Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа
Однажды Вильям Теккерей сказал: «Что за светлый ум и наблюдательность! Какое широкое сердце! Какая жизнерадостность! Как много истин оставил этот человек после себя! Сколько поколений он научил смеяться умным, здоровым смехом!». Все эти восклицания адресованы ему, английскому писателю, виднейшему представителю эпохи английского реализма, основоположнику европейского реалистического романа, Генри Филдингу(1707-1754).
1. Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5-9
2. Глава І. Комическая эпопея в прозе
«История Тома Джонса,найденыша» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10-19
3. Глава ІІ. Формы и способы выражения авторського
сознания в художественном произведении_ _ _ _ _ _ _ 20-32
4. Глава ІІІ. Выражение образа автора в романе
«История Тома Джонса, найденыша» _ _ _ _ _ _ _ _ _ 32-38
5. Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _¬ _ _ _ 39-40
6. Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 41-42
Также Филдинг-новатор ввел в роман языковые пласты. Речь его героев, подвижная, гибкая, часто меняет свою окраску в соответствии с профессией и социальным положением говорящего и всегда отличается от несколько возвышенной риторической речи самого автора. Речевая характеристика персонажей, какой еще не знал роман до Филдинга, в сильной степени содействует демократизации всего стиля его романов. И, конечно же, как любое новаторство, это нововведение можно считать довольно ярким проявлением авторского сознания в произведении. Ибо автор умело дает понять все, не говоря ровным счетом ничего напрямую.
Несомненно, авторские отступления играют немаловажную роль в структуре романа, без которых произведение не смогло бы быть понято и осмыслено в полной мере. Вступительные очерки «Тома Джонса» - это, прежде всего литературно-критические, эстетические, политические, морально-правовые взгляды Филдинга-писателя. Подобная структура произведения это своего рода слияние писателя-моралиста и художника-творца. Вступительные главы – это непосредственная беседа автора со своим читателем, без посредников, без постороннего вмешательства на литературные и моральные темы. В этих главах Филдинг предупреждает, направляет, объясняет, высмеивает, делает все возможное, чтобы читатель смог ощутить истинный вкус его «блюда».
Субъектом авторского выражения в романе становится повествователь. Это не сам «реальный» Филдинг, а особый рупор авторских идей, акцентирующий одни стороны характера писателя и замалчивающий другие. Обстоятельства жизни Филдинга . его настроения часто не соответствовали тону его бесед, достаточно вспомнить его нелегкую жизнь.
Немаловажным фактором проявления образа автора является подбор эпиграфа: «Mores Hominum multorum vidit»(«Видел нравы многих людей»). Уже с титульной страницы понимаешь основную тему произведения. Филдинг еще в «Джозефе Эндрюсе» заявил о своем желании описывать «не людей, а нравы, не индивидуумы, а вид». «Multorum» - многие, - отнюдь не случайно прозвучало в эпиграфе к комической эпопее, неизменной приметой которой является чрезмерное многообразие персонажей и ситуаций. Писатель подчеркивает и тем самым дает понять, что собирается изучить все слои население, расширить социальные рамки.
Также авторская позиция непосредственно проявляется в манере изложения материала. Принцип избирательности в подходе к художественному материалу и при построении романа указывает на такую особенность художественного времени в комических эпопеях, как дискретность (прерывание). Эта специфическая примета проявляется в планировке романа, в способе деления их на книги и главы.
Помимо материала непосредственности подвергается также художественное время романа. Автор варьирует его, как ему заблагорассудится. Он берет на себя полное право распоряжаться временными границами, что не может не быть существенным выражением авторитета в структуре романа. Филдинг совершенно не стремиться к симметрии, оперируя художественным временем. Об этом намерении он нас предупреждает в самом романе: «намерены держаться в нем скорее метода тех писателей, которые занимаются изображением революционных переворотов, чем подражать трудолюбивому плодовитому историку, который для сохранения равномерности своих выпусков считает себя обязанным истреблять столько же бумаги на подробное описание месяцев и лет, не ознаменованных никакими замечательными событиями, сколько он уделяет ее на те достопримечательные эпохи, когда на подмостках мировой истории разыгрывались величайшие драмы»[22;73]. Писатель сам определяет, каким событиям сколько времени уделить. Он отказывается от традиционной хроникальности, и не только устанавливает четкие временные рамки для произведения, но и утверждает свое право свободно оперировать художественным временем в зависимости от селекции художественного материала для повествования.
Итак, можем сделать вывод, что авторская позиция это материализованное воплощение замысла, обобщающая художественная мысль, которая в романе «История Тома Джонса, найденыша» проявляется в авторских ремарках, мировоззрении писателя, его полным контролем произведения: оперирование речью, временем и пространством, подборе фактов. Также немаловажными стали выбор характеров и обстоятельств, в которых происходит действие. Но, тем не менее, писатель не навязывает свою точку зрения, предоставляя возможность читателю самому сделать выводы касательно вопросов, поднятых автором.
Заключение
Целью данной работы было исследование образа автора и его выражение в романе Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». В процессе анализа мы пришли к определенным выводам. Как известно, автор в художественном произведении – это, прежде всего, целостная позиция, которая определяется в течении всего текста на всех уровнях идейно-тематической и словесно-копозиционной структуры и являет собой организующий центр содержания и формы художественного целого. Автор всегда является носителем мироощущения, воплощением которого представляется произведение. Все, что имеет место в произведении, - это способы выражения авторской позиции, свидетельства авторской концепции действительности. Позиция автора может выступать в произведениях в разных формах (субъективных и внесубъективных). Непосредственно выбор формы, выбор типа художественной речи несет в себе информацию, осветляет позицию автора.
Свою концепцию действительности писатель выражает, поднимая вопрос человеческой природы. Описывая нравы самих разных слоев современного ему общества, автор безжалостно разоблачает и наказывает пороки человечества. Филдинг говорит, что человеческая природа не такая дурная, это лишь влияние общества портит ее.
В романе «История Тома Джонса, найденыша» мастерски объединены субъектные и вснесубъектные формы выражения авторской позиции.
К субъективным формам принадлежит выбор типа повествователя и формы изложения. Повествование идет от третьего лица, что было диковинкой для Англии того периода.
В романе присутствуют авторские ремарки или отступы, которые занимают место вводных глав каждой их 18 книг. Эти главы содержат в себе беседу повествователя с читателем на морально-философские темы, а также о предназначении писателя.
Точка зрения повествователя проявляет себя в различных акцентах и описаниях. Прямого выражения своей точки зрения повествователь не дает, а оставляет возможность читателю самому поразмыслить
Намного больше в романе Филдинга можно встретить внесубъективных форм выражения авторской позиции. Сюда можно отнести и выбор эпиграфа, и способ изложения материала, и особенность художественного времени. Автор объявляет свое право на полное распоряжение временем и описаний событий. Он сам определяет, чему уделить больше времени и на чем остановить внимание свое и читателя.
Также к внесубъективным формам можно отнести специфику речи действующих лиц. Речевая характеристика персонажей в сильной степени содействует демократизации всего стиля романа.
Отдельно следует заметить, что роману присущ высокий уровень ироничности, который активно проявляется со стороны повествователя, как в описании заблуждений или слепости, так и в возвышенной манере речи. Также иронизмом пронизаны вступительные главы романа.
На мой взгляд, можно с уверенностью сказать, что роман Генри Филдинга «История Тома Джонса найденыша» - это весомый вклад в литературу не только Англии, но и всего мира.
Список использованной литературы
1. Головня И.В. Великий просветитель и гуманист Генри Филдинг. – М.,1954.- 32ст.
2. Харитонов В. О книге Пэта Роджерса. – М.,1984.- 208ст.
3. Ленин В.И. Сочинения, т.2.- 472ст.
4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.1952. - Ст.16
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.16, ч.2. - Ст.297
6. Горький М. История русской литературы. 1939.- Ст.38
7. История зарубежной литературы XVIII века. – М., 1991. - 329ст.
8. Соколянский М. Творчество Генри Филдинга, – К.,1975. - 173ст.
9. Брюгген В. Голос автора й голос героя// Література і сучасність. Літературно-критичні статті: Вип.3, К.,1970. – Ст.58-76.
10. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 420ст.
11. Лотман Ю. Структура художественного текста. – М.,1970. – 316ст.
12. Виноградов В. О теории художественной речи. – М.,1971. – 360ст.
13. Корман Б. Изучение текста художественного произведения. – М.,1972. – Ст.41-50.
14. Фролова К. Аналіз художнього твору. – К., 1975. – 174ст.
15. Толстой Л. Думки про мистецтво. – К.,1979. – 512ст.
16. Левидов А. Автор-образ- читатель. – Л.,1977. – 360ст.
17. Бонецкая Н. «Образ автора» как эстетическая категория// Контекст. – 1985. Литературно-теоретические исследования. – М.,1986. – Ст.241-269.
18. Галич О., Назарець В., Васильєв Є. Теорія літератури: Підручник – К., 2001. – 487ст.
19. Мисливець Н. Активність авторської позиції// Радянське літературознавство. –1973. – №12. – Ст.36-40.
20. Нямцу А. Загальнокультурна традиція у світовій літературі. – Чернівці, 1997 – Ст.93-111.
21. Затонський Д. Про авторську позицію і авторську роль// Радянське літературознавство. – 1987. – №11. – Ст.45-50.
22. Від Бароко до постмодернізму: Збірник наукових праць, Д.,2002, вип. №5, 300ст.
23. Науменко.Н. Іронія в романістиці Г.Філдінга та Л.Стерна і порівняльні дослідження. – К.,2005,Вип 11, 377ст.
24. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. – М.,1960, 540ст.