Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства, обеспечивающие эффективность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Задачи исследования:
1) определить педагогическую сущность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
2) проанализировать состояние практики формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
3) разработать методические приёмы, позволяющие формировать познавательный интерес младших школьников к окружающему миру посредством малых жанров русского фольклора.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
1.2. Анализ педагогического опыта формирования познавательных интересов младших школьников
1.3. Критерии и средства диагностики уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников в процессе использования малых жанров русского фольклора
2.1. Возможности использования малых жанров русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
2.2. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора на уроках окружающего мира
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
В ходе исследования определена психолого-педагогическая сущность развития познавательных интересов младших школьников, представляющих собой направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Младший школьный возраст является благоприятным периодом с точки зрения формирования познавательных интересов учащихся.
Анализ психолого-
В процессе исследования нами были определены критерии, показатели и средства измерения, разработаны уровни развития познавательных интересов младших школьников, что позволит осуществлять дальнейшую работу по их развитию.
Во второй главе исследования изучался его предмет: пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Были выявлены возможности уроков окружающего мира в развитии познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей, дают детям уроки на всю жизнь.
На уроках окружающего мира используются различные методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством малых жанров фольклора: рассказ учителя, беседа, доклады учащихся, познавательные народные игры, проведение нетрадиционных уроков.
Список литературы
1. Бизяева Н.В. Информационно-
2. Богоявленский Д.Н. Развитие самостоятельности мышления школьников как основа активных методов обучения [Текст] / Д.Н.Богоявленский.- М., 1962. - С. 92-106.
3.Водопьянова Е.В. Уроки окружающего мира – уроки открытий [Текст] / Е.В.Водопьянова//Начальная школа. – 2009. - №10. – С.46-51.
4. Гайсина Р.С. Моделируя,
познаём окружающий мир [Текст]
5. Гин А.А. Приёмы педагогической техники[Текст] / А.А.Гин - М.: Вита-Пресс, 2007.
6. Капустина Н.Г. Познавательные интересы младших школьников [Текст]/Н.Г.Капустина //Начальная школа плюс: До и После. – 2005. - №2. – С.3-7.
7. Козлова О.А. Роль
современных дидактических игр
в развитии познавательных
8. Копытова Л.А. Процесс
познания должен идти «от
9. Лихачев, Б.Т Педагогика[Текст]
10. Миронов А. В. /Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст] / А. В. Миронов - М.: Педагогическое общество России 2002 . - 351 с.
11. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. -М., 1983.-304 с.
12. Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития учащихся [Текст]/В.И.Мясцова //Начальная школа. – 2006. - №7. – С.83-86.
13. Небосова Н.В. Формы
организации познавательной
14. Никитина Ю.Г. Как
соединить экологическое
15. Образовательная область «Окружающий мир» [Электронный ресурс] // : Режим доступа: http:// www.school.edu.ru/ - 10.01.2010.
16. Образовательный
стандарт начального общего
17. Орлова Л.А. Участие
младших школьников в проектно-
18. Педагогика: педагогические системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 2007. – 544с.
19. Педагогические проблемы
20. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] /И.П. Подласый. – М.: Владос, 2008. – 631с.
21. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа: Сборник В.Даля [Текст] / В.Даль - СПб., 1997. - 412 с.
22. Психология [Текст]
/ Под общ. ред. А.В.Петровского,
23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И.Рогов. - Учебное пособие. М., 1996. - 530 с.
24. Савенков А.И. Как
научить младшего школьника
25. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М.Н. Скаткин – М. - 1984. - 286 с.
26. Соколова Т.Е. Воспитание
познавательных интересов
27. Солонько Г.Н. Фольклорный
материал при изучении
28. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения[Текст] /В.А. Сухомлинский – М.: Просвещение, 1985.-274с.
29. Федеральный государственный
образовательный стандарт
30. Фокеева И.М.Историческое краеведение в начальной школе [Текст] /И.М.Фокеева // Начальная школа плюс: До и После. – 20075. - №2. – С.1-3.
31. Шаповалов В.В. О
познавательном интересе и
32. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] /Г.И.Щукина - М., 1971. - 176 с.