Формирование художественного мира С. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:14, сочинение

Описание

«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это сочетание cлов, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый - по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни. Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..2
I. Формирование художественного мира С. Есенина …………………..…...……6
1.1. Жизнь и творческий путь поэта…………………………………….6
1.2.Поэтика раннего С. Есенина ………………………………………...8
1.3 Проблематика поэзии С.Есенина. Общая характеристика …..…...15
II. Анализ и изучение избранных тем поэзии С. Есенина ……………..…….…20
2.1. Тема родины в поэзии С. Есенина …………………………………20
2.2. Любовная лирика С. Есенина …………………………………….26
2.3. Философские мотивы лирики С. Есенина ………………………...36
Заключение ………………………………………………………………………....42
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

сочинение.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………..2

I. Формирование художественного мира С. Есенина …………………..…...……6

1.1. Жизнь и творческий путь поэта…………………………………….6

1.2.Поэтика раннего С. Есенина ………………………………………...8

1.3 Проблематика поэзии С.Есенина. Общая характеристика …..…...15

II. Анализ и изучение избранных тем поэзии С. Есенина ……………..…….…20

2.1. Тема родины в поэзии С. Есенина …………………………………20

2.2.  Любовная лирика С. Есенина …………………………………….26

2.3. Философские мотивы лирики С. Есенина ………………………...36

Заключение ………………………………………………………………………....42

Список использованной литературы …………………………………………..…44

 

 

 

 

 

 


Введение

              «Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь  это  сочетание cлов, слышится  звон  множества  колокольчиков. Все  они  звонят одну мелодию, но каждый  -  по-своему. Так  же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной  силе добра, о чести и совести, о смысле жизни. Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их  каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и  лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься.   Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

И в той, ещё до конца не изведанной стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён, мне наиболее близко и дорого творчество С. А. Есенина. Его стихи запали мне в душу, обогатили мою жизнь, оставили в сердце неизгладимый отпечаток. Я распахнул для себя дверь в поэтический мир Есенина, который постепенно окрасился в моём воображении в яркие цвета, обогатился разными оттенками и звуками.

Романтичная душа поэта всегда предельно открыта миру и людям. В своих стихах С. Есенин действительно «такой, как есть» - не прячется за придуманные маски, не воображает себя каким - нибудь другим. Стихи Сергея Есенина настолько близки нам, что кажутся своими, потому что он не учит, не считает себя умнее или важнее других. Все мы в молодости любим насмерть, страдаем невыносимо, тоскуем от одиночества, стихи его созвучны струнам нашей души.

Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи — магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-либо свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин — это вечное».

Стихи Есенина — искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво раскрывает поиски сложной души и сложной жизни поэта. По  всей своей сути Сергей Есенин  - лирик, и мы, конечно же, больше всего любим и лучше всего  знакомы  именно с этой стороной его творчества. Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с философским подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Мечты о человеческом счастье, боль от его отдаленности, недостижимости, непостижимости и хрупкости, сочувствие к человеку — это коренные свойства поэзии Есенина, возникшие в его ранних стихах, развитые и пронесенные через все творчество. И еще одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина — проходящая сквозь всё творчество тема любви: любви к родине, природе, матери, женщине, животным, деревне, людям, что и определяет бессмертность, всеохватность и проблематику его произведений.

В последние годы возрос интерес к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление познать такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно. В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать С.А.Есенина. Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами [22].

С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его в числе «закрытых» авторов. Тем не менее, не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное – в истоках его таланта. А это значит, что данная проблема является актуальной и выбор этой темы моего исследования не случаен.

Исходя из этого, объектом данного исследования следует рассматривать творчество С. Есенина; предметом – изучение проблематики лирики С. Есенина.

Цель данного исследования – рассмотрение различных подходов к изучению лирики С. Есенина.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

      выявить, под влиянием творчества каких поэтов и литературных тенденций складывалось мировоззрение и поэтика раннего Есенина;

      изучить проблематику поэзии С. Есенина;

      проанализировать ведущие темы творчества С. Есенина (любовь, родина, философия);

      исследовать и изучить биографию писателя;

      выявить особенности поэтики С. Есенина.

Материалами для моего литературного исследования послужила поэзия С. Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта.

Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна. Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в своих произведениях, он рассказывает о себе. Но  это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать  дальше – в будущее…

 

Формирование художественного мира С. Есенина

1.1. Жизнь и творческий путь поэта

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константинове, Рязанской губернии, в крестьянской семье. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетиче­ские пристрастия, его этика,— все это корнями уходило в детство.

С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. В расположенной напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепцы, странники, они пели духовные стихи — о рае, о Миколе, о Лазаре, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обето­ванной, о непременном грядущем рае, об ином мире — и эти темы отзовутся потом в его творчестве. Есенин не был церковным человеком; в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Кон-стантиновском земском училище по закону Божию и чтению на церковнославян­ском языке он получил пятерку, но по природе своей был «забиякой и сорванцом». Эта двойственность — стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность — выразилась в его лирике.

Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. Окончив Кон-стантиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. В нем была страсть - к чтению. К тому же он рано от­крыл в себе поэтический дар — писать стихи начал еще в земском училище.

В 1912 году поэт переехал в Москву, где служил у купца его отец. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: конфликтует с хозяйкой конторы, в которой работает, конфлик­тует с отцом, который его содержит, работает в книжном магазине и увольняется оттуда: он поэт! стихи его прокормят! В 1913 году он устраивается на работу в ти­пографию— получает и финансовую независимость, и возможность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного универ­ситета им. А. Л. Шанявского.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 году он едет в Петроград, знакомится там с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими поэтами. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов — «Радуница». Это была пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта.

В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьян­ского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, влияние фольклора, со­средоточенность на судьбе крестьянства.

Короткое время Есенин служил в царской армии. Сотрудничал в эсеровских изданиях, напечатав в них поэмы «Преображение», «Октоих», «Инония». В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где выступал как один из основателей группы имажинистов.

В 1919-1921 гг. много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Работая над драматической поэмой «Пугачев», весной 1921 года едет в Оренбургские степи, добирается до Ташкента. Стихи Есенина активно публиковались в журналах и коллективных сборни­ках, он стал одним из самых популярных поэтов России. Вышли сборники его по­эзии "Преображение" (1918), "Сельский часослов" (1918), "Голубень" (1918), "Трерядница" (1920), "Исповедь хулигана" (1921) и др. В 1922-1923 гг. вместе с жившей в Москве американской танцовщицей А. Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Часто наведывался в родное Константиново, никогда не порывая с ним связи. В 1924-1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работая там с огромным подъемом и создав «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину», «Персидские мотивы».

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил Есенин. Поэзия Есенина необыкновенна по своей предельной искренности. Как писал Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».

Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы — почти всегда настоящее художественное открытие. Пушкинская простота и прозрачность — вот идеал, который руководил Есениным в последние годы его работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Поэтика раннего С. Есенина

Рассмотрим, под влиянием каких поэтов и литературных тенденций складывались мировоззрение и поэтика раннего Есенина.

«Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов» («Автобиография»). Так начинался Сергей Есенин. И глаза, и уши подростка жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: вешние зори бешены! Рев вьюги, запах смолистой сосны, песня тальянки, копна, свежие и рыжие стога, горластые гуси и черная глухарка с ее заунывным карком... А ум и сердце еще только про­сыпались; нередко питаясь чужими, заемными мыслями и чувствами.

Начинающий сочинитель порой послушно, как пример­ный ученик, копировал образцы и писал как будто «под диктовку» классиков. По проторенным путям он шел чаще всего тогда, когда пытался выразить свои раздумья о жиз­ни, в которой замечал горе, нищету, несправедливость, со­чувствовал беднякам и несчастным, но не находил еще своих слов и образов. Таковы его минорные рассуждения о мужицкой «неволе, залитою вином и нуждой» («Тяжело я прискорбно мне видеть», «Деревенская избенка»), о судьбе поэта («Поэт»).

Не жизненные, а книжные впечатления лежат в основе многих ранних стихотворений Есенина, и по ним можно су­дить о его литературных пристрастиях: крестьянские поэ­ты - Кольцов, Никитин, Суриков (первого он считал сво­им учителем и «старшим братом»). Пушкин и Лермонтов («Из поэтов мне больше всех нравился Лермонтов и Коль­цов. Позднее я перешел к Пушкину»). Надсон, которым за­читывалась провинциальная демократическая молодежь; Л. Толстой с его идеями непротивления и человеколюбия («Кто людей, как братьев, любит и готов за них стра­дать» – «Поэт»). И хотя соотношение личного — увиденно­го и пережитого – и литературного складывается в началь­ных есенинских опытах не в пользу первого, все же не толь­ко от книг идет 15-16-летний автор [1, с.43].

Информация о работе Формирование художественного мира С. Есенина