Категорія авторитету як семантико-структурна складова роману Генрі Філдінга «Історія Тома Джонса,Знайди»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание

Однажды Вильям Теккерей сказал: «Что за светлый ум и наблюдательность! Какое широкое сердце! Какая жизнерадостность! Как много истин оставил этот человек после себя! Сколько поколений он научил смеяться умным, здоровым смехом!». Все эти восклицания адресованы ему, английскому писателю, виднейшему представителю эпохи английского реализма, основоположнику европейского реалистического романа, Генри Филдингу(1707-1754).

Содержание

1. Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5-9
2. Глава І. Комическая эпопея в прозе
«История Тома Джонса,найденыша» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10-19
3. Глава ІІ. Формы и способы выражения авторського
сознания в художественном произведении_ _ _ _ _ _ _ 20-32
4. Глава ІІІ. Выражение образа автора в романе
«История Тома Джонса, найденыша» _ _ _ _ _ _ _ _ _ 32-38
5. Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _¬ _ _ _ 39-40
6. Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 41-42

Работа состоит из  1 файл

содержание работы.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

Объектом разоблачения для Филдинга является чисто английское, пуританское лицемерие. Филдинг с огромным темпераментом просветителя ведет в своем романе антипуританскую пропаганду. Пуританское лицемерие разоблачается им в трех образах, на трех участках, где оно чаще всего проявляется, - в жизненной практике (образ Блайфила), в религии (образ Твакома) и в философии (образ Сквайра). Это разоблачение достигает апогея в финале романа, когда злодеи посрамлены до последней степени и повержены в прах.

Роман «История Тома Джонса, найденыша» действительно новаторское произведение, уроки и открытие которого имели большое значение для литературы, и не только английского. В этой, по определению Филдинга, «комической эпопеи в прозе» очерчивалась уже упоминавшаяся специфика классического английского романа, в частности его тесная связь со сферой комического, юмора и сатиры. В романе меняется тип повествования. Предшественники автора выдавали свои произведения за документальную литературу и прятались за маской свидетеля, мемуариста, издателя и т.п. Филдинг сам выходит на авансцену, становится не только рассказчиком, но и важной составляющей структуры произведения.

Своим произведением Филдинг не только добился популярности, но и заслужил честь быть названным В. Скоттом "отцом романа в Англии". Генри Филдинг остается до конца своих дней крупнейшим представителем критического, антипуританского течения английского просветительства, достойным учеником, преемником и продолжателем великого сатирика Свифта. Романы Филдинга заслужили высокую оценку самых крупных представителей русской и мировой литературы.

Глава ІІ. Формы и способы выражения авторского сознания в художественном произведении

 

Мир писателя и мир героя взаимопроникающие, они не дублируют и не вытесняют друг друга, отблеск авторской индивидуальности осветляет каждую страницу, каждый образ, но не является диктатором причудливого авторского своеволия. Анализируя каждое произведение, прежде всего, необходимо обратить внимание на точку зрения автора, его сознание как отражение обобщенного теоретического сознания. Отпечаток авторской индивидуальности лежит на каждом персонаже. «Авторское «Я» вырастает из отпечатков тысяч индивидуальностей, потому что оно сплавляется с родственными или отталкивается от противоположного и чужеродного, приобретая жизненную весомость и красочность художественных нюансов» [9;59]. Нас интересует авторское «Я» не само по себе, не как грубое и необтесанное явление, а преломленное в тысячи реальных аспектов, ситуациях, лиц. Проблема автора интенсивно исследовалась в 60-90 годах прошлого столетия. Сегодня же, несмотря на заявления о важности и даже «центральности» категории автора для литературоведения, она оказалась практически на периферии внимания ученых.  

 

В целом проблема авторитета в художественном произведении не новинка. Поднятая в литературоведении еще Белинским, она привлекла к себе внимание критиков XIX-XX века. Этой проблемы касались известные научные деятели в таких трудах как «Эстетика словесного творчества» М.Бахтина[10], «Структура художественного текста» Ю.Лотмана[11], «О теории художественной речи» В.Виноградова[12], «Изучение текста художественного произведения» Б.Кормана [13], «Анализ художественного текста» К.Фроловой[14] и многие другие. Очень важно в процессе анализа произведения выделять мировоззрение писателя, определять его индивидуальный стиль. Специфика повествования в художественном произведении, подбор стилистических приемов, ритмико-интонационное построение – все это непосредственно имеет отношение и связано с образом автора. Голос автора, его ощутимое присутствие в композиции произведения, в художественной манере повествования, в восприятии и изображении персонажей, в эмоционально наполненном и возвышенном языке создают общее настроение произведения, осуществляют художественное влияние на читателя. «В любом произведении,- писал Л.Н.Толстой, - самое важное, самое ценное и убедительное для читателя его собственное отношение к жизни автора и все то, в этом произведении, что нацелено на это отношение» [15;339]. Метод исследования жизни, его образное освоение, оригинальность художественного мышления зависят не только от душевного состояния художника, но и от специфики времени, проблем, которые он стремиться решить.

 

Прежде всего, следует определить, что исследователи понимают под понятием «образ автора». На сегодняшний день существует большое количество трактовок этого термина. Академик В.Виноградов был одним из первых, кто исследовал проблему автора в художественном произведении. Он был первым, кто создал учение об образе автора, определив место авторского «Я» в речевой системе текста. Академик дал научное объяснение ведущей роли авторского начала в художественном тексте. В своей научной работе «О теории художественного языка» он писал, что «образ автора – это не обычный субъект речи, чаще всего он даже не называется в структуре художественного произведения… это концентрированное воплощение сути произведения, которое объединяет всю систему персонажей в их соотношении с повествователем-рассказчиком» [16;54].

 

Именно такое понимание образа автора как стилистической категории долгое время было основным в филологии.

 

Также большое внимание проблеме автора в литературе уделил М.Бахтин. Он определяет автора как творца, который является «единственной формирующей энергией в том, или ином произведении» [10;10]. Исследуя внутреннюю структуру произведения, роль автора понимается как носителя концепции всего художественного текста.

 

Б.Корман под понятием «образа автора» понимает носителя определенной концепции, определенного взгляда на действительность, выражением которого является все произведение. Он также заявил, что «это понятие основное, без него невозможен анализ текста»[13;42].

 

Также довольно интересными кажутся умозаключения известной исследовательницы Н.Бонецкой, которые гласят, что «образ автора  - это специфическая смысловая величина, которую, с одной стороны, необходимо отличать от биографической фигуры автора, автора – как человека, а не как особенной творческой личности; с другой же стороны, от образа художественно сконструированной фигуры повествователя или рассказчика произведения, представляемой реальным создателем в функции автора, - т.е. условного, а не фактического автора-создателя. Этот образ не имеет ни пластического оформления, ни характерной завершенности» [17;254].

 

Мысли, близкие к наблюдениям Н.Бонецкой, можно встретить и в работах других ученых. К примеру, М.Каган, комментируя феномен различия между биографическим образом автора и его творческой личностью, говорит: «здесь речь идет о своеобразном «раздвоении» личности художника, которая в творческом процессе представляется абсолютно другой, нежели в реальной жизни» [18;154]. Читая произведение, мы воспринимаем образ автора как образ некоего собеседника. Мы не видим и не слышим ни голоса автора, ни художественные образы, которые воспринимаются нами, но интуитивно мы чувствуем его присутствие, его внутренний голос.

 

Основываясь на предыдущих достижениях в литературоведении и лингвистике можно сделать некоторые обобщения касательно понятия «образ автора». Автор в художественном произведении – это, прежде всего, важная позиция, которая определяет на протяжении всего текста на всех уровнях его идейно-тематической и словесно-композиционной структуры и является организующим центром содержания и формы художественного целого. Автор – это всегда носитель мировосприятия, отображением которого является все произведение. Также все художественное произведение  выражает эмоционально-образную эстетическую оценку  действительности автором. Все, что содержится в произведении, - это все способ выражения авторского сознания, авторского отношения к реалиям. Автор, он во всем – и в том, как простроено произведение, и в том, как излагает свои мысли писатель, какого характера авторские ремарки, какие детали подчеркнуты во внешности персонажа, и в окружающем мире, и в пейзаже, и в лирических отступлениях, и в построении фразы. Единственным орудием труда у художника, создателя всегда было слово.

 

К.Фролова предлагает детальную классификацию составляющих образа автора как повествователя. Согласно ее мнению, образ автора  может представляться как:

1. повествователь, который знает о действующих лицах все и рассказывает это читателю;

2. повествователь, который узнает о событиях и явлениях вместе с персонажем;

3. повествователь, который знает больше чем сами герои;

4. повествователь-маска, когда автор играет роль повествователя определенного типа, ведет свой рассказ так, будто бы он пчеловод или солдат и т.п.;

5. рассказ ведется от имени персонажа;

6. и наконец, любой из типов повествователей, который вместе с тем еще и выражает свое ироничное или восторженное (или еще какое-нибудь) отношение к персонажу, к изображаемым явлениям. [14;53].

 

Определившись и проанализировав словесное понятие образа автора, теперь необходимо рассмотреть его выражение в художественном произведении. Как известно, авторское сознание актуализируется в произведении, когда речь идет о таких аспектах его целостности как содержание и форма, проблематика и поэтика, метод и стиль. Н.Мисливец в своей статье «Активность авторской позиции» писала, что « авторское сознание может выражаться в разных формах, которые распределяются на две большие группы: субъективные и внесубъективные. Сам выбор одной из двух форм художественной речи несет в себе информацию, выражает позицию автора» [19;36].

 

К субъективным формам выражения авторского сознания относят выбор героев определенного социального типа с определенными культурными и духовными уровнями развития, а также, безусловно, выбор повествователя или рассказчика. В тоже время каждая из этих форм выступает как относительно самостоятельный субъект, носитель каких-то идей и идеалов, которые характеризуются определенными индивидуальными признаками. Субъективная форма выражения авторского сознания определяется, прежде всего, тем, каким способом и в какой степени раскрывается в ней личностный элемент и в какой степени соотносится она с развитием событий в произведении. Повествователь может выражать авторское сознание путем утверждения или отрицания авторского идеала, который определяет степень приближенности или отдаленности повествователя и автора. К субъективным формам проявления авторского сознания относится также и выбор формы изложения.

 

Существует три самых распространенных повествовательных типа в литературоведении: изложение от первого или третьего лица и переходной тип. Среди признаков, которые характеризуют форму изложения от первого лица, которую называют субъектной одноплановостью, наиболее характерными являются: достоверность («я сам это видел», «случилось со мной»), субъективность взглядов на мир. Главная особенность заключается в том, что в данной повествовательной форме автор не может выйти за пределы собственного опыта. Эти ограничения дают возможность указывать на специфические особенности рассказа от первого лица, а  именно: природное изображение мира основного субъекта речи, ограничения в изображении внутреннего мира других действующих лиц, а также в изображении окружающего мира. В форме повествования от третьего лица автор противостоит всем остальным персонажам, потому что он является создателем того мира, в котором они существуют. Этим обусловлены семантические особенности данной повествовательной манеры: вымысел, полнота изображения внешнего и внутреннего мира, объективность. При форме повествования от третьего лица появляется субъектная многоплановость, где в роле повествователя выступают несколько персонажей, которые по-разному приближены к авторскому сознанию. Переходный тип организации изложения представлен собственно прямой речью. При этом согласно форме изложение идет от третьего лица, а согласно смыслу – от первого.

 

Очень важно в процессе анализа произведения истолковывать мировоззрение писателя, его авторскую позицию, определять особенности его индивидуального стиля, т.к. одни лишь «голые» факты жизни и творчества писателя, которые представлены в биографических очерках, не раскрывают в полной мере его внутренний мир.  Для характеристики художника немаловажным является тот факт, какой жизненный материал исследуется, способы его художественного освоения и воспроизведения, выбор позитивного и негативного героев, формы взаимоотношений и взаимопроникновения автора, повествователя и персонажей произведения. Наиболее ощутимо авторская позиция раскрывается в лирических и публицистических отступлениях. В них проявляется общественная значимость того или иного факта, явления, выражаются философские размышления об их причинах, последствиях, оценке поведения героев. Такие отступления свидетельствуют о постоянном присутствии автора, его сопереживании с читателем. Способы раскрытия авторской позиции, вторжение его самого в художественное произведение имеют свои отличительные черты в разных литературных родах, в жанровых разновидностях. Так например в публицистике, для которой характерны политическая острота, актуальность, оперативность, здесь автор откровенно объявляет свое отношение. В лирике это происходит через самовыражение лирического «Я». В романе – автор проявляет себя и как организатор сюжета, и как главный повествователь, и как носитель оценки всей системы субъективных и внесубъективных форм. В современном романе наблюдается стилевое разнообразие, соединение разных способов повествования в произведении. Это проявляется путем исследования взаимосвязей, взаимопроникновения автора и повествователя, это может быть выбор самого повествователя. Н.Мисливец в статье «Активность авторской позиции» представляет такие типы выбора повествователя автором:

- его определяет непосредственно автор;

- повествователь не назван, но максимально близок в оценках к автору;

- авторская позиция проявляется путем столкновения мыслей, действий персонажей произведения;

- повествователь сам рассказывает о себе;

- повествователь может называть себя, но не являться персонажем произведения. [19;36 ].

 

Не менее важным выступает вопрос о посреднике между автором, героем и читателем – таким посредником зачастую выступает повествователь или рассказчик.

 

Как известно, «повествователем называют действующее лицо, которое выражено в произведении как субъект рассказа, а именно – как герой, от лица которого ведется рассказ в эпических и лиро-эпических произведениях, и который выступает в этих произведениях условным, вымышленным автором» [18;146]. Изображаемые события повествователь наблюдает и описывает как бы со стороны, как чужую жизнь. Он находится на определенной дистанции не только от героев, о которых рассказывает, но и от автора – реального создателя, субъекта изображения всего того, что есть в произведении. Повествователь вводится с определенной художественной целью, своими взглядами, убеждениями и творческими принципами он может в большей или меньшей степени как напоминать реального автора, так и существенно отличаться от него, будучи чужим мировоззренческим типом. Повествователь выступает в произведении своего рода посредником между автором и миром его героев, неким сторонним наблюдателем, обладателем независимой точки зрения на происходящее, которая не обязательно или не полностью совпадает с авторской, что оставляет возможность представлять предмет изображения в произведении под разными оценками, сопоставлять различные впечатления, взгляды относительно идейного смысла.

Информация о работе Категорія авторитету як семантико-структурна складова роману Генрі Філдінга «Історія Тома Джонса,Знайди»