Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа
Цель исследования: определить основные положения когнитивной лингвистики.
Методы исследования: анализ, синтез, логический, сопоставительно-типологический, описательный, экспериментальный.
Результаты исследования: раскрыты положений когнитивной лингвистики, изучены достоинства и недостатки данного направления, опровержения и подтверждения, определена проблема понятия языковой когниции.
Введение ..................................................................................................... 6
Глава 1. КОГНИТИВИЗМ КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ .......................................................................................11
1.1.Общая характеристика когнитивизма.......................................11
1.1.1. Оценка когнитивизма...................................................12
1.1.2.Что же нового приносит когнитивизм?...................... 13
1.2. «Когнитивная наука»................................................................ 13
1.2.1.Знаменатель когнитивной науки................................. 14
1.3. «Когнитивная революция»....................................................... 15
1.3.1. Антибихевиризм …….................................................. 16
1.3.2. когнитивная методика................................................. 17
1.4. Направления критики когнитивизма…………………………18
1.4.1. Судьба других “измов”…..…………………………..20
Вывод …............................................................................................ 20
Глава 2. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА......................................... 21
2.1. Общие задачи……..................................................................... 21
2.1.1.Механизмы человеческого усвоения языка…........... 21
2.1.2. Ментальные процессы в когнитивной лингвистике. 22
2.1.3. Задача когнитивной лингвистики............................... 23
2.2.Язык как объект когнитивной лингвистики…........................ 23
2.2.1. Когнитивистский стиль…………………………....... 24
2.2.2. Когнитивистский подход………………………….... 24
2.2.3. Когнитивистская точка зрения………….................... 25
Вывод…………………………………….………………………….26
Глава 3. КОГНИЦИЯ………………..…………………………………..27
3.1.Определение и виды когниции……………………………….27
3.1.1. Термин когнитивизма.................................................. 27
3.1.2. Понятие когниции........................................................ 28
3.2. Границы когниции, знание и эмоции.……………………….28
3.2.1. Каноны внаучной и обычной когнициях…..……….29
3.2.2. Когниция как дискретный фрагмент знания….……30
3.3. Когниция – формируемая и миропреобразующая сила….....31
3.3.1. Человеческая когниця………………………………..32
3.3.2. Меняется ли когниция со сменой поколений?...........34
3.4. Когнитивный стиль личности……………….………………..35
3.4.1. Свой когнитивный стиль……….……………………36
3.4.2. Когнитивное развитие человека……………………37
Вывод………………………….….………………………………..37
Глава 4. ЯЗЫКОВАЯ КОГНИЦИЯ……...……………………………..38
4.1. Мир и языковая когниция…….……………………………….38
4.1.1. Когнитивные процессы………………………………38
4.2. Механика языковой когниции………………………………..39
4.2.1. Модификация когниций……..……………………….41
4.2.2.Сигналы для модификаций….………………………..41
4.3. Усвоение языковых и внеязыковых когниций..…………….42
4.3.1. Когнитивные структуры……………………………..43
Вывод ............................................................................................... 44
Заключение .............................................................................................. 47
Список использованных источников ................................................. 50
В пользу этого говорит следующее соображение. Если бы не было универсальных стратегий (т.е. «когнитивно непроницаемых процессов», в смысле, то иллюзии восприятия не были бы однотипными у разных людей. С другой стороны, если бы когнитивная система была полностью непроницаемой, т.е. неспособной к усвоению новых когниций (в частности, новых стратегий интерпретирования), то не смогла бы адаптироваться к окружению, что привело бы – а возможно, уже когда-то привело или еще приведет – к эволюционному краху. В то же время не только эволюция человека, но и само восприятие естественного языка, интерпретация текстов сопряжены с процессами обоих видов – это прекрасно продемонстрировал Дж.Фодор.
В каждом элементарном акте речи и когниции есть элементы статики (синхронии) и динамики – диахронии, подвижности системы, ее изменения, приспособления к перерабатываемому объекту в конкретном окружении. С абсолютизацией статики мы сталкиваемся, когда пытаемся интерпретировать старые тексты, в опоре лишь на логику сегодняшнего дня, что исключает реконструирующую интерпретацию. Абсолютизация же динамики граничит с некритичным восприятием, с внушением чужих мыслей, без поправок на сиюминутность и неповторимость момента восприятия: это обезличенность интерпретатора. Нормальное интерпретирование находится где-то посередине между двумя этими крайностями.
Актуальность исследования – вопрос усвоения языка важен с практической стороны, так как знание более чем одного языка становится жизненно важным инструментом для взаимного понимания и общения с людьми других культур. Понимание взаимосвязи между культурой и языком нужно также для того, чтобы понимать и уметь вести общение с людьми других культур. Исследования трудностей обработки иностранного языка и эффекту иностранного языка способны помочь нам понять людей других культур и участвовать в межкультурных контактах.
Цель исследования: определить основные положения когнитивной лингвистики.
Задачи исследования:
1)исследования
самых разных предметностей, в
том числе и решение
2) междисциплинарность как необходимая составляющая когнитивных исследований. Очевидно, что изучение когнитивной сферы не может ограничиваться рамками одной дисциплины. С самого начала своего возникновения когнитивная наука стала устанавливать контакты между несколькими дисциплинами одновременно. Привлекая для решения своих проблем специалистов в разных областях знания, когнитивная наука специфическим образом стала объединять, с одной стороны, старые традиционные фундаментальные науки – математику, лингвистику, психологию и философию, с другой – подключать к себе новые и параллельно с нею развивающиеся науки и теории – теорию информации, разные методы математического моделирования, компьютерную науку, нейронауки.
Объект исследования: когнитивная лингвистика, понятие языковой когниции.
Структура и объем исследования: курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников (всего 7 позиций). В данной курсовой рассматриваются вопросы возникновения теории лингвистической относительности, эпистемологические обоснования данной теории, конвенциональность грамматики и лексики, подтверждения и опровержения рассматриваемой теории, обозначаются основные итоги по рассмотрению данной теории. В заключении обобщаются результаты исследования. Объем курсовой работы – 51 страница.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал данной работы могут послужить основой для более детального изучения вопроса когнитивной лингвистики, а также вопроса понимания языковой когниции.
В работе широко используются общенаучные методы:
В заключении обобщаются результаты исследования.
Объем
курсовой работы – 51 страница .
Когнитивизм – взгляд, согласно которому человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека должно описываться и объясняться в терминах внутренних состояний человека. Эти состояния физически проявлены, наблюдаемы и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения разумно формулируемых задач. Поскольку решение этих задач непосредственно связано с использованием языка, вполне естественно, что язык оказался в центре внимания когнитивистов. А теоретики языка, причисляющие себя к когнитивистам, стремятся применить общий подход для описания и объяснения «языковой когниции».
В
науке нередок тот случай, когда
в новой концепции слышны отголоски
когда-то звучавших положений или проблем.
Затронуло это и когнитивизм. Приняв термин
«когниция» в качестве ключевого, направление
это обрекло себя на обвинения в перепевах
в новых терминах того, что давно известно.
Ведь когниция, познание, разум, intelligentia
были предметом рассуждений с незапамятных
времен. Наше столетие прошло под знаком
когниции. Внешне же когнитивисты отличаются
от предшественников очень широким использованием
информационно-поисковых метафор и образов.
Когниция для когнитивистов – процедуры,
связанные с приобретением, использованием,
хранением, передачей и выработкой знаний.
Затруднительно оценить когнитивизм и потому, что этим именем одновременно называются:
– программа исследований человеческого «мыслительного механизма»;
– стиль наблюдений над явлениями ментальной природы человека (в этом когнитивизм близок феноменологии);
– исходная гипотеза о том, что субъект – источник, инициатор своих действий;
– демаркация области исследования, когда когниции – восприятие, языковая деятельность, память, представления – противопоставляются аффектам, не входящим, тем самым, в число первичных объектов исследования.
Разрабатывая модели «внутренней переработки» (inner processing), когнитивисты характеризуют ментальные события в менталистских терминах. Поиски причин того, что вызывает в нас те или иные конкретные мысли, не исключительно когнитивистское занятие. Есть еще как минимум два других подхода: бихевиоризм и нейропсихология. Бихевиоризм стремился характеризовать поведение в терминах навыков, стимулов и реакций. Нейропсихология же видит объяснение на уровне нейронных процессов. В отличие от этих подходов, когнитивисты стремятся формулировать свои гипотезы в терминах самих ментальных процессов, не сводимых ни к стимулам и реакциям, ни к взаимодействию клеток. Это – попытка функционально идентифицировать ментальные состояния, в терминах их взаимодействия между собой, в абстракции от материальной реализации в мозгу.
Например,
в «когнитивной теории личности»
сосредоточиваются не на фазе собственно
восприятия, а на том, что происходит затем
– условно эту другую фазу и называют
«переработкой информации». Такую «переработку»
характеризуют или в терминах «схем»,
«фреймов», «скриптов» и т.п. – или (как
в концепции «параллельной распределенной
обработки» – parallel distributed processing, сокращенно
PDP) более мелких, «микроуровневых» понятий
– «микропризнаков», фигурирующих в рамках
взаимодействующих систем. Когнитивность
теории – в стремлении учесть степень
близости конкретного исследуемого феномена
к сознанию. Отсюда и общая когнитивистская
установка на проявления когниции во внешнем
поведении.
1.1.2.
Что же нового
приносит когнитивизм?
Что
же нового приносит когнитивизм? Что
дают новые метафоры и образы процедур,
выполняемых ментальностью
«Когнитивная наука» – исследование разума (intelligence) и разумных систем, при котором разумное поведение рассматривается как что-то вроде вычисления. От предшествующих подходов к когниции ее отличает степень проникновения идей и техник «вычисления». Последний термин берется не в чисто арифметическом смысле, а как аналог операций, осуществляемых компьютером.
Ясно,
что такая дисциплина должна быть
комплексной. Например, ее можно представить
как «федерацию» наук, не связанных
строгими уставными отношениями. В эту
«федерацию» входят: искусственный интеллект
(или «прикладная философия»), языкознание,
психология и неврология (другой вариант
административного деления: физиология,
психолингвистика и математика). Искусственный
интеллект нацелен на имитацию человеческого
интеллекта с помощью компьютера в решении
задач вообще. «Когнитивная лингвистика»
– филиал когнитивной психологии, использующей
арсенал переработки языковой информации
для построения моделей, имитирующих внешние
проявления человеческого поведения при
решении интеллектуальных задач. Наконец,
неврология, или теория мозга, должна сводить
поведение человека и животных к схемам
взаимодействия элементов нервной системы.
1.2.1.
Знаменатель когнитивной
науки
Общий знаменатель такой комплексной когнитивной науки – построение моделей познания и интеллекта, с перспективой воплощения их на компьютере. Итак, предметом исследования являются: человеческая когниция (т.е. взаимодействие систем восприятия, репрезентирования и продуцирования информации) и ее «технологическое представление».
Когнитивная
психология 1960-х гг. – и в этом
ее заслуга перед остальными когнитивистскими
дисциплинами – продемонстрировала
возможности информационно-
Этот
теоретический эксперимент, выявивший
гибкость нового научного метаязыка
в описании психических процессов,
создал предпосылки для
Так мы подходим к феномену, получившему название «когнитивная революция». Не будем, впрочем, слишком серьезно воспринимать термин «революция» в данной связи: никаких разрушений и ниспровержений предыдущего уклада теоретической жизни в науках о человеке когнитивизм, к счастью, не принес. В 1950-60-е годы, богатые политическими и социальными потрясениями, это слово стало избитым комплиментом, раздаваемым направо и налево, ср.: «генеративная революция», «революция в биологии», «экономическое чудо» (в Японии и ФРГ), «революция в психиатрии» и т.д. Что же происходило с когнитивизмом?
До когнитивистов стремились открыть общие логические законы, действительные для всех биологических видов, материалов, веков и стадий знания, в отвлечении от содержания. Теперь же главные принципы привязываются к человеческой когниции. «Революционерами» 1956-72 гг. были Дж.Брунер, Дж.Миллер, У.Найссер, Ж.Пиаже, А.Ньюэлл, Г.Саймон и др.. По степени теоретической и личностной солидарности когнитивизм вполне сопоставим с бихевиоризмом в психологии 1940-х – ранних 1950-х гг. Именно междисциплинарность названного периода предопределила аксиомы когнитивизма, а именно:
Информация о работе Идеи и методы развития когнитивной лингвистики