Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства, обеспечивающие эффективность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Задачи исследования:
1) определить педагогическую сущность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
2) проанализировать состояние практики формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
3) разработать методические приёмы, позволяющие формировать познавательный интерес младших школьников к окружающему миру посредством малых жанров русского фольклора.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
1.2. Анализ педагогического опыта формирования познавательных интересов младших школьников
1.3. Критерии и средства диагностики уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников в процессе использования малых жанров русского фольклора
2.1. Возможности использования малых жанров русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
2.2. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора на уроках окружающего мира
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку. Существует великое множество скороговорок о животных, которые можно приурочить к изучению той или иной темы.
Ценным средством развития познавательной активности детей является игра. Познавательные игры расширяют объём получаемой информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические процессы; являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития, дают возможность подготовить сознание для восприятия нового. Только игра должна соответствовать возрасту обучающихся, быть увлекательной и способствовать формированию познавательных интересов детей. Не зря Ш.А.Амонашвили говорит: «Игра не есть способ извержения лишней энергии, а есть основная форма развития, форма свободного, спонтанного проявления потребности, которая заставляет ребенка включаться в разные виды игр». По мнению психологов, значимость использования игр обусловлена тем, что учебная деятельность, направленная на усвоение требований школьной программы, не сопряженная с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Значит, с использованием игры и ее содержанием происходит формирование познавательных интересов обучающихся, развитие их умственных способностей. Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вобрав в себя лучшие народные традиции воспитания физически здорового, любознательного и жизнерадостного человека. Поэтому условно народные игры можно разделить на подвижные, познавательные, ролевые игры и обрядовые:
– подвижные – способствуют развитию силы, ловкости и выносливости;
– познавательные – расширяют кругозор, развивают интеллектуально;
– ролевые игры («дочки‐матери», «солдатики» и т.д.) – дают возможность воссоздать
в активной наглядно‐действенной
форме многообразные сферы
– обрядовые игры – позволяют приобщиться к многовековому опыту предков включенности в природные календарные циклы.Народные игры можно использовать во время проведения физминуток, в целях снятия усталости и повышения познавательной активности.
Таким образом, мы выявили, что использование на уроках окружающего мира малых жанров фольклора не только возможно, но и целесообразно. Устное народное творчество способствует как развитию познавательного интереса к предмету, так и даёт учащимся уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.
2.2.Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора на уроках окружающего мира
На уроках окружающего мира используются различные словесные методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством малых жанров фольклора.
Самый распространенный в окружающем мире словесный метод – беседа. Он используется на уроке с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Включение в беседу малых жанров русского фольклора поспособствует не только повышению интереса к предмету, но и позволит обучающимся почувствовать красоту, меткость, образность родного языка. Наиболее приемлемым в беседе будет использование загадок, пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события.
Так Буренина И.И. предлагает провести следующую работу с пословицами и поговорками:
· объяснить смысл пословицы или поговорки;
· подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.
Также можно предложить учащимся продолжить пословицу или придумать свою по аналогии.
В сокровищницу народной мудрости входят загадки — древнейшие жанры фольклора, иносказательно, образно изображающие предметы и явления окружающей действительности. Прелесть загадок для детей в том, что они позволяют приоткрыть завесу таинственности над тем или иным объектом или явлением, увидеть его с неожиданной, новой стороны, прочувствовать радость догадки, озарения, открытия. Так, предлагая учащимся во время урока на тему «В гости к осени» загадку: «Рыжий Егорка упал на озерко, сам не утонул и воды не всколыхнул.», учитель не только просит назвать отгадку, но и предлагает найти слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи., заключенные в загадке, объяснить, что они означают. При помощи загадки можно выйти на изучение новой темы: «Синий поднос и высок и просторен, не счесть на подносе рассыпанных зерен» (тема урока «Звёздное небо»).
Другим словесным методом является рассказ. Рассказ учителя является незаменимым, если речь идёт о таких темах, по которым у детей нет знаний, либо они имеются, но в недостаточном количестве. Воодушевлённый рассказ учителя на уроке воздействует на эмоциональную сферу школьников. А если в рассказ включить фольклорные произведения, это позволит внести оживление в восприятие нового материала. Так при изучении раздела «Мы и наше здоровье» целесообразно вводить в рассказ приговорки. Например, при рассказе о режимных моментах, а именно умывании, можно произнести: «Водичка, водичка, умой мое личико - чтоб глазки блестели, чтоб щечки горели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». [5]
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру .
На уроках окружающего мира целесообразно использовать познавательные народные игры. На уроке «В гости к весне», знакомясь с изменениями, происходящими в живой природе, можно разучить игру «Ай да птица, что за птица!» Цель игры: перечислить птиц, которые весной прилетают из теплых стран. Играющие сидят. У Водящего в руках свистулька‐птица. Он исполняет на свистульке напев, подражая пению птицы. Затем произносит игровой приговор: «Ай да птица, что за птица – грач!» и передает свистульку следующему играющему. Тот повторяет игровые действия водящего, называет свою птицу (например, жаворонок). Игра продолжается, пока все играющие не назовут «свою» птицу.
Перед началом разучивания игры учитель рассказывает об обряде и целевом назначении разучиваемой игры (обряды «Закликания Весны» совершались в начале марта; смысл обрядовых действий – закликание птиц, которые, по представлениям наших предков, летели из теплых стран и несли на своих крыльях Весну). Весна мыслилась славянами как детство и юность в Круге Жизни природы; парни и девушки выходили на высокие места, играли на свистульках, подражая пению птиц, и пели специальные заклички: «Жаворонушки, прилетите! Весну красную принесите! Нам зима-то надоела! Весь хлеб у нас поела!» [21]
Большой интерес представляет такой словесный метод, как подготовка докладов учащимися. Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы. Почему бы не предложить учащимся в ходе подготовки доклада найти элементы фольклора, относящиеся к теме выступления. Так готовясь к выступлению «Как делают бумагу» учащийся может найти загадку: «Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, обоями, листовкой, альбомом, книгой, упаковкой, салфеткой, веером, талоном, неувядаемым пионом. Она бывает и деньгами. А что? Догадывайтесь сами!» Также школьник может найти пословицы, в которых встречается слово бумага (Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. На деле прав, а на бумаге виноват) и попросить одноклассников раскрыть смысл пословиц.
Огромное значение в развитии познавательных интересов учащихся принадлежит учителю, его умению выразительно, эмоционально, образно раскрыть перед младшими школьниками красоту окружающего мира, как в произведениях народной культуры, так и в действительности.
Развитию познавательных интересов учащихся способствует проведение нетрадиционных уроков. Это уроки-путешествия, уроки – познавательные игры, уроки – сказки, интегрированные уроки и др.
Например, задачами урока-путешествия на тему «Вода. Свойства воды» является развитие познавательных интересов чувств, открытие ими свойств воды опытным путём. В ходе урока, проводимого в форме путешествия по царству воды, учитель знакомит учащихся с легендой появления слова вода, предлагает отгадать большое количество загадок о различных состояниях воды в природе. Также вниманию учащихся предлагается ряд пословиц и поговорок о воде : «Вода камень точит», «Под лежачий камень вода не течёт» и т.д. Школьники пытаются объяснить их значение. В качестве фольклорного произведения, связанного с режимным моментом, используется приговорка «Водичка, водичка, умой моё личико…». Также урок оснащен богатым аудиоматериалом. Урок, проведённый таким образом, надолго запомнится учащимся и поспособствует повышению интереса к предмету.
Интегрированный урок по теме «Обычаи разных народов» позволяет познакомить учащихся с культурой разных народов: их бытом, традициями и обычаями, устным народным творчеством. Данный урок показывает разнообразие фольклорных жанров: народные песни, заклички, пословицы… Учащиеся сравнивают фольклорные произведения, находят в них похожие элементы, отличия. Как правило, такие уроки проходят на высоком эмоциональном уровне.
Учащихся привлекают нетрадиционные уроки, проходящие в игровой форме. Широкое распространение получили уроки-праздники. Они близки по своей форме внеклассным мероприятиям, отличаются яркостью, нетрадиционностью. Уроки-праздники проводятся по сценарию, включающему в себя различные виды детского творчества: театрализованное представление, песни, хореографические композиции, художественные выставки и т.д. Примером такого урока может послужить урок-фольклорный праздник «Пасхальные традиции русского народа». В его ходе школьники знакомятся с пасхальными традициями русского народа, с произведениями русского фольклора. Заклички, народные игры делают урок ярким, неповторимым, запоминающимся.
Уроки - сказки носят яркий эмоциональный характер. В ходе подготовки к уроку класс готовит декорации, костюмы, вместе с учителем разрабатывают сценарий. Урок-сказка сам по себе предполагает использование различных фольклорных жанров: загадок, поговорок, пословиц. На таких уроках происходит становление творческой активности детей при работе с учебным материалом.
Учитывая психологические
особенности детей младшего
Таким образом, на уроках окружающего мира используются различные методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством малых жанров русского фольклора. Это рассказ учителя, беседа, доклады учащихся, познавательные народные игры, проведение нетрадиционных уроков.
Выводы по второй главе
1.Использование на
уроках окружающего мира малых
жанров русского фольклора (
2. На уроках окружающего мира используются различные методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством малых жанров фольклора: рассказ учителя, беседа, доклады учащихся, познавательные народные игры, проведение нетрадиционных уроков. Разнообразные методы и приемы помогают сделать уроки окружающего мира яркими, интересными, запоминающимися.
Заключение
Необходимость развития познавательных интересов обусловлена новыми требованиями стандарта к начальному образованию. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков, он должен уметь активно познавать мир, организовывать собственную деятельность, уметь учиться. В связи с этим основной задачей школы становится развитие познавательного интереса личности, который обеспечит условия для максимальной самореализации каждого ученика. Особое значение в формировании познавательных интересов младших школьников имеет использование малых жанров фольклора на уроках окружающего мира.
Целью исследования стало выявление и научное обоснование путей и средств, обеспечивающих эффективность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
В первой главе изучался объект исследования: процесс формирования познавательных интересов младших школьников.