Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства, обеспечивающие эффективность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Задачи исследования:
1) определить педагогическую сущность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
2) проанализировать состояние практики формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
3) разработать методические приёмы, позволяющие формировать познавательный интерес младших школьников к окружающему миру посредством малых жанров русского фольклора.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
1.2. Анализ педагогического опыта формирования познавательных интересов младших школьников
1.3. Критерии и средства диагностики уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников в процессе использования малых жанров русского фольклора
2.1. Возможности использования малых жанров русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
2.2. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора на уроках окружающего мира
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
- познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащегося.
Развиваются познавательные интересы в играх, в процессе посещения кружков, выставок, музеев и др. Но не стоит забывать, что формирование познавательных интересов в большей степени осуществляется в ходе учебной деятельности. Все предметы, изучаемые в школе, играют большую роль в формировании и развитии интересов к познанию. Особенно хотелось бы остановиться на уроках окружающего мира. [9]
Курс «Окружающего мира» носит личностно-развивающий характер. В основе методики его преподавания лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. В ходе уроков обучающиеся ведут наблюдения природы, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, выходят на экскурсии. На уроках окружающего мира проводятся дидактические и ролевые игры. Всё это способствует формированию интереса к урокам, а, следовательно, и развитию познавательных интересов. [16]
Таким образом, формирование познавательных интересов младших школьников осуществляется в процессе обучения, посещения всевозможных выставок, учреждений дополнительного образования, в общении со сверстниками и взрослыми.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Познавательная активность показывает определённый интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к получению знаний, расширению кругозора. [22]
По характеру познавательной деятельности субъекта условно выделяются уровни активности:
-репродуктивно-подражательная активность, при которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека;
- поисково-исполнительная активность, обеспечивающая большую степень самостоятельности за счёт осмысления поставленной задачи и поиска средств ее решения;
- творческая активность представляет собой высокий уровень, поскольку сама задача может ставиться школьником, а пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные. [24]
Систематическая активная
самостоятельная «поисковая»
При правильном педагогическом
подходе окружающих людей интересы
ребенка имеют неограниченную тенденцию
развития. Чем дальше и глубже идет
исследовательская поисковая
Таким образом, формирование познавательных интересов является важнейшим компонентом учебного процесса. Познавательный интерес представляет собой потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования познавательных интересов.
1.2. Анализ педагогического опыты формирования познавательных интересов младших школьников.
Вот уже на протяжении многих лет в педагогике неуклонно растёт внимание к проблеме развития познавательных интересов школьников. В последнее время в школах значительное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. При правильно организованном подходе к учебно-исследовательской работе дети, как правило, с удовольствием погружаются в атмосферу науки, творческого поиска и сотрудничества. Повышение интереса и внимания к учебно-исследовательской деятельности не случайно, так как творческая по своей сути работа, будучи органично включенной, в учебный процесс, может обогатить его, а у ребенка разбудить способность к самостоятельной исследовательской деятельности, научить азам организации процесса самостоятельного познания. Возможно, поэтому в периодической литературе можно встретить много статей, посвященной данной проблеме. Проанализировав их, мы выявили наиболее яркие формы и методы в данном направлении.
Н.В.Небосова [13] считает, что без развития познавательного интереса активизация познавательной деятельности не только трудна, но и практически невозможна. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества. В качестве примера организации познавательной деятельности на уроках окружающего мира Н.В.Небосова предлагает использование дидактических игр, сочинение сказок, проведение исследований, подготовку докладов, участие в конференциях.
Учитель О.А.Козлова [7] ведущую роль в формировании познавательных интересов и способностей учащихся отводит игровым формам обучения, в частности, дидактическим играм. Дидактические игры, по её мнению, предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Считается, что ребусы являются старейшими видами загадок в человеческой истории. Некоторые исследователи утверждают, что наскальные рисунки можно смело называть первыми ребусами, которые предшествовали рождению письменности. Например, египетские иероглифы во многом являются ничем иным, как ребусами в картинках. Шаповалов В.В. [31] считает, что ребусы для детей представляют собой увлекательную игру, которая помогает расширять словарный запас, развивать логику и смекалку, учат мыслить нестандартно, видеть оригинальные способы решения. Самостоятельное придумывание головоломок детьми развивает творческие качества, логическое мышление, уверенность в своих силах. Ребусы используются педагогами с целью внести разнообразие в обучающий материал. Широко используются ребусы с зашифрованными терминами по окружающему миру. Тем самым это способствует расширению кругозора, интересу детей к окружающему миру. Разгадывание ребусов является замечательной разминкой для интеллекта, представляет собой упражнения укрепляющие память, внимание и сообразительность. Предложив ребенку интересные ребусы можно способствовать развитию усидчивости, целенаправленности, развитию концентрации внимания, сосредоточенности.
Неотъемлемой частью познавательной деятельности в концепциях преподавания основ естественных дисциплин в начальных классах, по мнению Р.С.Гайсиной, [4] является моделирование. В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначительных и второстепенных. В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления. Моделирование относится к группе практических методов обучения. Оно способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию.
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали от школ новых методов обучения. Стали требоваться такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные); формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. По мнению Орловой Л.А., [17] одним из таких методов является проектная деятельность. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Использование метода проекта применяется при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность, активно участвовать в овладении новыми знаниями. В результатае занятий проектной деятельностью развивается познавательный интерес обучающихся ;повышается мотивация к учебной деятельности; ускоряется процесс сплочения коллектива; повышается активность на уроках, исчезает боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость; учащиеся становятся более самостоятельными и коммуникабельными.
Велика роль экскурсий в формировании познавательных интересов школьников. Деятельность учащихся на экскурсии заключается в том, чтобы они активно наблюдали и добывали новые данные, характеризующие изучаемый объект, фиксировали, применяли полученные ранее знания, выражали результаты полученных знаний. Формирование приемов умственной деятельности в процессе наблюдения объектов природы на экскурсиях развивает познавательный интерес. По мере обучения учащихся приемам анализа, разделения признаков на существенные и несущественные происходят изменения в познавательных интересах школьников к их активизации и расширению самостоятельности. Так Е.В.Водопьянова [3] предлагает проводить экскурсии: в теплый сентябрьский солнечный день обращать внимание учащихся на золотистую листву кустарников, разноцветный убор деревьев, яркое голубое небо и учить их разглядывать в плывущих по небу облаках образы разных животных. Находить разные по форме и окраске листья, учить их сравнивать и находить отличительные признаки листьев.
Перед каждой экскурсией учитель подбирает стихотворения, просит детей выучить их, чтобы по ходу занятий они могли их прочитать. Стихи помогают учащимся дать поэтическое описание природы, в образной форме обобщить наблюдения. Во II классе учитель проводит уроки-экскурсии с элементами краеведения. Учит школьников не только наблюдать природу, но и сопоставлять наблюдения с материалами учебника. В III – IV классах Водопьянова предлагает ходить на экскурсии в городской парк, выезжать за город. Любоваться природой, читать о ней стихи, собирать разные растения, оформлять гербарий для уроков окружающего мира, собираем природный материал для уроков труда. Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей.
По мнению Фокеевой И.М. [30] на развитие познавательного интереса влияет использование краеведческого материала. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребенка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. От близкого, знакомого, родного ребёнок продвигается к неизведанному новому, которому ещё предстоит стать близким, родным. При развитии познавательного интереса, активности и самостоятельности на материале краеведения, идёт воспитание думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе. В отечественной традиции краеведение всегда рассматривалось как значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.
Учитель Ю.Г.Никитина [14] делится опытом формирования познавательных интересов учащихся к предмету окружающего мира посредством объединения экологического воспитания детей и искусства. Задача, которую перед собой ставит учитель, заключается в повышении уровня восприятия детьми окружающей действительности, обучении пониманию истинной красоты, которая не всегда может быть яркой, броской. Нужно учить не только воспринимать, но и творить добро, детей надо учить быть деятельными в своей жизни. В качестве примера объединения предмета окружающего мира и искусства показана «Музыкальная гостиная». Цель проведения мероприятия: развитие эмоционально положительного отношение к весенней природе через музыкальные и художественные произведения. Произведения искусства способствуют развитию интереса.
В начальных классах используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.
В XXI веке значительно расширилась степень влияния информационно - коммуникационных технологий на процесс обучения. Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Бизяева Н.В. [1] считает, что наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.
Проектируя будущий
Солонько Г.Н. [27] предлагает использовать на уроках окружающего мира загадки, пословицы, поговороки, народные приметы с целью побуждения учащихся к приобретению знаний, размышлению, наблюдательности. Знакомство с этими жанрами фольклора развивает мышление, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью.