Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа
Однажды Вильям Теккерей сказал: «Что за светлый ум и наблюдательность! Какое широкое сердце! Какая жизнерадостность! Как много истин оставил этот человек после себя! Сколько поколений он научил смеяться умным, здоровым смехом!». Все эти восклицания адресованы ему, английскому писателю, виднейшему представителю эпохи английского реализма, основоположнику европейского реалистического романа, Генри Филдингу(1707-1754).
1. Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5-9
2. Глава І. Комическая эпопея в прозе
«История Тома Джонса,найденыша» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10-19
3. Глава ІІ. Формы и способы выражения авторського
сознания в художественном произведении_ _ _ _ _ _ _ 20-32
4. Глава ІІІ. Выражение образа автора в романе
«История Тома Джонса, найденыша» _ _ _ _ _ _ _ _ _ 32-38
5. Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _¬ _ _ _ 39-40
6. Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 41-42
Основные идеологические тенденции были общими у просветителей разных стран. Все они более или менее решительно боролись с пережитками крепостничества, критиковали монархическое самовластие и религиозный фанатизм, вели борьбу за политическое и социальное освобождение народных масс, за приобщение их к культуре. Все просветители пропагандировали новые идеи в максимально доступной народу форме. Философия, наука, литература, театр носили у просветителей откровенно воспитательный, тенденциозный характер.
Однако острота нападок просветителей на феодальный порядок и уровень их демократизма были глубоко различны в отдельных странах Европы. В основном это определялось степенью экономического развития и политической зрелости буржуазии этих стран, связью буржуазии с движением народных масс и ее подготовленностью к революционным действиям. Соответственно этому, в различных странах совершенно по-разному протекала литературная и театральная жизнь.
Особенно боевой характер имело просветительское движение во Франции, где оно идеологически подготовляло первую французскую буржуазную революцию, явившуюся великим рубежом в мировой истории. Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно» [4.16]. Защита интересов угнетенного народа придавала огромную силу борьбе французских просветителей с феодализмом и абсолютизмом. Их основной задачей являлось стремление выковывать идеологическое оружие для грядущих революционных боев.
Иной характер имело просветительское движение в Англии, где оно не предшествовало буржуазной революции, а следовало за ней. Буржуазная революция произошла в Англии уже в середине XVII века. Начатая буржуазией, она победила благодаря активному участию в ней крестьянства и городских плебейских масс. Английская буржуазия была обязана пожатыми ею плодами победы революционной энергии народа, точно так же, как это имело место полтораста лет спустя во Франции. «За этим избытком революционной деятельности последовала неизбежная реакция, которая в свою очередь тоже зашла дальше своей цели» [5.297], - писал Энгельс. Эта реакция достигла высшей точки в период реставрации династии Стюартов, господству которых положила конец верхушечная буржуазная революция 1689 года, именуемая либеральными историками «славной революцией», тогда как на самом деле она была, по выражению Энгельса, «...сравнительно незначительным событием... компромиссом между подымающейся буржуазией и бывшими феодальными землевладельцами» [5.298]. В результате этого компромисса политическая власть осталась в руках аристократии, но буржуазия обеспечила себе экономическое господство. «С этого времени буржуазия стала скромной, но признанной частью господствующих классов Англии. Вместе с ними она была заинтересована в подавлении огромных трудящихся масс народа» [5.297]. Она перешла теперь на консервативные позиции, потому что начала испытывать страх перед новой революцией, в которой трудящиеся могли бы уже выступить против своих хозяев.
Приведенные факты вполне объясняют характерный для Англии XVIII века политический застой, особенно заметный по сравнению с революционными бурями предшествующего столетия. Они объясняют также сравнительную умеренность большинства английских просветителей, их страх перед революцией, их склонность к компромиссам, к прославлению буржуазной практики, готовность части просветителей вступить в контакт с пуританами, переняв присущее пуританам лицемерие.
Приверженность религии и религиозной морали, которая издавна (еще с конца XVI века) облекалась в Англии в своеобразную оболочку пуританизма, составляла одну из наиболее характерных особенностей мировоззрения английской буржуазии XVIII века, решительно отличавшей ее от французской буржуазии XVIII века, последовательной в своей иррелигиозности. Пуританизм определил в сороковых годах XVII века идеологию первой английский революции. Он мобилизовал вокруг буржуазии широчайшие народные массы и помог ей одержать победу над королем и лордами.
Пуританизм XVIII века характеризуется сочетанием политической консервативности с религиозным ханжеством, тартюфством. Последнее получает в Англии такое широчайшее распространение, что Белинский с полным основанием именует Англию «страной всеобщего тартюфства».
Не удивительно поэтому, что именно вопрос об отношении к пуританизму оказался в какой-то момент центральным в идеологической борьбе среди просветителей. По этому вопросу и произошло размежевание английских просветителей на два направления. Писатели, критически настроенные по отношению к буржуазии и ее пуританскому мировоззрению, - Свифт, Гей, Филдинг, Смоллетт, - образуют критическое, антипуританское течение внутри английского просветительства, резко отличавшееся от апологетического, буржуазно-пуританского течения, представителями которого были Дефо, Стиль, Аддисон, Ричардсон и Лилло.
Существенным различием между двумя отмеченными течениями английского просветительства являлось то, что представители второго течения стремились перевоспитать, «просветить» людей путем морально-религиозной проповеди и совсем не ставили вопроса о недостатках общественно-политического строя Англии, установленного после «славной революций» и казавшегося им совершенным. Представители первого течения стремились воспитать людей при помощи критики социально-политических недостатков современного общества, которое казалось им весьма далеким от совершенства. Критикуя буржуазно-дворянское английское общество, они исходили из интересов народа, испытывавшего жесточайший гнет не только при феодальных, но и при буржуазных общественных отношениях.
Основоположником критического направления в просветительстве в первой половине XVIII века был великий английский сатирик Джонатан Свифт (1667-1745), бессмертный автор «Сказки о бочке» (1704), «Путешествий Лемюэля Гулливера» (1726) и серии острых политических памфлетов. Характерной особенностью идейных установок Свифта являлось сочетание ненависти к пережиткам феодализма и огромной прозорливости в оценке новых буржуазных общественных отношений, которые казались ему враждебными человеческой природе. Свифт первый из всех европейских просветителей положил начало критике буржуазного «прогресса», он первый раскрывал отвратительные стороны буржуазного общества и государства, в котором царит собственнический дух, всеобщая купля и продажа, наглая погоня за наживой, прикрытая лицемерной пуританской моралью.
В качестве последователя этого направления, основанного Свифтом, в драматургии и завоевал первоначально свою известность Генри Филдинг.
Филдинг создал в своих комедиях обширную галерею сатирических образов. Даже сами имена его персонажей подчеркивают их откровенно сатирический смысл: судья-вымогатель в комедии «Политик из кофейни» носит имя Скуизем («выжимала»), персонажи комедии «Пасквин» – Плейс («выгодное местечко»), Танкард («пивная кружка») и пр. Продажным судьям, развратникам, скупцам, политическим мошенникам Филдинг противопоставляет добродетельных героев, осознавая всю трудность их борьбы. Недаром поражение отрицательных персонажей в финалах его комедий обычно отражает желаемое, а не реальное.
В 40-е гг. появляются комические романы Филдинга, создавшие ему славу «творца реалистического романа, удивительного знатока быта страны и крайне остроумного писателя», как характеризовал его Горький М.[6.38].
Особое место в формировании английского просветительского реализма принадлежит романам-эпопеям Филдинга: «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса» («The history of the adventures of Joseph Andrews and his friend Mr. Abraham Adams») и «История Тома Джонса, найденыша» («The history of Tom Jones, a foundling»).
Роман «История Тома Джонса» вышел в свет в 1749. Именно это произведение в первую очередь принесло мировую славу Филдингу. «Высшее достижение художественного мастерства, самое целостное и гармоничное его [Филдинга] творение»,- так писал о романе научный исследователь, кандидат филологических наук И.В.Головня.[1.24]
Здесь Филдинг следует романной традиции, заложенной Сервантесом, но в тоже время стремится создать новый, особый тип романа, названный писателем «комическим эпосом». Именно в этой жанровой разновидности романа предстояло Филдингу «сказать наиболее веское слово художника-новатора».[8.90] Одним из важнейших принципов комической эпопеи является изображение жизни в реалиях самой жизни. Писатель четко разграничивал понятия характера и карикатуры. Он стремился к жизненному соответствию даже во второстепенных и эпизодических деталях. Здесь ироническая интонация автора, его острый взгляд на человеческие слабости соединяются с оптимистической верой в добрые начала в человеке. Филдинг убежден, что в природе не существует не только абсолютно идеальных, но и абсолютно плохих людей. «Человеческая природа, - говорит он, - далека от того, чтобы быть дурной по своему существу… Скверное воспитание, скверные привычки и нравы развращают ее и толкают без оглядки к пороку. Правители мира сего и, боюсь, священники, ответственны за это зло».[7.67]
Структура произведения сложная. В нем автор синтезировал существующие в то время разновидности романного жанра - семейный, бытовой, приключенческий, любовно-психологический, «роман большой дороги» - и создал новую разновидность - социально-бытовой роман. Эта разновидность отвечала стремлению Филдинга создать эпическую структуру, охватывающую жизни общества в пестроте их проявлений и многообразии человеческих типов и характеров. Избрав форму романа схожую с «Дон Кихотом» Сервантеса, писатель рисует широкую жизненную панораму. Перефразировав Белинского, можно сказать, что Филдинг создал «энциклопедию английской жизни»- застолье в усадьбе провинциального сквайра, псовая охота, судебное разбирательство в доме мирового судьи, трактирные потасовки, дорожные передряги - все это образует подвижную картину нравов и быта. Его герои были не только аристократы и высокопоставленные лица, но в первую очередь особы низших сословий. «Историк своего времени» и «бытописатель частной жизни» недаром сам Филдинг называл себя так.
Действие произведения происходит в 1745 г., в период реакционного восстания якобитов в поддержку очередного претендента из рода Стюартов на престол Англии. Поэтому события разворачиваются на широком социальном и историческом фоне.
Но в центре романа - не социальная борьба, а вопрос о разуме и чувства человека. Надо указать на три основных фактора, указывающих в романе на художественной ценности: это бурная история любви Софии Вестерн и Тома Джонса, противостояние Тома и Блайфила - поединок лицемерия и искренности, на котором основывается морально-этическая концепция романа, и присутствие в произведении автора, принимающего активное участие в общении с читателями, является их деятельным проводником.
Роман привлекает спокойным и широким взглядом на жизнь, верой автора в то, что люди могут решать сложные проблемы, руководствуясь разумными и гуманными чувствами. Его автор в целом снисходительный к человеческим слабостям, но одновременно непримиримый к низости, хищнического эгоизма, лицемерия. Герои отчетливо делятся на положительных и отрицательных. Центральная пара - Том и Блайфил, которые выступают антагонистами протяжении всего произведения, как носители противоположных этических начал. Том - добрая и искренняя душа, он действует согласно душевными порывами, не раздумывая, выгодно это ему или нет. Порывистый и безрассудный, Том меньше беспокоится о том, как его действия могут истолковать, и это постоянно использует Блайфил и другие недоброжелатели, что в итоге приводит героя в тюрьму и чуть не к виселице. Но автор спасает своего симпатичного героя и помогает ему победить бесчестного и коварного Блайфила. В противовес Тому, Блайфил, прирожденный негодяй и злодей, убежден в том, что значение имеет лишь то, какой вид у тебя перед людьми. Он притворяется рассудительным, скромным и набожный. В действительности же он коварный и лицемерный, постоянно оговаривает Тома мистеру Олверти и добрые поступки парнишки толкует ему так, что они кажутся подлыми и аморальными. В основе всех его действий - корыстные расчеты. Чувствуется, что у автора он вызывает глубокую антипатию. В финале Блайфила разоблачают, он терпит крах, но это не побуждает его к покаянию.
Основным принципом описания героев является принцип контраста. Смысл, значение нравственной позиции, определение моральных ценностей персонажа обнаруживается путем сопоставления: Том-Блайфил («Том Джонс»), Джозеф-Памела («Джозеф Эндрюс»). Как правило, у двух персонажей – двух членов оппозиции – есть нечто общее, некая точка соприкосновения: сословная принадлежность, профессия, семейные узы и т.п. Это общее является лишь основанием для противопоставления: добра – алчности, искренности – лицемерия, целомудрия – развращенности и др.
Что интересно, у Филдинга не существует идеальных героев, этим подчеркивается реальность и жизненность его произведений. Все творчество Филдинга пронизано жизнерадостным свободомыслием и материализмом, несравненно более прогрессивным, чем мировоззрение Ричардсона, не освободившегося от стеснительных оков религиозно-пуританского мировоззрения. Если Ричардсон был сухим рационалистом, педантичным проповедником протестантского толка, с недоверием, относившимся к чувственной природе человека, то Филдинг, напротив, относился с любовью и доверием к чувственной природе человека, к инстинктам, которые толкают его к благу. Перекликаясь с гуманистами эпохи Возрождения, Филдинг выступал за равновесие духа и плоти и видел задачу писателя в том, чтобы показывать нравы общества, выводить живых, реальных людей, не останавливаясь перед тем, чтобы раскрывать в своих романах грубую, грязную, низменную сторону жизни. Отсюда все упреки в грубости, непристойности, вульгарности, которыми награждали Филдинга сторонники Ричардсона. На самом же деле в произведениях Филдинга проявлялся полнокровный реализм, напоминающий величайших мастеров ренессансного реализма - Шекспира, Рабле, Сервантеса. Последнего Филдинг особенно упорно называл своим учителем, начертав его имя на титульном листе «Джозефа Эндрюса».
Том Джонс - настоящий живой человек. Он первый в европейском романе герой, наделенный богатой духовной жизнью, стремлением к идеалу и одновременно легкомысленный, беспутный, порой совершающий серьезные проступки. Угрызения совести не могут иной раз удержать его на правильном пути. И все же Том Джонс остается положительным героем Филдинга, потому что он благороден, честен, чужд своекорыстия. Построенный на таком контрасте как «порочный положительный герой», Филдинг лишь указывает на природу человека, на ее несовершенность.
Филдинг не боится контрастов, а, напротив, ищет их, потому что вся жизнь состоит из контрастов. Он смело проводит своего положительного героя через грязь и даже позволяет ему поскользнуться и упасть, потому что, даже падая в грязь, Том остается душевно чист.
Итак, Филдинг лишает своего героя схематизма и наделяет его характером многосторонним, противоречивым, шекспировски-полнокровным. В этом характере мы находим опять некоторые черты сходства с любимым Филдингом Дон Кихотом. Не случайно Филдингу приходится искать и находить аналогии у великих писателей Возрождения. В современном Филдингу романе мы не найдем ни такого богатства красок, ни такого разнообразия психологических оттенков, какое находим в «Томе Джонсе», в характере как главного героя, так и второстепенных персонажей.
Величайшим достижением Филдинга было то, что ему удалось придать образу Тома Джонса подкупающую жизненность. Вот почему этот образ стал показательным достижением всей просветительской литературы, притом не только в английском, но и в общеевропейском масштабе.