Использование малых форм русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников к окружающему миру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства, обеспечивающие эффективность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Задачи исследования:
1) определить педагогическую сущность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
2) проанализировать состояние практики формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
3) разработать методические приёмы, позволяющие формировать познавательный интерес младших школьников к окружающему миру посредством малых жанров русского фольклора.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
1.2. Анализ педагогического опыта формирования познавательных интересов младших школьников
1.3. Критерии и средства диагностики уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников в процессе использования малых жанров русского фольклора
2.1. Возможности использования малых жанров русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
2.2. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора на уроках окружающего мира
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovaya (2).doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

- познавательный интерес  выступает в качестве очень  значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащегося.

Развиваются познавательные интересы в играх, в процессе посещения кружков, выставок, музеев и др. Но не стоит забывать, что формирование познавательных интересов в большей степени осуществляется в ходе учебной деятельности. Все предметы, изучаемые в школе, играют большую роль в формировании и развитии интересов к познанию. Особенно хотелось бы остановиться на уроках окружающего мира. [9]

Курс «Окружающего мира» носит личностно-развивающий характер. В основе методики его преподавания лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. В ходе уроков обучающиеся ведут наблюдения природы, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, выходят на экскурсии. На уроках окружающего мира проводятся дидактические и ролевые игры. Всё это способствует формированию интереса к урокам, а, следовательно, и развитию познавательных интересов. [16]

Таким образом, формирование познавательных интересов младших школьников осуществляется в процессе обучения, посещения всевозможных выставок, учреждений дополнительного образования, в общении со сверстниками и взрослыми.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Познавательная активность показывает определённый интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к получению знаний, расширению кругозора. [22]

По характеру познавательной деятельности субъекта условно выделяются уровни активности:

-репродуктивно-подражательная активность, при которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека;

- поисково-исполнительная  активность, обеспечивающая большую  степень самостоятельности за счёт осмысления поставленной задачи и поиска средств ее решения;

- творческая активность представляет собой высокий уровень, поскольку сама задача может ставиться школьником, а пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные. [24]

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкую динамическую привычку познавательного интереса. Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности При этом ребенку хочется искать, узнавать, решать, достигать. [2]

При правильном педагогическом подходе окружающих людей  интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию  развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Таким образом, формирование познавательных интересов является важнейшим компонентом учебного процесса. Познавательный интерес представляет собой потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования познавательных интересов.

 

1.2. Анализ педагогического опыты формирования познавательных интересов младших школьников.

Вот уже на протяжении многих лет в педагогике неуклонно  растёт внимание к проблеме развития познавательных интересов школьников. В последнее время в школах значительное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. При правильно организованном подходе к учебно-исследовательской работе дети, как правило, с удовольствием погружаются в атмосферу науки, творческого поиска и сотрудничества. Повышение интереса и внимания к учебно-исследовательской деятельности не случайно, так как творческая по своей сути работа, будучи органично включенной, в учебный процесс, может обогатить его, а у ребенка разбудить способность к самостоятельной исследовательской деятельности, научить азам организации процесса самостоятельного познания. Возможно, поэтому в периодической литературе можно встретить много статей, посвященной данной проблеме. Проанализировав их, мы выявили наиболее яркие формы и методы в данном направлении.

Н.В.Небосова [13] считает, что без развития  познавательного интереса активизация познавательной деятельности не только трудна, но и практически невозможна. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества. В качестве примера организации познавательной деятельности на уроках окружающего мира Н.В.Небосова предлагает использование дидактических игр, сочинение сказок, проведение исследований, подготовку докладов, участие в конференциях.

Учитель О.А.Козлова [7] ведущую роль в формировании познавательных интересов и способностей учащихся отводит игровым формам обучения, в частности, дидактическим играм. Дидактические игры, по её мнению, предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Считается, что ребусы являются старейшими видами загадок в человеческой истории. Некоторые исследователи утверждают, что наскальные рисунки можно смело называть первыми ребусами, которые предшествовали рождению письменности. Например, египетские иероглифы во многом являются ничем иным, как ребусами в картинках. Шаповалов В.В. [31] считает, что ребусы для детей представляют собой увлекательную игру, которая помогает расширять словарный запас, развивать логику и смекалку, учат мыслить нестандартно, видеть оригинальные способы решения. Самостоятельное придумывание головоломок детьми развивает творческие качества, логическое мышление, уверенность в своих силах. Ребусы используются педагогами с целью внести разнообразие в обучающий материал. Широко используются ребусы с зашифрованными терминами по окружающему миру. Тем самым это способствует расширению кругозора, интересу детей к окружающему миру. Разгадывание ребусов является замечательной разминкой для интеллекта, представляет собой упражнения укрепляющие память, внимание и сообразительность. Предложив ребенку интересные ребусы можно способствовать развитию усидчивости, целенаправленности, развитию концентрации внимания, сосредоточенности.

Неотъемлемой частью познавательной деятельности в концепциях преподавания основ естественных дисциплин  в начальных классах, по мнению Р.С.Гайсиной, [4] является моделирование. В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначительных и второстепенных. В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления. Моделирование относится к группе практических методов обучения. Оно способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию.

Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали от школ новых методов обучения. Стали требоваться такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные); формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической     деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. По мнению Орловой Л.А., [17] одним из таких методов является проектная деятельность. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Использование метода проекта применяется при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность, активно участвовать в овладении новыми знаниями. В результатае занятий проектной деятельностью развивается познавательный интерес обучающихся ;повышается мотивация к учебной деятельности; ускоряется процесс сплочения коллектива; повышается активность на уроках, исчезает боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость; учащиеся становятся более самостоятельными и коммуникабельными.

Велика роль экскурсий  в формировании познавательных интересов  школьников. Деятельность учащихся на экскурсии заключается в том, чтобы они активно наблюдали и добывали новые данные, характеризующие изучаемый объект, фиксировали, применяли полученные ранее знания, выражали результаты полученных знаний. Формирование приемов умственной деятельности в процессе наблюдения объектов природы на экскурсиях развивает познавательный интерес. По мере обучения учащихся приемам анализа, разделения признаков на существенные и несущественные происходят изменения в познавательных интересах школьников к их активизации и расширению самостоятельности. Так Е.В.Водопьянова [3] предлагает проводить экскурсии: в теплый сентябрьский солнечный день обращать внимание учащихся на золотистую листву кустарников, разноцветный убор деревьев, яркое голубое небо и учить их разглядывать в плывущих по небу облаках образы разных животных. Находить разные по форме и окраске листья, учить их сравнивать и находить отличительные признаки листьев.

Перед каждой экскурсией учитель подбирает  стихотворения, просит детей выучить  их, чтобы по ходу занятий они могли их прочитать. Стихи помогают учащимся дать поэтическое описание природы, в образной форме обобщить наблюдения. Во II классе учитель проводит уроки-экскурсии с элементами краеведения. Учит школьников не только наблюдать природу, но и сопоставлять наблюдения с материалами учебника.  В III – IV классах Водопьянова предлагает  ходить на экскурсии в городской парк, выезжать за город. Любоваться природой, читать о ней стихи, собирать разные растения, оформлять гербарий для уроков окружающего мира, собираем природный материал для уроков труда. Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей.

По мнению Фокеевой И.М. [30] на развитие познавательного интереса влияет использование краеведческого материала. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребенка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. От близкого, знакомого, родного ребёнок продвигается к неизведанному новому,  которому ещё предстоит стать близким, родным. При развитии познавательного интереса, активности и самостоятельности на материале краеведения, идёт воспитание думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе. В отечественной традиции краеведение всегда рассматривалось как значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.

Учитель Ю.Г.Никитина [14] делится опытом формирования познавательных интересов учащихся к предмету окружающего мира посредством объединения экологического воспитания детей и искусства. Задача, которую перед собой ставит учитель, заключается в повышении уровня восприятия детьми окружающей действительности, обучении пониманию истинной красоты, которая не всегда может быть яркой, броской. Нужно учить не только воспринимать, но и творить добро, детей надо учить быть деятельными в своей жизни. В качестве примера объединения предмета окружающего мира и искусства показана «Музыкальная гостиная». Цель проведения мероприятия:  развитие эмоционально положительного отношение к весенней природе через музыкальные и художественные произведения. Произведения искусства способствуют развитию интереса.

В начальных классах  используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.

В XXI веке значительно расширилась степень влияния информационно - коммуникационных технологий на процесс обучения. Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Бизяева Н.В. [1] считает, что наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учителя включают в презентации  видеозаписи, анимированные модели явлений, совершают с учащимися  виртуальные путешествия в мир  природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам. Одним из очевидных достоинств уроков с использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы. Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. [26]

Солонько Г.Н. [27] предлагает использовать на уроках окружающего мира загадки, пословицы, поговороки, народные приметы с целью побуждения учащихся к приобретению знаний, размышлению, наблюдательности. Знакомство с этими жанрами фольклора развивает мышление, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью.

Информация о работе Использование малых форм русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников к окружающему миру