Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:14, сочинение
«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это сочетание cлов, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый - по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни. Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.
Введение ……………………………………………………………………………..2
I. Формирование художественного мира С. Есенина …………………..…...……6
1.1. Жизнь и творческий путь поэта…………………………………….6
1.2.Поэтика раннего С. Есенина ………………………………………...8
1.3 Проблематика поэзии С.Есенина. Общая характеристика …..…...15
II. Анализ и изучение избранных тем поэзии С. Есенина ……………..…….…20
2.1. Тема родины в поэзии С. Есенина …………………………………20
2.2. Любовная лирика С. Есенина …………………………………….26
2.3. Философские мотивы лирики С. Есенина ………………………...36
Заключение ………………………………………………………………………....42
Список использованной литературы
Стихотворение «Вот уж вечер...» поэт продиктовал при подготовке «Собрания стихотворений» в 1925 году и обозначил как «самое первое». «Вторым» было помечено четверостишие «Там, где капустные грядки».
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
В отличие от первого стихотворения, лишенного метафор, перед нами поистине метафорическая россыпь: едва веришь, что ее «открыл» 15-летний подросток. Правда, есенинские образы основаны на фольклорных уподоблениях (солнце купается в небесном океане; заря-заряница пошла за водицей; маленькие детки сидят на поветке, как подрастут, так спрыгнут на землю — дуб и желуди), Но создать такую целостную природно-деревенскую —«панораму мира» мог только прирожденный художник, которому в молодом деревце виделся детеныш-звереныш и который боялся, как бы лошади не выпили в реке лупу. Именно эта образность, выросшая из глубин народного миросозерцания, и ляжет в основу есенинской поэтики.
Своеобразие поэтического таланта Сергея Есенина впервые проявляется в пейзажных зарисовках и фольклорных стилизациях. Но и в них поначалу оригинальные находки уживались со стереотипами и заимствованиями, и рядом с «травным одеялом», «шелкопряными полями», с зарницей, распоясавшей «в темных волнах поясок» (позднее в «пенных струях»), появляются «голубые небеса» и «солнца луч золотой», пушкинизмы «вьюга злится», «снег мелькает, вьется», никитинское «принакрылась снегом». Сравните, к примеру, две «зари» в есенинских стихах 1910— 1912 годов: «выткался на озере алый свет зари» и «загорелась зорька красная в небе темно-голубом» - яркий, свежий образ алой ткани, вытканной солнечными лучами, и привычная, расхожая метафора (ср. у Пушкина: «Горит восток зарею новой»).
Стилевая разноголосица ощутима даже в лучших есенинских стихотворениях той поры – «Сыплет черемуха снегом», «Выткался на озере...», «Хороша была Танюша...», «Матушка в Купальницу по лесу ходила». И это не удивительно: поэт наугад, на ощупь искал свою «тропу» в искусстве («иду, тропу тая», – признавался он).
Молодой Есенин — нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу. Христианин по мировоззрению, он воспринимал мир как единое целое, уверяя, что "все люди - одна душа", что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего.
Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х гг. — жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник.
В поэзии Есенина 1910-х гг. проявились особенности его стиля. Он выстраивал метафорические ряды вроде
«Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил»,
сочетая их с образами, в которых выражал непосредственные, точные значения. Он обратился к романсному стиху с характерной для него синтаксической простотой, законченностью фразы в границах строки:
«Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется, на душе светло».
Пристрастие к диалектизмам, от которого он вскоре отказался, не умаляло точности и строгости стиля.
Устная народная поэзия и непосредственные впечатления об окружающем мире (вначале о природе, потом о деревенском быте) становятся основными источниками раннего творчества Сергея Есенина, помогая ему обрести свое поэтическое «я». И в первых же его стихах мы находим отзвуки самых популярных фольклорных жанров – песен и частушек, широко бытовавших в рязанской деревне. «Поющее слово», услышанное с детства, побуждало сочинять свои припевки и «прибаски», вроде тех, что пелись в народе. «Стихи начал писать, подражая частушкам». Позднее воздействие фольклора на его творчество было осознано поэтом как начальный толчок и «точка опоры», от которых оттолкнулось и на которые опиралось его «песенное слово»: «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя», «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки». С гордостью называя себя «крестьянским сыном», «певцом и глашатаем» деревни, Есенин вел свою поэтическую родословную от безымянных народных сказителей, гусляров, гармонистов и считал себя «младшим братом» Кольцова, создателя «русских песен». Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, Есенин пронес через всю жизнь. Об этом рассказывают его сестры, сами большие любительницы песен и прекрасные песенницы: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоет с нами... Чаще всего русские народные песни — их Сергей любил до самозабвения» (из воспоминаний А. А. Есениной «Брат мой - Сергей Есенин»). О том, как молодой Есенин собирал и пел рекрутские песни, вспоминают его современники. А вот свидетельство поэта С. Городецкого, с которым сблизился Есенин, приехав в 1915 году в Петроград: «Не меньше, чем прочесть свои стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки, страдания» («О Сергее Есенине»). Публикуя в 1918 году собранные им частушки, Есенин привел несколько явно собственного сочинения - о поэтах-современниках.
Я сидела на песке,
У моста высокого.
Нету лучше из стихов
Александра Блокова.
Пляшет Брюсов по Тверской
Не мышом, а крысиной.
Дядя, дядя, я большой.
Скоро буду с лысиной.
И в своей поэзии С. Есенин часто использует песенные и частушечные сюжеты, мотивы, образы, видоизменяя и преобразовывая их порою до неузнаваемости. Так, в стихотворении «Хороша была Танюша, краше не было в селе» сюжет сначала развертывается, как в народных лирических песнях об измене милого: описание героев, затем их диалог, в ходе которого выясняется, что он ее разлюбил и женится на другой. У Есенина: «Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».
В песне:
Я не гость пришел, не гостить к тебе,
Пришел, любушка, распроститеся,
За твою любовь поклонитеся,
Ты дозволь мне женитеся.
Такое же объединение песенного начала с частушечным видим и в другой ранней стилизации «Под венком лесной ромашки» (1911). С одной стороны, драматический мотив потери кольца как утраты любви, а с другой - игривый, прибауточный тон и комические подробности, сравнения.[3; 86].
Лиходейная разлука,
Как коварная свекровь.
Унесла колечко щука,
С ним—милашкину любовь.
В частушке:
Я с высокого комоду
Уронила кольцо в воду.
Мне такого не купить.
Первые фольклорные подражания Есенина были далеки от совершенства, им недоставало цельности и безыскусности народных песен. Но, начинающий поэт уловил не только многие формальные признаки народной поэзии, но и ее душевный настрой и такие ее характерные особенности, как одушевление природы, психологический параллелизм, «повествовательность» (внутренний мир героев раскрывается через их поступки - «А пойду плясать под гусли, Так сорву твою фату»).
Некоторые приемы и образы, воспринятые Есениным из частушек, станут частью его поэтического арсенала. Например, символика одежды: «я надену красное монисто, Сарафан запетлю синей рюшкой. Позовите, девки, гармониста, Попрощайтесь с ласковой подружкой» («Девичник», 1915), «Белая свитка и алый кушак, Рву я по грядкам зардевшийся мак» (1915), «Голубая кофта, Синие глаза. Никакой я правды милой не сказал» (1925). Ср. «Красная рубашка, белые штаны - Надоел милашка хуже сатаны», «Голубая кофточка в талии не сходится. Полюбила я Ванюшу - гулять не приходится». Или образ тальянки - гармоники, то задорной, то тоскующей, то потерявшей голос. Родимый голос тальянки слышится поэту и в завывании метели, и в зеленом шуме весны («гармошка снежная», «тальянка веселого мая»). Так частушечный образ впитывает в себя личные чувства и настроения автора и входит в круг излюбленных есенинских образов.
А ритмы частушки войдут в поэму зрелого Есенина «Песнь о великом походе» и будут звучать в его стихах, написанных 6 и 8 - стопными хореями в форме двустишной парной рифмовки, - от «Заиграй, сыграй тальяночка» до «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» и «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело» (1925).
Таким образом, первым шагом в приобщении Есенина к истокам народного творчества и в поэтическом самоопределении было обращение к русской лирической песне и частушке и создание на их основе собственных произведений. Наряду с этим в ранней лирике С.Есенина ощутимо влияние традиций русской классической поэзии – на уровне тематики, проблематики и образной системы. Вместе с тем следует отметить, что близость к фольклорным истокам становится определяющей в формировании собственно есенинского поэтического голоса.
Все стихи истинного лирического поэта представляют собой единый поэтический мир, который пронизывают и скрепляют сквозные темы, мотивы, образы и детали.
Особую значимость в рассмотрении данного аспекта творчества С. Есенина имеет анализ его поэтического мировоззрения.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве» – так определил Есенин главную тему своей поэзии, тему сложную и многогранную. А судьбы России решались в огне классовых битв. Великая Октябрьская социалистическая революция явилась поворотным пунктом в истории не только России, но и всего мира, определила как дальнейший путь развития целых стран и континентов, так и судьбу каждого человека, в том числе и Есенина. «Не будь революции,- писал поэт,- я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике или развернулся... не в ту и ненужную сторону».
Эти две темы «Родина – революция» в художественном мире Есенина неотделимы друг от друга, они становятся неразрывным диалектическим единством, с которым связаны все мысли, чувства и переживания поэта.
Несмотря на единство и целостность, образный мир Есенина постоянно изменялся под влиянием крупнейших событий века - революции, гражданской войны, строительства социализма в СССР. Шло трудное, порой мучительное постижение поэтом новой действительности, становление и развитие его реалистического метода.
Стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего - важнейший принцип художественного мышления Есенина. Однако невозможность ее достижения на протяжении короткой человеческой жизни приводили поэта к трагизму, к временному разладу с самим собой и окружающей действительностью: диалектическое единство распадалось на свои противоположности.
С одной стороны, в 1922-1923 годах Есенин создает «Страну негодяев», где осознает неизбежность и необходимость революционных преобразований на селе; а с другой - в лице своего лирического героя этих лет он выражает подавленность целой группы людей в период НЭПа в «Москве кабацкой».
Единство поэтического мира Есенина приводило его к мысли о том, что все люди – «братья». А революция, четко обозначившая классовые противоречия, расколола, как думал Есенин, «единый» мир. К тому же цивилизация, которую несет революция (в его поэтической системе – «город», «железный гость»), «губит», по его мнению, живое («деревню», «поле»), отъединяет человека от первозданной природы, то есть опять же «раскалывает» единый мир. В этом суть противоречий Есенина 1918 – 1923 годов.
Стоит отметить, что на всем творчестве Есенина сказался его «крестьянский уклон», что определило выбор и характер художественных средств и приемов. Об этом свидетельствует идейно-художественная эволюция поэта. Так, в 1914 – 1919 годы наблюдается «двойственность восприятия мира» поэтом. В этот период наряду с реалистической картиной художественного мира в его творчестве существовала и библейско-мифологическая.
Образный мир поэта объёмен и многомерен. Небо и земля, по Есенину, соединены «Маврикийским дубом», «вселенским» («небесным», «облачным») деревом («кедром», «вербой», «тополем»). Это «есть вечное, неколеблемое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов», то есть «словесное дерево».
Шумит небесный кедр
Через туман и ров,
И на долину бед
Спадают шишки слов.
Соединив в своем мире землю и небо с помощью такого мифического дерева, Есенин свободно «распоряжается» этим поэтическим пространством. Небо и земля в его художественном мире соединяются также с помощью дождя, солнечных лучей, лунного и звездного света, деревьев, растущих на земле («Ели, словно копья, уперлися в небо») и т. д. Все земное устремлено ввысь: «Курит облаком болото», «Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест».
В трактате «Ключи Марии» поэт несколько раз говорит о «браке земли с небом». Вот почему небо у него - это «голубая трава», «голубая пыль», «небесный песок», где растут деревья, бродят животные, а озеро на земле воспринимается как «синь, упавшая в реку», ибо «воздух и земля по отношению друг к другу - опрокинутость». Здесь же Есенин говорит, что «заставление воздушного мира земною предметностью» и обратное явление существовали еще в Египте, и это «тайна для нас не новая».
На земле прообразом мира у Есенина является дом, изба. В «Ключах Марии» поэт писал: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов... Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок - небесному своду, а матица - Млечному Пути». И потому у Есенина очень многие стихи связаны с домом, его составными частями. [27, с.96]
Информация о работе Формирование художественного мира С. Есенина