Формирование художественного мира С. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:14, сочинение

Описание

«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это сочетание cлов, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый - по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни. Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..2
I. Формирование художественного мира С. Есенина …………………..…...……6
1.1. Жизнь и творческий путь поэта…………………………………….6
1.2.Поэтика раннего С. Есенина ………………………………………...8
1.3 Проблематика поэзии С.Есенина. Общая характеристика …..…...15
II. Анализ и изучение избранных тем поэзии С. Есенина ……………..…….…20
2.1. Тема родины в поэзии С. Есенина …………………………………20
2.2. Любовная лирика С. Есенина …………………………………….26
2.3. Философские мотивы лирики С. Есенина ………………………...36
Заключение ………………………………………………………………………....42
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

сочинение.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

Через все творчество Есенина проходит образ дороги, который связывает воедино все земные пространственные образы, соединяет пространство и время, образуя единый пространственно-временной мир:

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Дорога позволяет поэту увидеть другие города и страны, встретить разных людей («Хочу концы земли измерить»). Вот почему она занимает значительное место в его поэзии, помогает почувствовать движение, тече­ние жизни.

Художественное время в поэтическом мире Есенина так­же своеобразно и представлено довольно широко: это раз­личные образы мгновения, дня, ночи, месяца, года, века пли сезона (времени года) и т. п. Тут и седая древность («Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница»), и современность, связанные в едином временном потоке. «Дождь часов» питает «дни - ручьи», которые бегут в «ту­манную реку», несущую свои «воды» в вечный океан време­ни: «Все годы бегут в водоем». Время течет, плывет, бежит, безостановочно движется вперед, в вечность. Есенин задумывается и над такими категориями, как прошлое и будущее, сливая краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени, истории.

Как и в реальной действительности, в поэзии Есенина время и пространство связаны с движением (вос­ход поливает красной водой капустные грядки, болото ку­рит облаком, ветер пляшет, мрак синим лебедем выплыл из рощи и т. д.). Поэтому говорить о статичности даже доре­волюционного есенинского мира, как утверждали некоторые критики 20-х годов, здесь не приходится. Речь может идти лишь о различном характере и неодинаковой степени и ди­намичности движения в до- и послереволюционной поэзии Есенина.

Несмотря на то, что есенинский дореволюционный мир многолик и противоречив, ему свойственны и такие черты, которые делают его единым. Это и пространственная узость, ограниченная «деревенской или небесной околи­цей», и медленное течение времени: «Грустно стучали дни, словно дождь по железу». У позднего Есенина ху­дожественное пространство становится более широким, объемным и многомерным, а время - более динамич­ным.

Поэтический образ времени, как отмечают исследователи, имел большое значение в творчестве и других писателей, например Маяковского: «...в изменении образа времени одного из центральных образов поэмы («Владимир Ильич Ленин») наглядно отразилось углубление мировоз­зрения Маяковского». Идеи В. И. Ленина, большевистской партии расширили и, главное, углубили поэтический мир Есенина,  обострили  его  художническое зрение:   «солнце-Ленин» по-новому осветило всю есенинскую поэзию. Те­перь «Русь - шестая часть земли», в которой поэт - «са­мый яростный попутчик» Советской власти.

Что касается дореволюционного творчества Есенина, то следует заметить, что значительное место здесь занимает образ семьи как основной ячейки челове­ческих отношений, он прослеживается на протяжении всего его творчества. Но с годами это понятие наполняется но­вым смыслом, его значение расширяется: «мир - Единая семья». После революции данная тема ис­следуется им более глубоко: любовь к матери и к женщине сливается с любовью к Родине. Но главное, поэт шире и глубже понимает и отражает социальные взаимоотношения, показывает классовое расслоение, борьбу «красной рати» с «белой».

Есенин по-новому воспринимает путь, который прошел русский народ, борясь за свое освобождение. Так возникла и сложилась идея «великого похода», объединившая в одно целое, в своеобразную «лирическую эпопею» почти все наи­более крупные произведения поэта, в том числе и создан­ные в ранний период. Мы сгребем дворян [5, с.49].

Что касается природной и социальной сторон действительности, отраженных в поэзии Есенина, то они связаны воедино образом человека, сущность которого всю жизнь занимала поэта. Так, в лирической драме «Пугачев» показана борьба, двух начал в человеке: доброго и злого. В этой борьбе побеждает первое начало, что закрепляется и развивается в поэме «Цве­ты» (1924), которую сам автор называл «философской вещью». Здесь поэт приходит к окончательному выводу о том, что человек по своей природе и историческому предназ­начению должен быть «цветком неповторимым», «который врос корнями в землю». Есенин воспевает не цветы вообще, а «красные цветы», которые ведут борьбу с другими цветами-людьми,  «цветами-палачами», «цветами  с кустов», оторванными от родной почвы.

В данном параграфе мы остановились лишь на некоторых основных проблемах и главных особенностях художественного мышления и поэтического мира С. Есенина. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что анализ лирики С. Есенина позволяет уяснить черты преемственности и самобытности и убедиться в ее целостности и единстве.

II. Анализ и изучение избранных тем поэзии С. Есенина

2.1. Тема родины в поэзии С. Есенина

Современники С.А. Есенина отме­чали, что сам поэт признавался, что «все его творчество - о России, что Россия - главная тема его стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом». И, действительно, он пронес эту тему через всю свою короткую жизнь, через все свои произведения. С юных лет поэт пишет о стране «березового ситца», шумных зеленых дубравах, необъятной небесной сини, о серебристой луне... Эта любовь к отчизне и в особом поэтическом мире природы. Мир природы наполнен красками, движением, звуком. Земля, небо, деревья и травы «говорят» на понятном поэту языке. Через конкретные образы родной природы передает поэт чувство безграничной любви к Родине.

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся...» (1914). Есенин уже так умеет рассказывать о природе, что можно почувствовать слияние поэта с нею. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», - говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно «край любимый». А в нем - все прекрасно: резеда, вызванивающие ивы, болото, которое «курит», даже «гарь в небесном коромысле». Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу.

Интересно воспоминание о стихах Есенина артиста Качалова, который, находясь за границей, всегда возил с собой томик стихов своего друга: «Такое у меня было чувство, как будто я возил с со­бой... горсточку русской земли. Так явственно веяло от есенинских стихов родной землей».

В есенинских стихах 1914 года возникает обобщенный об­раз русской земли с ее бескрайними степями, отороченны­ми на горизонте лесом, с ее спокойными реками, лениво текущими в отлогих берегах: «Не видать конца и края - Только синь сосет глаза». Толчком к этому обобщению, возможно, послужила разлука с родимым краем, которая усилила любовь к нему и позволила окинуть взором всю Россию. Ведь «большое видится на расстоянье» – и в прямом, и в переносном смысле, как скажет впоследствии сам поэт.

Характерной особенностью стихов 1914-1917 годов является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России. В стихотворении «Той ты, Русь моя родная!» (1914), обращаясь уже ко всей стране, поэт задерживает свое внимание на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, «коротком спасе» в деревенских церквах; образы берутся из церковных книг и христианских представлений. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Молодой Есенин не избежал идеализации: рек­руты у него веселые, старики улыбающиеся, девушки лу­кавые; мирные пахари собираются на войну «без печали, без жалоб и слез».

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных.

Я хотел бы затеряться.

В зеленях твоих стозвонных.

Правда, в этих описаниях смиренной, благочестивой Ру­си столько искренности и непосредственности, что они по­рой превращаются в страстные гимны во славу отчизны.

Если крикнет рать святая:                      

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

В есенинские песни о родине нет-нет да проскальзыва­ют задумчивые и печальные нотки, как легкое облачко грусти на безоблачно-синем небе его юношеской лирики: «Сердце гложет плакучая дума... Ой, не весел ты, край мой родной». «Плакучую думу» внесла в поэзию Есенина на­чавшаяся война, умножившая народные тяготы и горести. «Край ты мой заброшенный, Край, ты мой, пустырь», «горевая полоса», «печальные места» - так теперь описы­вает поэт родную сторону [4, с.68].

Родственные мотивы встречаются в стихотворении того же периода «Край ты мой заброшенный...» В строчках этого стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене и в то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность. Таковы стихотворения из цикла «Русь» (1914) и «Запели тесаные дроги» (1916), созданные под несомненным воздействием А. Блока. Тут, с одной стороны, возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой -  поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях  в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия, выплескивается признание:

О Русь, малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

С одной стороны, трагичный саван озер, «хижины хилые» и запахи ладана. А с другой - восторженная идеализация «добрых молодцев» и «мирных пахарей», сопровождаемая откровением:

Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что — разгадать не могу.

Любопытно, что чем безрадостнее воспроизводимые Есениным картины, тем сильнее у него привязанность к родимым далям.

Есенин не перестает славить «брозды милые», «березовую Русь», луговые песни. Во многих его дореволюционных стихах «дремлет Русь в тоске своей веселой» («Голубень» 1915) и светит поэту «в сердце» («О, пашни» 1917).

Шесть стихотворений и поэм поэт называет одним дорогим ему словом «Русь». Но каждое произведение дышит сыновней любовью к Родине. Так, в стихотворении «Я снова здесь в семье родной» (1915) он любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».

В то же время Есенин стремится передать ощущение всенародного горя не только в своих излияниях и описаниях деревен­ского быта, но и в картинах природы. Если в ранних стихах лирические концовки порой не, вытекали из детальных, красочных пейзажных зарисовок («Топи да болота», «синий плат небес» и хвойная позолота леса, теньканье синицы и скрип обоза, речные ракиты и косьба на лугу - и вдруг: «Край ты мой забытый!»), то в «Руси» есенинские пейзажи, не теряя своей живопис­ности, впитывают в себя драматизм событий и пережива­ний. Началась война - «грянул гром, чашка неба раско­лота, тучи рваные кутают лес», «машет саваном пена с озер». Люди с тревогой ждут вестей с «театра военных действий» (как тогда писали в газетах) - и природа пол­на мрачных предчувствий: «в роще чудились запахи ла­дана, в ветре бластились стуки костей».

Это был шаг вперед и в овладении поэтическим мас­терством, и в раскрытии темы родины, которая в отличие от предыдущих произведений не отягощена религиозной символикой и далека от безмятежной идилличности.

Отныне в творчестве Есенина на первый план выдвига­ются не исторические экскурсы, не бытовые сцены и не пейзажные зарисовки, а взволнованная дума о России: «Люблю до радости и боли Твою озерную тоску», «Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу», «О сторо­на ковыльной пущи, Ты сердцу ревностью близка». С годами юношеская влюбленность в загадочную Русь сменится ощущением кровной духовной близости и сыновней преданности родине. Но образ Рос­сии навсегда останется овеянным дымкой печали, иногда светлой, умиротворенной, иногда мучительной, камнем ло­жащейся на сердце.

Россия! Сердцу милый край,

Душа сжимается от боли -

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песий лай.

(«Ленин», 1924)

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. Поэт прощается с «прекрасной, но нездешней, неразгаданной землей и приветствует новую Русь – «буйственную», «от­чалившую», «воспрянувшую». В стихотворении «О верю, верю счастье есть» (1917) мы отчетливо слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь взмахнуть крылами, чтобы отправиться в неизведанный дальний полет.

Возникает ощущение грандиозности свершающегося на родной земле. Оно, это чувство, живет в «Иорданской голубице» и «Небесном барабанщике» (1918), где поэт называет Русь «отчалившей» и встре­чает «прорезавший тучи день».

Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный желез­ный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться» («Возвращение на родину» 1924). Есенин проявляет сложное, противоречивое отношение к переме­нам в Отчизне. Такие стихотворения, как «Сорокоуст», «Исповедь ху­лигана» (1920), «Возвращение на родину» и «Русь советская» (1924), показывают сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны, поэт учится постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой - «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальней­шего существования, В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны».

Новый свет другого поколения не греет. И вот в «Руси советской» оформляются скорбные строчки монолога:

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой.

В своей стране я словно иностранец.

Информация о работе Формирование художественного мира С. Есенина