Изучение художественного произведения «Ася» И.С.Тургенева в жанровой специфике на уроках литературы в 7 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание

Цель работы:
- разработать систему уроков по литературе в 8 классе на тему: «Повесть «Ася» И.С. Тургенева»;
- рассмотреть проблемы изучения данной темы в школе;
- рассмотреть проблему понятия жанра.

Содержание

1.Введение 3
2.Теоретическая часть 3
2.1.Понятие жанра 3
2.2.Жанр повести 6
2.3.История появления повести в русской литературе 8
2.4.Жанровое своеобразие повести И.С.Тургенева «Ася» 14
3.Практическая часть 23
4.Заключение 32
5.Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Российский Государственный Педагогический Университет имени 1.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)


Российский Государственный  Педагогический Университет имени  А.И.Герцена.

Филологический факультет.

Кафедра методики преподавания русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Изучение художественного  произведения «Ася» И.С.Тургенева  в жанровой специфике на уроках литературы в 7 классе ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Студентка 4 курса

                                                                                         Кожемяко Арина.

                                                                                         Научный консультант:

                                                                                         Кандидат педагогических

                                                                                         наук, доцент

                                                                                         Наталия Антоновна

                                                                                         Колкова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

 

 

 

Оглавление

1.Введение                                                                                                                3

2.Теоретическая часть                                                                                             3

   2.1.Понятие жанра                                                                                                3

   2.2.Жанр повести                                                                                                  6

   2.3.История появления повести  в русской литературе                                     8

   2.4.Жанровое своеобразие повести И.С.Тургенева «Ася»                             14

3.Практическая часть                                                                                            23

4.Заключение                                                                                                         32

5.Список использованной  литературы                                                                33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе предпринята  попытка рассмотреть проблему понятия жанра, с помощью сопоставления нескольких определений, которые встречаются в литературоведческих трудах. Изучение жанровой специфики - это новый подход к изучению жанров, который позволяет объяснить сами жанры и их эволюции.

В теоретической части  работы рассматривается проблема понятия  жанра, далее, рассматривается история  появления жанра повести в  России. Следующий этап - выявить жанровые особенности повести, а уже после этого начинается анализ повести «Ася».

В практической части  представлена система уроков, объединённая изучением повести «Ася».

Цель работы:

- разработать систему уроков по литературе в 8 классе на тему: «Повесть «Ася» И.С. Тургенева»;

- рассмотреть проблемы  изучения данной темы в школе;

- рассмотреть проблему понятия жанра.

Объект исследования – повесть И.С.Тургенева.

Предмет исследования –  изучение повести «Ася» в жанровой специфике на уроках литературы в 8 классе.

       Уроки  должны помочь учащимся разобраться в поставленных писателем вопросах, научить обращать внимание на способы раскрытия психологии человека в художественном произведении.

 

Теоретическая часть

Понятие жанра

Проблема жанра начинается с уточнения термина, как и множество других понятий литературоведения неопределенного и двусмысленного. Существует множество определений жанра. Стоит из всех определений выявить общие особенности, характеризующие жанр. Обратимся к определению, представленному в литературной энциклопедии 1929 года (9,т.1,с.393): «Жанр - (французское - genre, латинское - genus, немецкое - Gattung) - одно из важнейших понятий литературоведения, обозначающее литературный вид. Тип поэтической структуры, выражающий собой ту или иную сторону социальной психоидеологии на определенной стадии ее исторического развития и обнимающий собой более или менее значительное количество литературных произведений. Для жанра обязательны следовательно три структурных признака: органичность всех компонентов жанра, образующих собою поэтическое единство, бытование этого единства в определенных исторических условиях и широкое его распространение, типичность вида для массовой литературной продукции. Под жанром часто понимают роды поэтических произведений - лирику, эпос и драму. Несмотря на этимологически правильный перевод французского понятия (genre — род), ему должно быть придано гораздо более узкое значение конкретной и частной модификации поэтического рода. Так, Ж. эпоса являются эпопея, роман, новелла, очерк; Ж. лирики - романс, ода, песня, элегия; жанр драмы - трагедия, комедия, мелодрама, водевиль и т. д. Все эти жанровые образования относятся к эпосу, лирике и драме, как виды к роду» (10,с.205).Следует заметить, данное определение разграничивает понятия жанров и родов литературы, связывает понимание жанра с историческим развитием литературы и общества.

Литературовед Кожинов  В.В. писал так о жанре: «Жанр литературный (франц. genre; основное значение - род) - исторически складывающийся тип литературного произведения; в теоретическом понятии в Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или литературы вообще. Термин «Ж.» зачастую отождествляется с термином вид литературный ; иногда «видом» называются самые крупные группы произв. (напр., роман); однако распространено и обратное словоупотребление (роман - жанр; исторический роман - вид романа)».

«Вся масса литературных произведений делится на Ж. на основе целого ряда принципов деления. Во-первых, различаются Ж., принадлежащие к разным родам поэзии (см. Род литературный): эпические (героическая или комическая поэма), драматические (трагедия, комедия), лирические (ода, элегия, сатира). В рамках родов Ж. разделяются по их ведущему эстетическому качеству, эстетической «тональности» (комической, трагической, элегической, сатирической, идиллической и т. п.). Однако это деление в новейшей литературе значительно осложнено, нужен третий принцип - объем и соответствующая общая структура произв. <...> лирика обычно по объему невелика, драма имеет определяемые сценическими условиями размеры. <...> Вместе с тем размеры Ж. имеют подчас и самостоятельную мотивировку в замысле автора; так рождаются большая, средняя и малая формы прозаического эпоса (роман, повесть, новелла)».

«...любой Ж., т. е. тот общий «облик», который мы представляем себе, отвлекаясь от целого ряда отдельных произведений данного Ж., есть конкретное единство особенных свойств формы в ее основных моментах - своеобразной композиции, образности, речи, ритма». «Каждый Ж. есть не случайная совокупность черт, но проникнутая достаточно определенным и богатым художественным смыслом система компонентов формы».(16,с.329) Такое определение жанра также подчеркивает связь литературного жанра и историческим развитием литературы и общества, выделяет принципы разграничения жанров и родов литературы.

Калачева С. и Рощин П. дают такое определение в словаре литературоведческих терминов: «Ж. (от франц. genre - род, вид). <...> Одни ученые в соответствии с этимологией слова называют так литературные роды: эпос, лирику и драму. Другие под этим термином подразумевают литературные виды, на которые делится род (роман, повесть, рассказ и т. д.). Это понимание является, пожалуй, самым распространенным». «Несмотря на различия в конкретном понимании термина, под Ж. понимается повторяющееся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы единство композиционной структуры». «Понятие рода - наиболее обобщающее и исторически устойчивое <...> В пределах каждого рода различали в разные исторические периоды <...> виды: в эпосе - эпопею, былину, сказку <...> в лирике - эпиграмму, эпитафию <...> романс, послание, элегию <...> в драме - трагедию, комедию, драму и т. д.». «...третья жанровая категория является наиболее конкретной, при характеристике ее учитывается не только тематическое своеобразие содержания, но и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого (сатирический роман, лирическая комедия и т. д.)». Из перечисленных определений можно выделить общие черты, характеризующие литературный жанр: во-первых, это произведения, объединенные схожей композиционной структурой. Во-вторых, жанр тесно связан с определенным историческим этапом, как во всем мире, так и в отдельно взятой стране, нации.  В-третьих, существующее разделение литературы на роды является наиболее общей предпосылкой ее дальнейшего членения на жанры. Понятие жанра узконаправленное, однако, многие ученые отождествляют эти понятия или считают род и жанр синонимичными. «Род литературы - одна из трех групп литературных произведений эпос, драма, лирика, вычленяемых по ряду признаков в их единстве (предмет изображения и отношение к нему речевой структуры, способы организации художественного времени и пространства)»(), «Категория Рода литературы связана с принципиальным для всей эстетики разграничением изобразительных, выразительных и сценических (изобразительно-выразительных) искусств, а также с общими гносеологическими категориями субъекта и объекта (и их взаимодействия), что делает ее центральной в типологии и систематике литературы и исходной для более конкретной классификации по видам и жанрам.»(4,с.82-83).

Справедливым и полным можно считать определение жанра  у Тамарченко Н.Д.: «Жанр литературы тип словесно-художественного произведения как целого, а именно: 1) реально существующая в истории национальной литературы или ряда литератур и обозначенная тем или иным традиционным термином разновидность произведений (эпопея, роман, повесть, новелла и т. п. в эпике; комедия, трагедия и др. в области драмы; ода, элегия, баллада и пр. в лирике); 2) идеальный тип (логически сконструированная модель) литературного произведения, который может быть соотнесен с любым реально существующим жанром и рассмотрен в качестве его инварианта. Соотношение между двумя этими значениями термина Ж. л., а вместе с тем между теоретической моделью художественной структуры и реальной историей литературы - главная проблема теории жанров.

Понятие Ж. л. в различных его  трактовках призвано разрешить <...> основные методологические проблемы и противоречия. С этой точки зрения в истории его разработки можно выделить несколько парадигм, сложившихся вначале как формы литературного самосознания, а затем определяющих (иногда - в течение ряда веков) целые направления в поэтике и кристаллизующихся в определенные научные концепции. Во-первых, жанр предстает в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует, в частности, - с такими типическими моментами жизни аудитории, как разного рода ритуалы. Отсюда акцентирование установки на аудиторию, определяющей объем произведения, его стилистическую тональность, устойчивую тематику и композиционную структуру. От поэтик и риторик древности и средневековья такой подход перешел в научное изучение канонических жанров (А.Н. Веселовский, Ю.Н. Тынянов). Во-вторых, в Ж. л. видят картину или «образ» мира, запечатлевшие определенное миросозерцание - либо традиционально-общее, либо индивидуально-авторское. В-третьих, на почве теории трагедии от Аристотеля до Шиллера формируется представление об особом аспекте структуры художественного произведения - границе между эстетической реальностью и действительностью, в которой находится читатель-зритель». 

                                                                                                                 

Жанр повести

«Повесть - эпический прозаический жанр. С одной стороны, под повестью понимают среднюю (по объему и охвату жизни) форму эпической прозы, которая меньше романа, но больше новелла. Сжатость повести (в сравнении с романом) обусловлена тем, что она охватывает определенную цепь эпизодов, а роман создает всестороннюю картину жизненного уклада. Другое понимание термина «повесть» разделяет повесть и роман не просто как разные по объему формы прозы, но как формы, имеющие существенное жанровое своеобразие. Повесть, подобно рассказу, нередко принимает форму как бы устного рассказывания, стремится в буквальном смысле слова «поведать», а не «изобразить», в объективной, «безличной» манере. Именно таковы «Вечера» Гоголя, «Крейцерова соната» Толстого. C другой стороны, повесть тяготеет к хронике, она в сравнении с романом часто более спокойна, эпична, нетороплива. Типичными повестями в силу своей хроникальности являются автобиографические произведения С. Аксакова, Л. Толстого(6,стб.914).

 Слово «повесть» происходит от глагола "поведать". Старинное значение термина - «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии »).

Современное литературоведение определяет "повесть" как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой - с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева «Дворянское гнездо» и «Накануне» меньше некоторых повестей, например, «Поединка» Куприна. «Капитанская дочка» Пушкина невелика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. - Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл «Капитанскую дочку» не повестью, а романом. (Авторское определение жанра очень важно).

Дело не столько в  объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов  и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман - целую жизнь, а повесть - ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом - зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а потом романом.

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается  однозначному определению. В.Белинский так писал о специфике повести: «Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, - и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

Некоторые литературоведы (В. Кожинов и др.) предлагают другую систему эпических жанров: те, что уходят корнями в устное народное творчество (повесть и рассказ), и те, которые возникли только в письменной литературе (роман, новелла). Повесть стремится поведать о тех или иных событиях. Таковы «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Первая любовь» Тургенева и др. Отношение автора (или рассказчика) к изображаемому более явно, чем в романе или новелле. Поэтому для повести характерны произведения биографического характера. («»Детство, «Отрочество», «Юность» Л.Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.Бунина и др.).

Информация о работе Изучение художественного произведения «Ася» И.С.Тургенева в жанровой специфике на уроках литературы в 7 классе