Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:49, реферат
Широкий интерес читателей к творчеству Шукшина не ослабевает в наши дни, о чем свидетельствуют издательство книг, статей, собрания сочинений писателя.
В моей работе я ставлю перед собой следующие задачи:
• уделить большое внимание осмыслению роли социально-исторических обстоятельств в формировании личности писателя, истоков его творчества
• проанализировать прозу Василия Макаровича Шукшина в единстве содержания, формы и нравственно-эстетической позиции писателя
Для этого я попытаюсь ответить на следующие вопросы:
1. Почему “деревенская ” проза В. Шукшина приобрела общенациональное значение и всечеловеческий художественный интерес?
2. Какие непреходящие духовно-нравственные, этические и эстетические ценности открыл в трудовом и бытовом укладе русской деревни В. М. Шукшин?
3. Что такое “лад” земледельческого бытия, каковы причины его разрушения и условия возрождения?
4. Чем были крепки дом и семья русского крестьянина и чем они интересны ныне?
Актуальность данной работы - стремление освятить названные вопросы, а так же попытка дать целостное представление об этом малоизученном жанре в творческом наследии писателя. Главным материалом и объектом исследования моей работы являются рассказы В. М. Шукшина, такие как “Игнаха приехал”, “”
Книга – это попытка вновь услышать голос В. М. Шукшина, жгучее желание узнать от него самое сокровенное, то единственное вещее слово, которое дано произносить только пророкам. Творчество Шукшина волновало и продолжает волновать людей. Как звезда, оно сохраняет свой накал, свой свет. Для него - нет смерти, нет угасания. То, что сделано Шукшиным, - вечно. С удивительной точностью выразим немногими словами писатель Петр Проскурин всеобщее благоговейное изумление перед творческим подвигом художника, сказав, что все мы – многомиллионный русский народ – еще при жизни Шукшина успели "вобрать в себя, в свою жизнь часть этого огня, его горения…" Говоря о Шукшине нужно обязательно упомянуть об органической связи с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ – труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески осознавший себя, свое бытие.
1. Введение……………………………………………… 3-4
2. Истина, Правда, Справедливость.
О сокровенном в прозе Шукшина
2.1.Образ земли и Родины…………………………… 5-6
2.2.Проблема поколений…………………………….. 7-8
2.3.Образ матери……………………………………... 9-11
2.4.Человеческие драмы……………………………... 12-15
2.5.Новаторство Шукшина…………………………... 16-17
2.6.В зеркале сатиры…………………………………. 18-21
2.7.Шукшин – внутренний редактор………………… 22-23
3. Заключение…………………………………………… 24
4. Библиография………………………………………….. 25
В сатирической повести для театра “Энергичные люди” Шукшин разоблачает тех, кто среди “новых русских” преуспевает и в наши дни. Главные герои- Аристарх Петрович Кузькин и его жена Вера Сергеевна – из торговой сети. Они “конкретные, жилистые люди”, честолюбивые и демагоги. В советских условиях дефицита они умеют найти выгодное и “тепленькое” место. Вот почему, описывая вечеринку, писатель акцентирует внимание на деталях, говорящих об их процветании и благополучии ( письменный стол заставлен шампанским и коньяком, икрой в баночках). Но постоянное пьянство Аристарха и то, что на глаза жены попалась записка от “какой-то Сони”, едва не положило конец его спокойной жизни. Разгневанная Вера Сергеевна называет мужа и его друзей спекулянтами, ворами и хочет пожаловаться прокурору. Шукшин дает им прозвища – Брюхатый, Лысый, Чернявый, Курносый, Простой человек. Тем самым писатель стремиться снизить значимость этих “деловых” преуспевающих людей. Он показывает их смятение и страх перед возможным судом. Они, умело нарушающие закон и гордящиеся этим, боятся оказаться в тюрьме. В конце концов наступает примирение Аристарха с Верой Сергеевной, и веселая вечеринка может продолжиться. Однако неожиданно приходят милиционеры и, увидев, вероятно, краденые автомобильные покрышки, берут с “поличным” всю компанию. Шукшину вслед за Гоголем в “Ревизоре” хочется примерно наказать “энергичных людей”. Он выводит их на сцену на суд публики. Уже в многочисленных диалах с Верой Сергеевной, где они унижаются, готовы на все ради прощения, писатель в комической форме показывает их беспомощность. Подобные им люди, с точки зрения Шукшина, ведущие паразитический образ жизни, должны быть осуждены общественным мнением.
Сатира
Шукшина глубоко реалистична, ей
свойственны а политичность, динамизм,
конкретность. Шукшин реализует возможности
сатиры в очерке, повести и даже
сказки. Творчески видоизменяются в
многожанровом единстве традиционные
принципы и приемы сатиры – аллегория,
гротеск, карикатура, подчиненные целям
драматизации. Сатира Шукшина критикует,
судит, разоблачает и отрицает различные
формы разрушения личности, ассоциальности,
безнравственности, возникшие в результате
самоизоляции, в условиях делячества и
приобретательства. В художественном
плане сатира Шукшина значительно обогатила
поэтическую систему социалистического
реализма. Помимо сатиры у Шукшина есть
еще одно понятие "внутренний редактор".
2.7.Шукшин
– внутренний редактор.
Шукшин – внутренний редактор. Вот что должно интересовать нас прежде всего. И конечно, его метод. Если "система" мироощущения "выстрадана жизнью"; то этот метод мыслительной работы есть страдание. "Страдать надо", - говорил Ф.М.Достоевский. У Шукшина через обыденное раскрывается философия жизни. Страдание – метод шукшинского постижения правды. Но каждое страдание проходит через внутреннего редактора – через душу. А результат – четкая, отличная форма – рассказ. Шукшин заключает: "Вот рассказ, каким он должен быть: 1.Рассказ – судьба. 2.Рассказ – характер. 3.Рассказ – исповедь." "Внутренний редактор" человека – совесть. Есть градация, есть деградация этого нашего качества. Потому все мы разные, - и хорошие, и плохие.
Со
всеми основаниями можно
"Внутренний редактор" – это одно из основных измерений духовности, главная сторона души. Другое такое же измерение духовности – это мотив судьбы. Судьба в обыденном сознании есть непостижимое предопределенность событий, которые происходят с человеком, и его поступков, которые он сам не может полностью понять и объяснить. Поэтому "судьба" мистифицируется и выступает в тумане различных суеверий и предрассудков. В поисках нравственных ценностей, прочных и верных ориентиров в жизни он призывал "не прямо учить, а через какую-то судьбу, характер, через гибель даже… через гибель …"
Шукшин, по-моему глубокому убеждению, был мудр, в народном значении этого слова. Только по этому он был философом. И, как всякий истинный философ, он сотворил свой мир. Как художник он этот мир изобразил, представил не умозрительно, а экранно. (Но Шукшин самокритично относился к себе: "Критическое отношение к себе – вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве и в литературе: сознаешь свою долю честно – будет толк.")
Художественный мир Шукшина – многолюдный, "многошумящий", динамичный, живописный. Создается иллюзия полной его естественности, совершенного единства с реальностью. Океан жизни, как бы выплеснув в момент могучего волнения этот образный мир, не остановил свой бесконечный бег.
Философичность содержания многих рассказов обусловлена стремлением автора "сопрягать" истины человеческого бытия с неизбежностью завершения его круговорота, разделять начала и концы жизни человека в одной – единственной судьбе, которая включена в неостановимое движение времени. (Отсюда, смерть – частая гостья героев Шукшина. Но по мнению Шукшина: "Стариковское дело – спокойно думать о смерти. И тогда-то открывается человеку вся сокрытая, изумительная, вечная красота жизни. Кто-то хочет, чтобы человек напоследок с болью насытился ею. И ушел."). Смерть она нигде и везде, кругом. Оглянись: "Все умирает на этой земле…" Предвидеть конец в начале. Когда смерть принять легко? Когда она ради жизни. Понять смерть через жизнь, только через жизнь – вот что пытался донести до нас Шукшин.
Шукшин придерживался своего понимания во всем. Может быть, именно в этом и заключается особенность его рассказов. На первый взгляд простые и бесхитростные сюжеты, но после первого же прочтения их нельзя забыть. Почему-то спустя время вновь и вновь возвращается к этим рассказа. Шукшинские рассказы хочется читать и перечитывать. Сам писатель говорил: "Настоящая литература рассчитана на неодноразовое прочтение." А может быть, все дело в шукшинском слове? Оно богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, слово точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персонажей. Можно сказать, что слово, чья роль многофункциональна, в значительной мере создает необходимую форму рассказа, повести, романа. Шукшин говорил: "Я знаю, когда я пишу хорошо: когда я пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей." Шукшин смотрел на мир очень открыто. И слово, и взгляд В.М. могли находить и обнажать скрытую душевную боль и врачевать душу. В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Главное и определяющее для Шукшина – ориентация на устное народное творчество.
В связи с этим, новаторство Шукшина традиционно. И в этом нет ничего парадоксального. Шукшин, изображая, поэтизирует сокровенной в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирался на традиции классики. И новое органично вырастало на этом фундаменте. Преобразование жанров, кроме того, рождалось в русле классической традиции как необходимое ее продолжение на современном этапе. И поэтому мы никогда не ощущаем в работе Шукшина "сделанности" произведения, нарочитости, эксперементальности.
Подробное
описание чувств и поступков В.М.
чужды. Его излюбленный
3.Заключение.
Литературная жизнь В.М.Шукшина продолжалась полтора десятилетия. Как мера писательской жизни этот срок очень мал. Но за это время проявился выдающийся писательский талант. Как писатель Шукшин сложился быстро, практически с первых своих произведений.
Но он не пережил "горячей точки" своей биографии. Умер в одиночестве. Не обрел желаемого покоя и воли. И не вернулся, как обещал, на свою "малую родину". Он жил цельно, но были "куски" в этой жизни, где "…надо импровизировать как бы на душу положит, и важно не выгнуть эту импровизацию."
Произведения
Шукшина написаны почти полвека
назад, но, несмотря на это, близки и понятны
нам, современным читателям. Наверное,
ценность в том, что все произведения проникнуты
великой любовью к своей земле, к людям.
Та сердечность, которой дышит каждое
слово, каждая строчка его произведения,
показывает, как дорога писателю его родина,
простые люди. По-моему, Шукшин своей любовью,
теплотой, душевностью, простотой и высокой
нравственностью сумел охватить все. Поэтому
лучшие его герои похожи на него. Их отличает
искренность, глубокое понимание других
людей, высокие нравственные идеалы. Автор
показывает, что истинная доброта, душевность,
любовь к людям не могут исчезнуть. Рисуя
своих героев, он заставляет и нас поверить
в добро, гуманность, чуткость и другие
качества, благодаря которым человек остается
человеком. Добро воспитывает и возвеличивает
человека, зло уничтожает его.
МАСТЕР
Особое значение в рассказе “Мастер” приобретает тема красоты. Она неоднократно звучит и в других произведениях Шукшина. Помимо этого автор поднимает глубокие нравственные и философские проблемы: что есть Мастерство, а не ремесленничество, какую роль играет творческий потенциал в жизни человека.
Герой рассказа - Семка Рысь – непревзойденный столяр, мастер своего дела. Казалось бы, все должны его уважать, но в деревне называют его уменьшительным именем: «Семка». Почему? Семка – забулдыга он пропивает все полученные «левые» деньги, не пользуется своим мастерством, чтобы улучшить своё благосостояние. Мастерство для него не является источником процветания в жизни:
«-У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то.
В чем же причина сёмкиного пьянства? Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей: «Я вот нарежусь, так? И неделю хожу – вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудь насолить вам, я тогда лучше про вас всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас… Тьфу!» Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.
Но вот внимание его
Именно такая неброская, одухотворенная красота и поразила Семку Рыся в талицкой церкви: «Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за откосом, который огибала дорогу в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, вздрогнешь – внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую среди тяжкой зелени тополей.
В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. <…> Казалось бы, - две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно… Чебровскую видно было за пять километров – на то и рассчитывали строители. Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она является вся сразу».