О сокровенном в прозе Василия Шукшина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:49, реферат

Описание

Широкий интерес читателей к творчеству Шукшина не ослабевает в наши дни, о чем свидетельствуют издательство книг, статей, собрания сочинений писателя.
В моей работе я ставлю перед собой следующие задачи:
• уделить большое внимание осмыслению роли социально-исторических обстоятельств в формировании личности писателя, истоков его творчества
• проанализировать прозу Василия Макаровича Шукшина в единстве содержания, формы и нравственно-эстетической позиции писателя
Для этого я попытаюсь ответить на следующие вопросы:
1. Почему “деревенская ” проза В. Шукшина приобрела общенациональное значение и всечеловеческий художественный интерес?
2. Какие непреходящие духовно-нравственные, этические и эстетические ценности открыл в трудовом и бытовом укладе русской деревни В. М. Шукшин?
3. Что такое “лад” земледельческого бытия, каковы причины его разрушения и условия возрождения?
4. Чем были крепки дом и семья русского крестьянина и чем они интересны ныне?
Актуальность данной работы - стремление освятить названные вопросы, а так же попытка дать целостное представление об этом малоизученном жанре в творческом наследии писателя. Главным материалом и объектом исследования моей работы являются рассказы В. М. Шукшина, такие как “Игнаха приехал”, “”
Книга – это попытка вновь услышать голос В. М. Шукшина, жгучее желание узнать от него самое сокровенное, то единственное вещее слово, которое дано произносить только пророкам. Творчество Шукшина волновало и продолжает волновать людей. Как звезда, оно сохраняет свой накал, свой свет. Для него - нет смерти, нет угасания. То, что сделано Шукшиным, - вечно. С удивительной точностью выразим немногими словами писатель Петр Проскурин всеобщее благоговейное изумление перед творческим подвигом художника, сказав, что все мы – многомиллионный русский народ – еще при жизни Шукшина успели "вобрать в себя, в свою жизнь часть этого огня, его горения…" Говоря о Шукшине нужно обязательно упомянуть об органической связи с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ – труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески осознавший себя, свое бытие.

Содержание

1. Введение……………………………………………… 3-4
2. Истина, Правда, Справедливость.
О сокровенном в прозе Шукшина
2.1.Образ земли и Родины…………………………… 5-6
2.2.Проблема поколений…………………………….. 7-8
2.3.Образ матери……………………………………... 9-11
2.4.Человеческие драмы……………………………... 12-15
2.5.Новаторство Шукшина…………………………... 16-17
2.6.В зеркале сатиры…………………………………. 18-21
2.7.Шукшин – внутренний редактор………………… 22-23
3. Заключение…………………………………………… 24
4. Библиография………………………………………….. 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат 2.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

    Поэтому кажется она Семке, глядя на церковь?

   «Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит. <…> Кому на радость? Давно уже истлели в земле строители ее, давно распалась в парах та умная голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величил или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят. Этого заботило что-то другое – красота, что ли?  Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа.»

   Это удивление, переживаемое героем, сродни тому ощущению праздника – раскрепощенности и всплеска души, - необходимость которого так остро осознавалась Шукшиным. Обнаруженный  Семкой прикладок разрушает жесткость прямых углов, зрительно расширяет пространство церкви, выводит его «за рамки» обычной конструкции. Так же и герои Шукшина всегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь.

   Чем же вызвано желание Семки  отрестоврировать церковь? Почему  его так поразил блестящий  отшлифованный камень на восточной  стене? Семке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществленным. На минуту он как бы слился с душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. К тому же он представил себе, как еще красивее и необычнее станет преображенная его руками церковь с отшлифованной восточной стеной. Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке: «обеспокоенный красотой и тайной».

  Семка  обращается за помощью - сперва  к церкви, затем в облисполком, - но всюду получает отказ. У служителей культа – потому что нельзя открыть в Талице новый приход, а в исполкоме – потому что, как оказалось, здание не представляет «исторической ценности», являясь поздней копией храма Покрова на Нерли.

   Получается, что и метрополит, и просвещенный чиновник сходятся в одном: они смотрят на талицкую церковь с утилитарной точки зрения, взвешивая ее культовую или историческую ценность. И никого не волнуют духовность и красота.

  Игорь  Александрович говорит Семке, что обманулся так же как и он. Но разве Семка обманулся? Он иначе смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать: «Но даже! Ну, допустим – копия. Ну, и что? Красоты-то от этого не убавилось».

  Семка  пытается обратиться еще и  к писателю, которому когда-то отделывал кабинет под избу шестнадцатого века, но тот оказывается скрытым где-то за кулисами домашнего скандала.

   Для Шукшина принципиально важно, что герой идет именно к этим людям -  священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них поддержки. Ведь все они – своего рода пастыри народа. И эти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ведь в небрежении находится храм, а храм – это душа народа, опора его нравственности.

   Почему же рассказ называется  «Мастер»? Кто этот мастер, кого имеет в виду Шукшин: Семку или неизвестного  древнерусского зодчего? Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ Семки и безымянно создателя церкви, общности их идеалов,  нравственных и эстетических, которой не мешает разделенность во времени; во-вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке.

  Почему  же Семка перестал ходить к талицкой церкви? Шукшин говорит об этом так: «Обидно было и досадно. Как если бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты девку… Все на нее показывали пальцами и кричали несуразное. А он, Семка, вступился за нее, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут некие мудрые люди отвели его в сторону и разобъяснили, что девка та – такая-то растакая, что жалеть ее нельзя, что… И Семка сник головой. Все вроде понял, а в глаза поруганной красавице взглянуть нет сил – совестно. И Семка, все эти последние дни сильно загребавший против течения, махнул рукой…»

  И  течение обыденной жизни, против которого устал загребать Семка, неизбежно выносит его… «к ларьку»: «Он взял на поповские деньги «полкилограмма» водки, тут же осаденил…»

  Семка  опять пьет, чтобы уйти от злобы: злобы на людей и на самого себя, бессильного и даже совестящегося отстоять «поруганную красавицу».

  Но  уже потому, как зло реагирует Семка на все, что произошло, как обходит он стороной талицкую церковь, чтобы не бередить раны, можно понять, что чувство красоты по-прежнему живет в нем, только теперь он пытается спрятать его от людей.         
 

Информация о работе О сокровенном в прозе Василия Шукшина