Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа
Цель работы:
- разработать систему уроков по литературе в 8 классе на тему: «Повесть «Ася» И.С. Тургенева»;
- рассмотреть проблемы изучения данной темы в школе;
- рассмотреть проблему понятия жанра.
1.Введение 3
2.Теоретическая часть 3
2.1.Понятие жанра 3
2.2.Жанр повести 6
2.3.История появления повести в русской литературе 8
2.4.Жанровое своеобразие повести И.С.Тургенева «Ася» 14
3.Практическая часть 23
4.Заключение 32
5.Список использованной литературы 33
Домашнее задание.
1) Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н.Н. - разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию);
2) Заполнить вторую часть таблицы по 16 главе (сцена разрыва);
3) Продумать ответы на вопросы:
- Почему Асе "лететь некуда"? Почему она не танцует?
- Виноват ли герой в своей судьбе?
3 урок
Тема. "У счастья нет завтрашнего дня"
Цель:
1) развивать умение
определять проблематику
2) развитие умения толковать текст повести.
Ход урока
I. Беседа по 11 - 15 главам (домашнее задание проверяется в ходе урока)
1) Что изменилось в поведении Аси? Почему?
(Ася серьезней, много думает, размышляет)
2) Как вы понимаете слова Аси, что ей "лететь некуда"?
(не только осознание
бесперспективности своей
3) Все поведение Аси говорит о том, что она готова на все ради любви. Найдите в тексте доказательства этому.
"Я все буду делать, что вы мне скажите"
"Ведь вам не будет скучно со мной?"
"Если б я умерла, вам было бы жаль меня?"
Это невысказанные признаки любви.
4) Тургенев подводит нас к тому, что не судьба героям быть вместе. Какими деталями показывает писатель то, что Ася и Н.Н. -совершенно разные, не подходящие друг другу люди?
Если учащиеся сами не решаются взять это задание, учитель предлагает это сделать 2 -3, дав несколько советов.
А. Наблюдение за художественными деталями 11 - 12 глав: Он Она
веселый печалится
любуется боится
вошел хочет бежать
не думал ни о чем о многом думала
ему очень хорошо мысль о смерти
смеется дает клятву
Б. Почему не стала Ася танцевать во 2-ой раз?
(раньше героя понимает все)
В. Почему Гагин убежден, что свадьбы не будет (12 гл.)?
(Герой поступает по правилам, а любовь - это нарушение всех правил. Это лунный столб…, который разбивает Н.Н.)
5) Почему Н.Н. не обрадовался, узнав, что Ася его любит? (глава 14)
"Я не хотел заглядывать сам в себя! - гл. 13
"Ее любовь меня и радовала и смущала"
"Жениться на семнадцатилетней девочке, с е нравом, как это можно!"
6) К какому решению приходит рассказчик, почему? Что можно сказать о нем?
глава 15 - "Я не могу на ней жениться,… она не узнает, что и я полюбил ее"
Н.Н. не хочет жениться, боится ответственности за чужую жизнь, привык "жить без оглядки".
Учитель делает вывод о том, что в этом смысле повесть Тургенева оказывается повестью о выборе жизненной позиции героем, который предпочел спокойствие "бескрылого" существования беспокойному и переменчивому потоку полноправного человеческого бытия.
II. Обратимся к сцене разрыва (глава 16)
1) На прошлом уроке мы говорили о свидании героев в главе 9. Дома вы перечитывали сцену последнего объяснения Аси и Н.Н.
Послушайте 2 мелодии и скажите, какая музыка более соответствует интонации какой сцены?
Звучит Дворжак "Мелодия си минор" и "Элегия".
2) Прочитаем сцену разрыва (на фоне музыки)
3) Какие художественные детали вы отметили дома в таблице? (проверка заполнения таблицы)
4) Предает ли герой Асю? В чем? Предает, когда перекладывает на нее ответственность за неизбежный разрыв. Причем понимает, что поступает бесчестно.
5) Как ведет себя Н.Н. после этого свидания? Пытается искать Асю, хочет ей сказать все. Но оставляет на завтра.
6) Каково отношение Тургенева к этому поступку героя, как он его высказывает? Конец главы 20: "У счастья нет завтрашнего дня…".
7) Как расплачивается герой за свою душевную слабость? (глава 21). Тургенев наказывает героя за то, что не узнал любовь, что сомневался в ней. Автор проводит героя через испытание любовью, которое тот не выдерживает.
8) Зачем включена в текст глава 22? Перечитаем ее (звучит музыка Чайковского "Времена года. Осень").
- О чем нас заставляет задуматься Тургенев?
(Это размышления о жизни, о любви. Звучит как стихотворение в прозе).
А как воспринимали повесть современники Тургенева? Об этом поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание.
Задания даются 3 группам учащихся (весь класс делится на 3 группы):
1 группа - какой предстает тургеневская девушка в повести? (устный ответ)
2 группа - прочитать высказывание
Д.И.Писарева о повести (
3 группа - то же задание,
что у 2 группы но по отрывку
из статьи Н.Г.Чернышевского (
4 урок
Тема: Современники Тургенева о повести "Ася". Образ тургеневской девушки в произведении.
Цели:
1) развивать умение обобщать сказанное о герое;
2) знакомство с отзывами о повести критиков.
Ход урока
I. Учитель говорит
об Асе как одной из
Выступление учащихся 1 группы, в ходе которого выясняется то, что характерно для тургеневской девушки:
- Душа, которую невозможно не полюбить.
- Нежность, способность
на искренние сильные чувства,
отсутствие искусственности,
- Самобытность, естественность, непосредственность.
- Устремленность в будущее.
- Сильный характер, готовность к самопожертвованию.
- Грациозность, обаятельность.
II. Противоречивость характеров героев и ситуаций в повести "Ася" вызвала сразу после публикации волну споров среди читателей - современников. Эти споры получили свое отражение и в высказываниях литературных критиков.
1) Высказывание Писарева.
- Какие стороны характера Аси отмечает Писарев?
- Как критик характеризует героя?
Согласитесь или опровергните его мнения (высказывания учащихся 2-ой группы)
2) Что говорит Чернышевский об Н.Н.? В чем вы согласны с ним, в чем - нет? Почему критик говорит не о вине, а о беде главного героя? (высказывания учащихся 3 группы)
3) В чем вы видите
нравственное превосходство
(Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед, заранее предвидя даже те препятствия, которых нет)
Учитель подводит итог высказываниям учащихся о повести. Отмечает, что за время работы над повестью удалось познакомиться с творческой манерой писателя, разговор о котором будет продолжен в 10 классе.
Заключение
Таково содержание данной работы. Работа затронула актуальную проблему теории жанра в литературоведении. По сей день проблема разработки теории жанров считается в литературоведении наиболее сложной. Это связано с тем, что понимание жанра у различных исследователей отличается друг от друга коренным образом. Вместе с тем, все признают эту категорию центральной, наиболее всеобщей, универсальной, и в то же время вполне конкретной. В жанре отражаются черты самых разнообразных художественных методов, школ, направлений литературы, и в нем же получают свое непосредственное отражение литературное творчество. Поэтому проблему жанра не стоит оставлять без внимания.
Результатом работы являются четыре урока по литературе, объединённые изучением повести И.С.Тургенева «Ася».
Эти уроки рассчитаны на анализ произведения, который заставит задуматься учащихся над многими нравственными проблемами. В ходе уроков ученики, вчитываясь в текст, вникают в такие особенности творческой манеры писателя, как психологический портрет, символика повествования, значимые имена героев, само название произведения, отмечают роль пейзажа в раскрытии характера героя. Это поможет ребятам глубже понять произведения И.С.Тургенева.
Список использованной литературы
1. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Н.В.Гоголя. - Собр. соч.: В 13т. – М., 1953. – Т.1. – С201-242.
2 .Гудзий Н.К. История древнерусской литературы. Учебник для ВУЗов. – М.,1966.
3. История русской литературы в 4 т. – М.,1995.
4. Калачёва С.И., Рощин П.И. Жанр//Словарь литературоведческих терминов: В 2 т. – М., 1982.
5. Калинина И.В. История одной любви.// ЛШ. – 1994. - №6.
6. Кожинов В.В. Жанр литературный//Словарь литературоведческих терминов: В 2 т. – М., 1982.
7. Литературная энциклопедия: В 11 т. – М., 1929-1939.
8. Литературная энциклопедия: В 2 Т./Под ред. Н.А. Бродского, А.И. Лаврецкого, Э.А. Лунина. – М: Изд-во: Л.Д. Френкель,1925.
9. Пашинина И.К. Повесть «Ася» в системе уроков по творчеству Тургенева// ЛШ – 1996. - № 5.
10. Пиксанов Н.К. Старорусская повесть. – М.,1923.
11. Русская классика ΧΙΧ века. – М., 2005.
12. Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. Волгоград, 1999.
13. Танкова Н.С. Тургеневская девушка//ЛШ – 1996. - № 5.
14. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. – М.,1983.
15. Тамарченко Н., Тюпа В., Бройман С. Теория литературы. – М.,2004.
16. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М., 2000.
17. Хализев В.Е. Род литературный//КЛЭ. – М., 1973.
18. Харитонова О.Н. Повесть И.С.Тургенева «Ася» на уроках литературы в 8 классе//ЛШ – 1994. - № 6.
бббббббббббббббббббббббббббббб