Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства, обеспечивающие эффективность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Задачи исследования:
1) определить педагогическую сущность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
2) проанализировать состояние практики формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
3) разработать методические приёмы, позволяющие формировать познавательный интерес младших школьников к окружающему миру посредством малых жанров русского фольклора.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
1.2. Анализ педагогического опыта формирования познавательных интересов младших школьников
1.3. Критерии и средства диагностики уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников в процессе использования малых жанров русского фольклора
2.1. Возможности использования малых жанров русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
2.2. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора на уроках окружающего мира
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»
Факультет педагогики и методики начального образования
Использование малых форм русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
Курсовая работа
Выполнила:
студентка 4 курса 3 группы
Родионова Анна Васильевна
Научный руководитель:
доктор пед.наук, доцент, зав.кафедрой,
Кропочева Татьяна Борисовна
Новокузнецк, 2012
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
1.2. Анализ педагогического опыта формирования познавательных интересов младших школьников
1.3. Критерии и средства диагностики уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников в процессе использования малых жанров русского фольклора
2.1. Возможности использования малы
2.2. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора на уроках окружающего мира
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В настоящее время изменения в политической, социальной, экономической жизни общества ставят перед системой образования новые задачи. Так новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков, он должен уметь активно познавать мир, организовывать собственную деятельность, уметь учиться.
Однако педагоги часто отмечают у школьников равнодушие к знаниям, нежелание учиться, узнавать что-то новое, низкий уровень познавательной активности. Эта проблема может быть решена в ходе учебной деятельности, так как именно в ней решаются вопросы становления познавательных интересов ребёнка. В связи с этим основной задачей школы становится развитие познавательного интереса личности, который обеспечит условия для максимальной самореализации каждого ученика. Особое внимание должно быть уделено младшим школьникам, так как на этом этапе психического развития дети наиболее восприимчивы к формирующему влиянию взрослого.
Интерес к познанию – залог эффективности учебной деятельности. Он охватывает все основные задачи процесса обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становится основным в развитии интеллекта и воспитании личности.
В педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса. Это работы Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева и др.. В их работах подчеркивается единство интеллектуальной, волевой и эмоциональной сторон познавательного интереса, а основой познавательного интереса выдвигаются мыслительные процессы. Различные аспекты развития познавательного интереса представлены в работах Л.И.Божович, А.К.Дусавицкого, Н.Г.Морозовой, В.В.Репкина, Г.И.Щукиной, Д.Б.Эльконина и др. Так, например, исследования НХ.Морозовой, Л.С.Славиной посвящены выявлению этапов развития познавательного интереса учащихся.
Проблема значения фольклора стала предметом научного изучения литературоведов М.К.Азадовского, А.Н.Веселовского, В.Я.Проппа, методистов Ф.И.Буслаева, В.И.Водовозова, Г.И.Беленького, М.Б.Ладыгина. Методисты рассматривали фольклор как начальный этап работы, направленной на развитие эстетических чувств учащихся, их образной мысли, совершенствования речи школьников.
Существует противоречие между богатым содержанием фольклорного материала, используемого на уроках окружающего мира с целью формировании у младших школьников познавательных интересов и неразработанностью путей и средств его реализации.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы пути и средства формирования познавательных интересов учащихся на уроках окружающего мира?
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Использование малых форм русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников к окружающему миру».
Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства, обеспечивающие эффективность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Объект исследования: процесс формирования познавательных интересов младших школьников.
Предмет исследования: пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Гипотеза исследования: формирование познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора будет эффективно, если:
- обеспечивается формирование познавательных интересов младших школьников посредством использования разнообразных методов и приемов.
- реализуются возможности использования малых жанров фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
Одной из главных задач современного образования является формирование познавательных интересов учащихся, так как они выступают одним из главных показателей развития личности обучающегося. Чтобы определить психолого-педагогическую сущность формирования познавательного интереса младших школьников, рассмотрим понятия «интерес», «познавательный интерес».
В научной литературе можно увидеть различные толкования понятия «интерес». Так, С.И. Рубинштейн определил это понятие как "… сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать из поля своего зрения".
В.А. Крутецкий даёт следующее определение: "Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительно эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью" интерес. В.А. Крутецкий считает, что интерес носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода.
А.Н. Леонтьев, определяя сущность интереса, исходит из анализа структуры деятельности субъекта: "Интерес объективно выражается в направленности деятельности на те, или иные цели" [23]
Д.А. Кикнадзе говорит: «Интерес - это потребность, прошедшая стадию мотивации; сознательная направленность человека на удовлетворение познавательной потребности».
По нашему мнению наиболее точным является определение М.Ф. Беляева: «Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности». [20]
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что интерес представляется нам как:
-предпочтительное направление психологических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
- склонность, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, приносящей удовлетворение;
- инициатор активности личности, под действием которого все психологические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
- особое избирательное отношение объектам, явлениям, процессам окружающего мира.
Одной из самых важных областей общего феномена "интерес" является познавательные интересы, занимающие особо значимое место в школьном возрасте. Познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребёнок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний. Познавательный интерес состоит в познании окружающего мира с целью проникновения в его многообразие, выявления закономерностей и причинно-следственные связей. [6]
Г.И. Щукина познавательный интерес определяет как «избирательную направленность личности, обращенной к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями», но считает, что интерес к познанию не характерен для младшего школьника. [32]
В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.
По мнению ряда авторов - Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева - познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. [18]
Ученые выделяют четыре условия для развития подлинно познавательного интереса:
1. Ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Сформированность познавательного интереса проявляется у учащихся от отсутствия реакции на новый неизученный ранее материал до стремления к знакомству с ним. В сфере развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте происходят серьезные изменения. Вместе с развитием увлечений детей и их деятельности интерес к познанию становится на более высокий уровень.
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. [8] Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях:
- очень часто учитель
использует познавательный