О сокровенном в прозе Василия Шукшина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:49, реферат

Описание

Широкий интерес читателей к творчеству Шукшина не ослабевает в наши дни, о чем свидетельствуют издательство книг, статей, собрания сочинений писателя.
В моей работе я ставлю перед собой следующие задачи:
• уделить большое внимание осмыслению роли социально-исторических обстоятельств в формировании личности писателя, истоков его творчества
• проанализировать прозу Василия Макаровича Шукшина в единстве содержания, формы и нравственно-эстетической позиции писателя
Для этого я попытаюсь ответить на следующие вопросы:
1. Почему “деревенская ” проза В. Шукшина приобрела общенациональное значение и всечеловеческий художественный интерес?
2. Какие непреходящие духовно-нравственные, этические и эстетические ценности открыл в трудовом и бытовом укладе русской деревни В. М. Шукшин?
3. Что такое “лад” земледельческого бытия, каковы причины его разрушения и условия возрождения?
4. Чем были крепки дом и семья русского крестьянина и чем они интересны ныне?
Актуальность данной работы - стремление освятить названные вопросы, а так же попытка дать целостное представление об этом малоизученном жанре в творческом наследии писателя. Главным материалом и объектом исследования моей работы являются рассказы В. М. Шукшина, такие как “Игнаха приехал”, “”
Книга – это попытка вновь услышать голос В. М. Шукшина, жгучее желание узнать от него самое сокровенное, то единственное вещее слово, которое дано произносить только пророкам. Творчество Шукшина волновало и продолжает волновать людей. Как звезда, оно сохраняет свой накал, свой свет. Для него - нет смерти, нет угасания. То, что сделано Шукшиным, - вечно. С удивительной точностью выразим немногими словами писатель Петр Проскурин всеобщее благоговейное изумление перед творческим подвигом художника, сказав, что все мы – многомиллионный русский народ – еще при жизни Шукшина успели "вобрать в себя, в свою жизнь часть этого огня, его горения…" Говоря о Шукшине нужно обязательно упомянуть об органической связи с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ – труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески осознавший себя, свое бытие.

Содержание

1. Введение……………………………………………… 3-4
2. Истина, Правда, Справедливость.
О сокровенном в прозе Шукшина
2.1.Образ земли и Родины…………………………… 5-6
2.2.Проблема поколений…………………………….. 7-8
2.3.Образ матери……………………………………... 9-11
2.4.Человеческие драмы……………………………... 12-15
2.5.Новаторство Шукшина…………………………... 16-17
2.6.В зеркале сатиры…………………………………. 18-21
2.7.Шукшин – внутренний редактор………………… 22-23
3. Заключение…………………………………………… 24
4. Библиография………………………………………….. 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат 2.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

                                                ГОУ Лицей № 273

имени Л.Ю.Гладышевой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по литературе

"О  сокровенном в прозе Василия  Шукшина" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Ученицы 11 "Б" класса Борцовой Ирины

                       Руководитель:

                       Краснова Е.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург

2005/2006 
Содержание:

                                                                         

  1. Введение……………………………………………… 3-4
  2. Истина, Правда, Справедливость.

     О сокровенном в прозе Шукшина

    2.1.Образ земли и Родины…………………………… 5-6

    2.2.Проблема поколений…………………………….. 7-8

    2.3.Образ матери……………………………………... 9-11

    2.4.Человеческие драмы……………………………... 12-15

    2.5.Новаторство Шукшина…………………………... 16-17

    2.6.В зеркале сатиры…………………………………. 18-21

    2.7.Шукшин – внутренний редактор………………… 22-23

  1. Заключение…………………………………………… 24
  2. Библиография………………………………………….. 25
 

 

1.Введение 

       Современную русскую культуру трудно представить без Василия Макаровича Шукшина. Изучение его творчества- задача сложная. Искусство Шукшина постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены.

      Эти дискуссии приводят нас в круг важных теоретических проблем, для решения которых требуется основательность исследования всего содержания творчества В. Шукшина.

      Существуют разногласия в понимании  природы дарования Шукшина и  связанных с ним принципов  анализа, критериев оценок. Истинное искусство всегда сопротивляется схемам, прямолинейности суждений, игнорированию его самобытности. Творчество Шукшина противилось любым попыткам разрушить его цельность и многожанровое единство.

     Широкий интерес читателей к  творчеству Шукшина не ослабевает в наши дни, о чем свидетельствуют издательство книг, статей, собрания сочинений писателя.

     В моей работе я ставлю перед собой следующие задачи:

  • уделить большое внимание осмыслению роли социально-исторических обстоятельств в формировании личности писателя, истоков его творчества
  • проанализировать прозу Василия Макаровича  Шукшина в единстве содержания, формы и нравственно-эстетической позиции писателя

Для этого  я попытаюсь ответить на следующие  вопросы:

  1. Почему “деревенская ” проза В. Шукшина приобрела общенациональное значение и всечеловеческий художественный интерес?
  2. Какие непреходящие духовно-нравственные, этические и эстетические ценности открыл в трудовом и бытовом укладе русской деревни В. М. Шукшин?
  3. Что такое “лад” земледельческого бытия, каковы причины его разрушения и условия возрождения?
  4. Чем были крепки дом и семья русского крестьянина и чем они интересны ныне?

         Актуальность данной работы - стремление освятить названные вопросы, а так же попытка дать целостное представление об этом малоизученном жанре в творческом наследии писателя. Главным материалом и объектом исследования моей работы являются  рассказы В. М. Шукшина, такие как “Игнаха приехал”, “”

      Книга – это попытка вновь услышать голос В. М. Шукшина, жгучее желание узнать от него самое сокровенное, то единственное вещее слово, которое дано произносить только пророкам. Творчество Шукшина волновало и продолжает волновать людей. Как звезда, оно сохраняет свой накал, свой свет. Для него - нет смерти, нет угасания. То, что сделано Шукшиным, - вечно. С удивительной точностью выразим немногими словами писатель Петр Проскурин всеобщее благоговейное изумление перед творческим подвигом художника, сказав, что все мы – многомиллионный русский народ – еще при жизни Шукшина успели "вобрать в себя, в свою жизнь часть этого огня, его горения…" Говоря о Шукшине нужно обязательно упомянуть об органической связи с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ – труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески осознавший себя, свое бытие.

      Литературная  жизнь Шукшина продолжалась полтора  десятилетия. Как мера писательской жизни этот срок очень мал. Но за это время проявился выдающийся писательский талант. У Шукшина – писателя есть свойство, которое сразу бросается в глаза, стоит только прочитать его произведения: он любит всех своих героев. В наше время, когда цивилизация шагнула вперед, а люди постепенно превращаются в вечно спешащих роботов, насущной становится проблема душевной теплоты, сострадания. Порой за вечной спешкой и житейскими проблемами мы не замечаем, что из нашей жизни исчезли понятия, как доброта, чуткость, понимание и человеческое общение. Теперь рядом со словом “проблема” все чаще ставятся слова “нравственность”, “гуманизм”. А может быть, стоит порой хоть на минуту остановиться, чтобы услышать не только себя, но и других. Хорошо, когда человек стремится к собственному благополучию, но плохо,  что порой за этим мы забываем, что в мире мы не одни, что кругом тоже люди, о которых надо думать и с которыми надо считаться. Самая страшная болезнь на свете – это черствость души. Еще Чехов призывал нас: “Спешите делать добро”. И лучше это сделать сегодня, прямо сейчас, потому что потом может быть поздно. К сожалению, мы вспоминаем об этом только тогда, когда проходим равнодушно мимо чужого горя, а тогда, когда это равнодушие направленно на нас.

      Но  с помощью рассказов Василия  Макаровича Шукшина эту болезнь  можно вылечить. Шукшин как художник сформировался в условиях своего времени, но отразил его нравственно-социальный опыт так, что мы, теперешние читатели, воспринимаем его опыт как свой собственный. Радости и страдания шукшинских героев понятны нам. Герои Шукшина решают для себя те же вопросы, которые возникнут и перед новыми поколениями. И то, как они, герои рассказов, решали эти вопросы, какие выводы для себя сделали, конечно же, войдет в жизненный опыт и нашего, и последующих поколений.

      Мне кажется, своими рассказами, поветями Шукшин хочет показать нам даль, где нет места подлости  и злу, несправедливости и обману, где царит любовь, милосердие, красота. И можем мы туда дойти или нет – зависит только от нас самих.  
 
 
 
 
 

 

       2. Истина, Правда, Справедливость

      О сокровенном в  прозе Шукшина 

                                              2.1.Образ земли и Родины. 

      Земля – образ конкретный и поэтический многозначный в творчестве Шукшина. Этот всеобъемлющий образ естественно становится центром содержания творчества Шукшина. Земное притяжение, влечение к земле – сильнейшее чувство человека, прежде всего крестьянина-земледельца.  Рождающееся вместе с человеком образное представление о величии и мощи земли – источника жизни, хранителя времени и ушедших поколений – в искусстве Шукшина обновилось, обретя многозначность. Образ земли и Родины тесно связаны в его творчестве. Родина – это прежде всего место рождения.

      Шукшин  родился 25 июня 1929 года в селе Сростки  Алтайского края в крестьянской семье. Отсюда все начинается, эта безграничная любовь к своей Родине и народу.

      Свой  творческий путь Василий Шукшин начал  с рассказов о земляках, бесхитростных и безыскусственных. Но уже в самом начале творчества сумел в частном увидеть общее. Обратившись к знакомому, обыденному, он нашел там неизвестное. Все это отразил его первый сборник " Сельские жители" (1963 г.) – это начало, начало не только творческого пути, но и большой темы любви к деревне.

      Подтверждение мы видим в рассказе «Степка» –  о молодом парне, которому осталось сидеть три месяца, а он сбежал и не скрываясь пришел домой в деревню. Знал, что непременно поймают, что будет досиживать уже не три месяца, а годы, но все равно ведь сбежал!.. «Я теперь подкрепился. Теперь можно сидеть, - говорит Степка арестовавшему его милиционеру. – А то меня сны замучили – каждую ночь деревня снится… Хорошо у нас весной, верно?»

      Милиционер  не спорит – весной в деревне хорошо. Но какое это имеет отношение к побегу? Милиционер думает про Степку: «А по лицу не скажешь, что дурак». Шукшин оставил за пределами рассказа, какие страдания принес степка матери и отцу своим побегом, новым тюремным сроком. То есть оставил это воображению читателя. А в рассказе вся деревня радостно празднует возвращение Степки. Пляшет его отец – Ермолай Воеводин: долго он ждал этого дня, без малого пять лет. В рассказе нет вопроса правильно или неправильно поступил степка? И нет вопроса: дурак или не дурак? Рассказ «Степка» стучится в сердце читателя: ты-то помни, что живут на свете такие парни.

          Этот сборник Шукшина отражает  не только и не столько быт  его героев, сколько характеры, чистота и красота помыслов этих людей. При этом он хочет в них и в их повседневном бытии увидеть нечто значительное, героическое. Ему удается нащупать и передать это начало в рассказах «Классный водитель», «Коленчатые валы».

     Особенно примечателен герой  одноименного рассказа Гринька  Малюгин. Конечно же Гринька – герой одного из самых ранних рассказов Шукшина – еще не вместил в себя, да и не мог вместить тогда, все аспекты духовного шукшинского богатства полностью. Но так или иначе рассказ получился солнечно-ясным, родственным, устремленным к освоению, постижению жизни, самых ее глубин. Гринька – на самом деле – герой. Молодой шофер, рискуя жизнью, уводит горящий грузовик в реку, подальше от бочек с бензином. В больницу к Гриньке приходит журналистка, чтобы написать о подвиге, а он больше всего боится нескромных, громких слов. Но сам он не догадывается, что он – герой; отсюда - беззлобный юмор ситуации… Но в том-то и секрет – не разгаданный нами секрет Шукшина, - что у него смешное никогда не становится комедийным, не отменяет и не затемняет, не загораживает лирики, даже неожиданности, романтичности замысла.

      В этом рассказе полностью выразилось богатство народных нравственных устоев – и традиционных, и принесенных новой жизнью, которые сделали образ Гриньки не просто живым, но и на самом деле новаторским. Этот образ чистый, ясный, отнюдь не дублирующий, не повторяющий ни единой черточки из тех, что уже были во множестве принесены в литературу предшественниками молодого героя, остался не то что не понят, но именно неодоценен нами всеми.

      Оставленное Шукшиным наследие, созданное им богатство – огромно. Именно этот щедрый его вклад в историю культуры – русской, советской, а значит, и мировой, - творческое постижение и воплощение Шукшиным народной жизни, самого образа народа прежде всего нуждается в том, чтобы все это было принято, понято, с уважением. С благодарностью к неповторимости и своеобразию таланта.

 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     2.2.Проблемы поколений. 

      Размышляя над судьбами крестьянства, думая о его прошлом и настоящем Василий Макарович неизменно возвращался к образу земли: традициям, нравственным понятиям, верованиям, многовековому опыту и заботам.

      Но  земля у Шукшина образ исторический. Ее судьба и судьба людей едины, и  разорвать эти вечные связи невозможно без губительных последствий и трагических катастроф. Земля и люди сегодня, их бытие, их будущие судьбы – вот что волнует писателя, приковывает его внимание. Судьбы сегодняшние – это продолжение исторической цели поколений. Василий Макарович размышляет: Прочны ли эти звенья и как они спаяны? Необходимость этих звеньев вне всякого сомнения. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, Шукшин стремиться раскрыть духовный мир, радости и заботы, смысл бытия, во имя чего прожита жизнь.

      Шукшин  пытается найти ответ на вечно  актуальный вопрос: В чем заключается  проблема отцов и детей? Шукшин преклоняется перед старшим поколением, старается  перенять тот опыт, который они  уже накопили. В.М. понимал, чтобы понять душу и характер людей старшего поколения, нужно многое взвесить, распознать, обдумать, сопоставить; размышления над смыслом жизни старших поколений неизменно возвращают писателя к извечным и простым истинам: земля, труд, дом – составляющие основу бытия. Поиски ответов на вечные вопросы о смысле  жизни преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновьи и отцовские чувства – через них познается человек, а через него время и сущность бытия. Пути постижения писателем бытия ведут его к познанию глубины души человеческой. И в этом – ключ к решению и древних, и новых загадок жизни.

Информация о работе О сокровенном в прозе Василия Шукшина