Вильям Шекспир в Англии, А.С. Пушкин в России.
Информация о работе Деепричастия в произведениях А.С.Пушкина