Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства, обеспечивающие эффективность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру, посредством малых форм русского фольклора.
Задачи исследования:
1) определить педагогическую сущность формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
2) проанализировать состояние практики формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру
3) разработать методические приёмы, позволяющие формировать познавательный интерес младших школьников к окружающему миру посредством малых жанров русского фольклора.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
1.2. Анализ педагогического опыта формирования познавательных интересов младших школьников
1.3. Критерии и средства диагностики уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические пути и средства формирования познавательных интересов младших школьников в процессе использования малых жанров русского фольклора
2.1. Возможности использования малых жанров русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
2.2. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников посредством использования малых жанров фольклора на уроках окружающего мира
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Также фольклорный материал оказывает
помощь при ознакомлении с живой
природой. Солонько Г.Н. предлагает сначала
познакомить учащихся с теми явлениями,
которые встречаются в
Таким образом, анализ педагогического опыта учителей начальных классов показывает, что существует многообразие форм, методов и средств развития познавательных интересов, на уроках окружающего мира. Это использование на уроках краеведческого материала дидактических игр, фольклорных жанров, ИКТ, общение с природой на экскурсиях, работа по моделированию, проектной деятельности.
1.3. Критерии и средства диагностики уровня развития познавательного интереса младших школьников
Как мы уже определили, познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Говоря о классификации познавательного интереса, Г.И.Щукина [19] выделила четыре основных этапа его развития: «любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический (научный) интерес». Наиболее важной ступенью в формировании познавательного интереса младших школьников является выявление уровня развития познавательного интереса, что помогает в будущем осуществлять работу по повышению интересов учащихся к знаниям.
В качестве критериев сформированности нравственных чувств младшего школьника в нашем исследовании выступают следующие:
- когнитивный (наличие
- мотивационно-потребностный (
- деятельностный (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности, степени инициативности учащегося);
- эмоциональный (проявление
Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности нравственных чувств младших школьников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии, показатели и средства измерения уровня развития познавательных интересов младших школьников
Критерии |
Показатели |
Средства измерения |
Когнитивный |
1. Знания о собственных интересах. 2. Понимание значимости роли интересов |
1. Анкета «Мои интересы» 2. Беседа «Зачем нужны интересы?» |
Мотивационно-потребностный |
1. Отношение к познавательной деятельности. 2. Отношение к совместной творческой деятельности. |
1. Методика неоконченного 2. Наблюдение за совместной |
Креативно - деятельностный |
1. Активность, самостоятельность учащихся в процессе познавательной деятельности. 2. Успешность выполнения заданий |
1. Методика оценки учащимися своей активности и самостоятельности. 2. Методика сбора независимых хаарактеристик |
Эмоциональный |
1. Наличие эмоциональных 2. Умение контролировать и |
1. Рисуночный тест.
2. Пиктограмма «Моё настроение» |
Характеристика используемых средств измерения (методов диагностики):
◦ Анкета «Мои интересы»
В анкете предлагаются вопросы о посещаемых кружках, занятиях в свободное от учёбы время, любимых книгах учащихся, что позволяет выявить их предпочтения.
◦ Беседа «Зачем нужны интересы?»
В ходе беседы учитель пытается выяснить уровень представлений учащихся о многообразии интересов, их значимости в жизни человека и общества.
◦ Методика неоконченного предложения.
Учащимся предлагается начало предложений, которые они должны закончить. Анализ предложений учащихся позволяет выявить сформированность положительного отношения к познавательной деятельности.
◦ Наблюдение.
В течение наблюдения обращается внимание на протекание в группах совместной творческой деятельности. В дневнике наблюдений фиксируется следующее:
1) участие детей в совместной
творческой деятельности (сами проявляют
инициативу, участвуют при побуждении
учителя, не хотят участвовать)
2) предлагают ли учащиеся в группах формы, приёмы работы (активно участвуют в выборе форм и приёмов работы, соглашаются с предложенными, не участвуют в выборе)
3) как относятся к своему
◦ Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует
на бумагу свой внутренний мир, я-образ.
Психолог может многое сказать о настроении,
склонностях маленького художника, глядя
на его произведение. Конечно, один тест
не поможет воссоздать точный психологический
портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка
проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Для исследования необходимы:
стандартный лист белой и простой карандаш
средней твердости. Фломастеры и ручки
использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.
Инструкция ребенку: придумать
и нарисовать несуществующее животное
и назвать его несуществующим именем.
Характеристика уровней развития нравственных чувств младших школьников
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познаватедьных интересов младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень –
большая степень
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, который приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
После определения критериев,
показателей и средств
В данном направлении имеется богатый педагогический опыт, который необходимо учитывать, осуществляя работу по развитию познавательных интересов учащихся.
Выводы по первой главе
1.Формирование познавательных интересов является важнейшим компонентом учебного процесса. Познавательный интерес представляет собой потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников.
2. Анализ педагогического
опыта учителей начальных
3. Важнейшим этапом
в развитии познавательных
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1. Возможности использования малых форм русского фольклора в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие. [15]
Культурное наследие русского народа ярко прослеживается в фольклоре. Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский [28] считал фольклорные жанры незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Нам кажется, что на уроках окружающего мира целесообразно вводить элементы русского фольклора, так как это будет способствовать повышению интереса к изучаемому материалу.
Раздел «Как, откуда и куда?» направлен на знакомство учащихся с различными процессами, явлениями окружающего мира, как естественными, так и связанными с деятельностью людей. При их изучении можно обратиться к такому жанру фольклора, как заклички. Обращаясь к силам природы, земледельцы мистически – обрядовым способом звали, кликали богатый урожай, весну, дождь. Просили здоровья, счастья, богатства. Разговаривали с радугой и животными, особенно птицами. Буквально любые природные явления и хозяйственные работы крестьянин сопровождал заклинанием – закличкой. Люди были близки к природе, верили, что она живая, все слышит и если просить – поможет. В настоящее время заклички считаются детской забавой.
Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания школьников. Загадок много. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Загадки представляют собой краткое образное определение предмета или явления, но даётся это определение в иносказательной форме. [11] Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт или просто присутствует описание предмета, живого существа. Все загадки носят обучающий и развивающий характер и с древних времён представляют великолепный учебный материал. В загадках содержится познавательный материал, обогащающий школьников сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими. Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают догадливость, воображение. Их можно использовать при изучении различных разделов курса, как в качестве побуждающего фактора к мыслительной деятельности, так и в качестве закрепления материала, как способ переключения внимания детей, так и как способ отдыха.
При изучении раздела «Чему учит экономика» возможно использование пословиц и поговорок, которые содержат богатейший материал как для воспитания, так и для развития познавательного интереса школьников.. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Также их можно использовать при изучении сезонных изменений в природе.
В разделе «Мы и наше здоровье» можно использовать фольклор, помогающий воспитывать положительное отношение к режимным моментам: гимнастике, умыванию, одеванию, приему пищи и др. Этому способствуют приговорки.
Еще одним ярким примером малых форм русского фольклора являются прибаутки. По своему содержанию прибаутки похожи на небольшие стихотворные сказки, которые в изобилии содержат повторы и аллитерации. Обычно в прибаутках ярко описывается картина какого-либо события, изображается стремительное действие, полной мерой отвечающее активной натуре ребенка. Героями прибауток становятся звери и птицы, показывающие на примерах развивающихся событий отношения между людьми и их характеры. В этом приеме, широко применяемом в прибаутках, ребенку требуется продемонстрировать свои умения замещать одни предметы другими, и на примерах взаимоотношений персонажей прибауток видеть сюжеты, которые отражают ситуации из реальной жизни. Таким образом, прибаутки способствуют развитию мышления ребенка, умения воспринимать эстетику и красоту окружающего мира.