Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа
Однажды Вильям Теккерей сказал: «Что за светлый ум и наблюдательность! Какое широкое сердце! Какая жизнерадостность! Как много истин оставил этот человек после себя! Сколько поколений он научил смеяться умным, здоровым смехом!». Все эти восклицания адресованы ему, английскому писателю, виднейшему представителю эпохи английского реализма, основоположнику европейского реалистического романа, Генри Филдингу(1707-1754).
1. Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5-9
2. Глава І. Комическая эпопея в прозе
«История Тома Джонса,найденыша» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10-19
3. Глава ІІ. Формы и способы выражения авторського
сознания в художественном произведении_ _ _ _ _ _ _ 20-32
4. Глава ІІІ. Выражение образа автора в романе
«История Тома Джонса, найденыша» _ _ _ _ _ _ _ _ _ 32-38
5. Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _¬ _ _ _ 39-40
6. Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 41-42
Большое внимание уделено образу повествователя и его роли в трудах исследователя А.Нямцу « Общекультурная традиция в мировой литературе». Он пишет о разной степени проявления фигуры повествователя в художественном произведении. Повествователь может не называть себя, так что его присутствие воспринимается только в форме определенного «голоса» - монолога, который не принадлежит ни одному из героев произведения. Повествователь отсутствует, как индивидуализировано изображенная личность, позиция которой не совпадает и в тоже время не противостоит авторской, при этом он воспринимается как очевидный вымысел автора и находится за пределами фабульного пространства. Повествователь может быть описан с большей или меньшей конкретно-чувствительной отдачей в форме некоего «Я» или «Мы». В литературе возросло количество произведений, написанных от первого лица, где повествователь выступает главным персонажем произведения. Такие работы можно выделить как отдельный тип повествования. В его основу положен не формальный признак («повествователь – «я»), а вся совокупность изобразительных и выразительных приемов и средств, которые передают процесс мышления героя-повествователя, его осмысление действительности путем анализа событий, фактов, людей. Эмоционально-субъективный уровень рассказа о реальных, как утверждает повествователь, событиях, как правило, предусматривает анализ психологического содержания отображаемых событий. [20;96]. Основу сюжета таких произведений составляют не выдающиеся события, а осмысление определенных сторон жизни, ее оценка повествователем. Оценка в произведениях, написанных от первого лица, раскрывается как авторский взгляд, некое единство, которое порождает систему морально-этических персонажей, их столкновений в произведениях. Особенностями такого способа изложения можно назвать искренность, интимность, аналитизм, восприятие действительности сквозь призму конкретной личности.
Повествователь, который заведомо не тождественен автору и прямо включенный в фабульное пространство, гипотетически знает все (или много) о том, про что рассказывается, и уже самим своим присутствием утверждает правдивость сообщения о подробностях и перипетиях традиционализированных в общекультурном сознании событий. Поэтому повествование от лица персонажа часто использует такие нелитературные формы организации материала, как дневники, мемуары, письма, воображаемые рукописи и даже включает элементы фантастической условности. Такая повествовательная организация текста ориентирована на утверждение реалистического объяснения умолчаний или на невероятные события с точки зрения человека. Подобные внелитературные формы позволяют выдвигать в центр повествования субъективную точку зрения отдельного человека, которая не просто удовлетворяет читательский интерес, но и воспринимается как более достоверная в сравнении с абстрагированной формой авторского изложения. Если повествователь рассказывает о своей собственной жизни, то наряду с изложением личного видения традиционных коллизий, он раздумывает о собственном бытие, вследствие чего личностное и социальное постоянно пересекаются. Авторскую позицию, свое присутствие в произведении писатель демонстрирует не только через позитивного персонажа, повествователя, лирические и публицистические отступы, но и благодаря системе художественных образов.
« Рассказчиком называется действующее лицо, которое выступает в произведении и как субъект, и как объект (непосредственный или опосредственный) рассказа, т.е. как герой, который является участником или имеет непосредственное отношение к тем событиям, о которых он рассказывает» [18;149]. Подобно повествователю, рассказчик находится на расстоянии от автора- творца, но в отличие от предыдущего, - не отдален от мира тех, о которых он рассказывает, и может вступать или вступает с ними в непосредственный контакт, т.е. выступает персонажем произведения, глазами которого мы видим изображаемые события. Жизнь главных героев, их переживания. Рассказ в произведениях, которые имеют рассказчика, ведется от определенного «Я», которое, во-первых, не обязательно при этом персонифицируется, т.е. представляется в виде предметно зримой фигуры или называется; во-вторых, в разной степени задействовано в тех жизненных обстоятельствах, о которых рассказывает. В целом рассказчик в художественных произведениях может быть представлен тремя типами:
1. рассказчик – главный герой произведения. Тут рассказчик не только называемая, но и абсолютно персонифицированная фигура, которая выступает как непосредственный участник и главный герой событий, о которых он рассказывает. Этот тип рассказчика, наиболее используемый в произведениях автобиографического характера. [18;149].
2. рассказчик – второстепенный герой произведения. Признаки этого типа – не обязательна персонификация, ограниченность степени определения рассказчика формой некоего неконкретизированного «Я», от которого ведется рассказ, не обязательно непосредственное участие в изображаемых событиях , т.е. отсутствие прямых контактов с героями, о которых рассказывается, или же эпизодичность таких контактов. [18;150].
3. рассказчик – герой, фигура которого выражается исключительно его речевой позицией, которая резко контрастирует с теми литературными языковыми нормами, носителем которых в произведении выступает его реальный автор-создатель. Основная художественная цель, с которой связывают введение в произведение фигуры рассказчика, заключается в том, чтобы создать определенную мировоззренческую позицию, взгляды на описываемое, отличные от собственно авторского. [18;151].
Итак, для понимания особенностей прозаического произведения необходим анализ взаимодействия повествователя и рассказчика с героями и автором в системе изложения( повествования) а также само взаимодействие субъекто-стилистических типов образует систему автор – повествователь( рассказчик) – герой, которая является воплощение авторского сознания в произведении.
К внесубъектным формам выражения авторского сознания, согласно Н.Мисливец, следует отнести весь способ композиционной организации произведения:
- название произведения;
- наличие эпиграфа или пролога;
- размещение материала, его деление на разделы, части со своими заглавиями;
- выделение определенных разделов, ситуаций, акцентирование на них внимания читателя;
- пространственно-временная характеристика;
- способ соотношения индивидуального времени персонажа с историческим, объективным временем;
- введение в структуру произведения писем, дневников, приведение документов;
- обращения к воображаемому читателю или слушателю;
- развязка произведения или же ее отсутствие, незавершенность произведения;
- наличие или отсутствие эпилога, постскриптума.
Путь к пониманию художественного содержания текста – это постижение творческого замысла, определение авторской позиции, которая всегда выражается в тексте, в системе художественных образов-характеров, сюжетно-композиционной структуры. Концепция произведения – это тот стержень, вокруг которого группируется вся система произведения. Даже в тех случаях, когда в нем отсутствуют прямые авторские оценки и старательно «приглушен» авторский голос, позиция писателя проявляется в скрытых, внутренних элементах стиля, в комбинациях и группировании сцен, фигур. Невозможно не рассмотреть такое утверждение, что позиция автора как определенная концепция должна рассматриваться в совокупности, а не как таковая, механично раздробленная между разными голосами и вытекает из их полифонии. Авторская позиция может быть непосредственно выражена только в слове, она является определяющей в повествовании. [21;49]. На внутренне-структурном уровне художественное произведение представляет собой не законченный творческий результат, а динамично напряженный процесс. Авторская позиция в произведении предопределяет, прежде всего, анализ соотношения авторского сознания и системы художественной образности. Она обусловлена многими факторами, среди которых можно выделить мировоззрение автора, его виденье и средства освоения действительности. Все они в обязательном порядке влияют на реализацию художественного оформления и являются теми самыми важными факторами, которые определяют своеобразие авторской позиции в произведении, которые могут разворачиваться в определенной последовательности: автор и система субъектов сознания, автор и сюжетно-композиционная организация произведения, автор и стилистические способы мастерства. Каждый уровень отображает только определенный момент авторского отношения к действительности, а целостное представление об авторе составляется из совокупности этих форм, их выбора, соотношения и взаимодействия. Отображая суть художественного произведения, и концентрируя его идейное, композиционно-структурное и языковое (стилевое) единство, образ автора как своеобразная иерархично высшая поэтическая категория, которая создается писателем, представляет собой главную особенность содержания художественного произведения, его структуры, которая устанавливает его специфику, направленность. [21;48].
А значит, великая проза немыслима без генеральной концепции, продиктованной мировоззрением и мироощущением писателя, всем уровнем его культурного багажа, его эрудиции. Сознание автора художественного произведения, его мировосприятие могут передаваться читателю опосредственно – через сюжет, композицию, подбор фактов и изображаемых средств, стиль, т.е. через вснесубъектные формы; и непосредственно – герой, автор-герой, повествователь или рассказчик, т.е. через субъектные формы. Анализ субъектных форм совместно с внесубъектными необходим для лучшего понимания концепции произведения, а значит и для лучшего понимания авторской позиции.
В следующем разделе преследуем цель проследить, как раскрывается позиция автора, реализуется замысел в художественном произведении.
Глава ІІІ. Выражение образа автора в романе «История Тома Джонса, найденыша»
Путь к пониманию художественного смысла произведения – это постижение авторского замысла, определение авторской позиции. Сознание автора художественного произведения, его мировосприятие передаются читателю двумя путями: опосредственно – через сюжет, композицию, подбор фактов и изобразительных элементов, т.е. через вснесубъектные формы; и непосредственно – при помощи субъектных форм: герой, автор-герой, повествователь или рассказчик. [19;36].
Метод исследования жизни, его образное постижение, оригинальность художественного мышления зависят не только от индивидуальности художника, но и от специфики времени и проблем, которые он стремиться осветить и решить.
Авторская позиция может наблюдаться абсолютно во всем: авторские ремарки, мысли писателя, построение текста, выделение определенных деталей описания персонажа, пейзажа, окружающей действительности, построение фразы.
Система художественных образов-характеров, сюжетно-композиционная структура произведения содержат в себе выражение авторского присутствия, сознания. Слово – орудие труда автора.
Проведем анализ образа автора на примере комического эпопеи в прозе Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша».
«История Тома Джонса, найденыша» - произведение уникальное в истории английской и мировой литературы. Структура этого романа не воссоздавалась заново никем из последователей Филдинга.
Анализ субъектных форм совместно с внесубъектными необходим для лучшего понимания концепции произведения, а значит и для лучшего понимания авторской позиции.
Субъектными формами выражения авторского сознания в данном произведении являются: подбор главных и второстепенных героев, форма повествования и ее особенности, а также ее взаимосвязь с автором-создателем.
Внесубъектными формами выражения авторской позиции являются: наличие эпиграфа, деление на разделы и части произведения, своеобразное построение фразы, пространственно-временная характеристика, а также акцентирование внимания на определенных ситуациях.
Отдельным пунктом проявления авторского начала в романе выступают главы-пролегомены.
Одной из субъектных форм был назван выбор героев. Филдинг достаточно тщательно подошел к этой задаче, т.к. преследовал цель изобразить колорит современного ему общества со всей жизненностью и правдоподобностью. Он стремился изобразить «жизнь в реалиях самой жизни»[8;93], как очень точно заметил М.Соколянский.
Отталкиваясь от перциозных романов, которые послужили одними из «антиобразцов» при создании «Тома Джонса», Филдинг для своего комического романа выбирает иных действующих лиц, а именно особ низших сословий, это позволяет ему изобразить и низменные нравы. Художественные образы настолько сильны и точны, что, несмотря на многочисленные персонажи – роман весь на земле, весь реальная жизнь Англии [1;25].
Главный герой романа описан с необычайной живостью, что делает его реальным, а не сказочным. Это одна из ведущих идей писателя. Он не стремится представить своего Тома как нравственный эталон, сосредоточие всех добродетелей, не делает «положительного» героя «идеальным». Эти направленности Филдинга читатель угадывает большей частью из описаний самого характера и наружности главного героя.
Также одним из принципов проявления автора является принцип оппозиционных пар в представлении действующих лиц. Каждый персонаж у Филдинга является носителем той или иной моральной точки зрения, в совокупности которых можно выделить системоообразующий принцип нарратива – контраст. Из мастерски смонтированных ситуаций, читатель может «на практике» убедиться в искренности поступков каждого из героев. Комизм и большей частью ирония, как одно из орудий управления мыслями читателя не дает ему сбиться с пути и в полной мере раскрывает всю картину и таящуюся в ней смысловую нагрузку.
Использование иронии заслуживает отдельного рассмотрения. Особенный интерес представляет собой рассмотрение романного повествования в интертекстуальном разрезе,- ведь момент иронии, скрытый в интертексте, заключается в том, что определенные цитаты, аллюзии и реминисценции к другим произведениям в новых интерпретациях иногда принимают противоположный смысл, серьезное показывается путем смешного, а игра как необходимая составляющая иронии происходит в диалоге произведений и литературных родов. [23;277].
Что касается формы повествования, то Филдинг был первым английским романистом, который предпочел повествование от третьего лица. В форме повествования от третьего лица автор противостоит всем остальным персонажам, потому что он является создателем того мира, в котором они существуют. Этим обусловлены семантические особенности данной повествовательной манеры: вымысел, полнота изображения внешнего и внутреннего мира, объективность. При форме повествования от третьего лица появляется субъектная многоплановость, где в роле повествователя выступают несколько персонажей, которые по-разному приближены к авторскому сознанию. В отличие от Дефо и Ричардсона, такие задачи как изложение и комментирование событий у Филдинга разделяются: рассказ ведется от третьего лица повествователем, а право комментировать описанные события автор оставляет за собой, хотя эти комментарии несут преимущественно ироничный характер. Также уместно упомянуть о различных конструктивных приемах, одним из которых является семантическая фигура творца произведения: реальный автор Генри Филдинг, собственным именем подписывающий посвящение, соприкасающийся со своим внутритекстовым заместителем, наделенным неповторимым этико-эстетическим сознанием. [22;73].