Использование малых форм русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников к окружающему миру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства, обеспечивающие эффективность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Задачи исследования:
1) определить педагогическую сущность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
2) проанализировать состояние практики формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
3) разработать методические приёмы, позволяющие формировать познавательный интерес младших школьников к окружающему миру посредством малых жанров русского фольклора.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
1.2. Анализ педагогического опыта формирования познавательных интересов младших школьников
1.3. Критерии и средства диагностики уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников в процессе использования малых жанров русского фольклора
2.1. Возможности использования малых жанров русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
2.2. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора на уроках окружающего мира
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovaya (2).doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

В ходе исследования определена психолого-педагогическая сущность развития познавательных интересов младших школьников, представляющих собой направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Младший школьный возраст является благоприятным периодом с точки зрения формирования познавательных интересов учащихся.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить наиболее эффективные пути и средства развития познавательных интересов младших школьников. Это включение учащихся в дидактические игры, моделирование, проектную деятельность, экскурсии, использование наглядности.

В процессе исследования нами были определены критерии, показатели и средства измерения,  разработаны  уровни развития познавательных интересов младших школьников, что позволит осуществлять дальнейшую работу по их развитию.

Во второй главе исследования изучался его предмет: пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.

Были выявлены возможности уроков окружающего мира в развитии познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей, дают детям уроки на всю жизнь.

На уроках окружающего мира  используются различные методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством малых жанров фольклора: рассказ учителя, беседа, доклады учащихся, познавательные народные игры, проведение нетрадиционных уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бизяева Н.В. Информационно-компьютерные  технологии на уроке окружающего  мира [Текст]/Н.В.Бизяева //Начальная  школа. – 2009. - №2. – С.48-55.

2. Богоявленский Д.Н. Развитие самостоятельности мышления школьников как основа активных методов обучения [Текст] / Д.Н.Богоявленский.-  М., 1962. - С. 92-106.

3.Водопьянова Е.В. Уроки окружающего мира – уроки открытий [Текст] / Е.В.Водопьянова//Начальная школа. – 2009. - №10. – С.46-51.

4. Гайсина Р.С. Моделируя,  познаём окружающий мир [Текст]/Р.С. //Начальная школа. – 2006. - №9. –  С.67-70.

5. Гин А.А. Приёмы педагогической техники[Текст] / А.А.Гин - М.: Вита-Пресс, 2007.

6. Капустина Н.Г. Познавательные  интересы младших школьников [Текст]/Н.Г.Капустина //Начальная школа плюс: До и После. – 2005. - №2. – С.3-7.

7. Козлова О.А. Роль  современных дидактических игр  в развитии познавательных интересов  и способностей младших школьников [Текст]/О.А.Козлова //Начальная школа. – 2011. - №11. – С.49-56.

8. Копытова Л.А. Процесс  познания должен идти «от учеников»  [Текст]/Л.А.Копытова //Начальная школа  плюс: До и После. – 2005. - №2. – С.26-28.

9. Лихачев, Б.Т Педагогика[Текст]/Б.Т. Лихачев – М.: Академия, 1998 – 522с.

10. Миронов А. В. /Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст] /  А. В. Миронов - М.: Педагогическое общество России 2002 . - 351 с.

11. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. -М., 1983.-304 с.

12. Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития учащихся [Текст]/В.И.Мясцова //Начальная школа. – 2006. - №7. – С.83-86.

13. Небосова Н.В. Формы  организации познавательной деятельности  младших школьников [Текст]/Н.В.Небосова //Начальная школа. – 2011. - №5. – С.18-24.

14. Никитина Ю.Г. Как  соединить экологическое воспитание  детей и искусство [Текст]/Ю.Г.Никитина //Начальная школа. – 2009. - №4. –  С.80-88.

15. Образовательная  область «Окружающий мир» [Электронный  ресурс] // : Режим доступа: http:// www.school.edu.ru/ - 10.01.2010. 

16. Образовательный  стандарт начального общего образования  по окружающему миру [Электронный  ресурс] //: Режим доступа:   http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp - 25.01.2010.

17. Орлова Л.А. Участие  младших школьников в проектно-исследовательской  работе [Текст]/Л.А.Орлова //Начальная  школа. – 2007. - №3. – С.28-35.

18. Педагогика: педагогические  системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 2007. – 544с.

19. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Под ред. Г.И.Щукиной. - 1979. - Вып. 5. - 236 с.

20. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] /И.П. Подласый. – М.: Владос, 2008. – 631с.

21. Пословицы, поговорки  и прибаутки русского народа: Сборник В.Даля [Текст] / В.Даль - СПб., 1997. - 412 с.

22. Психология [Текст]  / Под общ. ред. А.В.Петровского,  М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. 4 доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И.Рогов. - Учебное пособие. М., 1996. - 530 с.

24. Савенков А.И. Как  научить младшего школьника приобретать  знания [Текст] / А.И.Савенков. – Ярославль:  Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 208с.

25. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М.Н. Скаткин – М. - 1984. - 286 с.

26. Соколова Т.Е. Воспитание  познавательных интересов младших  школьников средствами новых  информационных технологий [Текст]/Т.Е.Соколова//Начальная школа. – 2004. - №3. – С.21-27.

27. Солонько Г.Н. Фольклорный  материал при изучении окружающего  мира [Текст]/Г.Н.Солонько //Начальная  школа. – 2010. - №1. – С.72-79.

28. Сухомлинский, В.А. Избранные  произведения[Текст] /В.А. Сухомлинский – М.: Просвещение, 1985.-274с.

29. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального  общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

30. Фокеева И.М.Историческое  краеведение в начальной школе [Текст] /И.М.Фокеева // Начальная школа плюс: До и После. – 20075. - №2. – С.1-3.

31. Шаповалов В.В. О  познавательном интересе и приёмах  его активизации [Текст] /В.В.Шаповалов // Начальная школа. – 2009. - №7. – С.26-31.

32. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] /Г.И.Щукина - М., 1971. - 176 с.

 

 


Информация о работе Использование малых форм русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников к окружающему миру