Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, реферат

Описание

Концепт пути, дороги — это универсалия мировой культуры. В мифопоэтическом представлении пространства центр и путь — оказываются его основными элементами. В славянской и особенно в русской концептуальной и вербальной картинах мира понятия пути, дороги и обозначающий их пласт лексики также занимают весьма важное место.

Содержание

Введение

Основная часть
Жизнь и творчество Островского А.Н.
Пьеса «Гроза»
Творческая история «Грозы»
Герои
Символы
Образ Феклуши в «Грозе»
Тематическое многообразие образа дороги в лирике Пушкина
Образ дороги в произведениях Гоголя и Некрасова
Путь и дорога русской ментальности и в древних текстах

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского.docx

— 78.96 Кб (Скачать документ)

Костромские краеведы обстоятельно обследовали  потом в архиве "Клыковское дело" и с документами в руках  пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над "Грозой". Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова  была выдана шестнадцати лет в  угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка  дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.  

В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет. В прошлом она воспитывалась  в любви и в холе души в ней  не чаявшей бабушкой, была веселой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в "Грозе".  

Прошло  много десятилетий, прежде чем исследователи  Островского точно установили, что "Гроза" была написана до того, как  костромская купчиха Клыкова  бросилась в Волгу. Работу над "Грозой" Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала "Библиотека для чтения" за 1860 год. Первое представление "Грозы" на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в  бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Версия о костромском источнике "Грозы" оказалась надуманной. Однако сам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует  о прозорливости национального  драматурга, уловившего нараставший  в купеческой жизни конфликт между  старым и новым, конфликт, в котором  Добролюбов неспроста увидел "что-то освежающее и ободряющее", а известный театральный деятель С. А. Юрьев сказал: "Грозу" не Островский написал... "Грозу" Волга написала".   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2) Герои

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» поделил своих  героев на две категории. Одни –угнетатели «темного царства», другие - забитые ими люди.  
Начнем с угнетателей. Они тоже очень разные люди и по-разному относятся к ближним. Дикой - человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой неуважительно относится к людям, которые от него зависят и которые боятся его. Но Дикой ведь в то же время и труслив. Он не ругается с Кудряшом, например, так как Кудряш может дать отпор. Он не боится Дикого.  
Добролюбов в статье «Темное царство» дает оценку поведению Дикого: «Только покажешь где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряется». А вот Кабанова Марфа Игнатьевна совсем другая. Она хитрая, действует под «личиной благочестия». Она все повторяет, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Кабаниха жестока. Она, даже когда Катерина погибает, не жалеет ее. Она говорит сыну: «Тиша! Об ней и плакать-то грех!» Кабаниха умело использует различные приемы для утверждения своей власти в доме. Она всегда говорит доброжелательно-поучительно. Постоянно лицемерно прибедняется: «Мать стара, глупа...» Но в то же время Кабаниха властно приказывает. Она стремится держать всех в подчинении. Кабанова старается показать свою религиозность. Она неискренне верит в Бога. Кабанова суеверна и поддерживает суеверные пророчества горожан. В религии она видит одну цель: запугать человека, держать его в вечном страхе. Самым жестоким образом она относится к Катерине. Она вообще не считает Катерину за человека, вечно унижает и притесняет ее.  
Теперь поговорим о безвольных, забитых людях «темного царства». Это Тихон и Борис. Тихон по натуре добрый наивный человек. Тихон всегда покорен воле своей матери. Он не может ослушаться мать. Тихон, конечно же, по-своему любит Катерину, он искренне относится к ней и жалеет ее. Он пытается всяческими путями вырваться из домашнего ада, но у него это получается крайне редко.  
Когда Катерина погибает, Тихон даже в чем-то завидует ей. Он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! »  
Борис, по сути своей, такой же, как Тихон, но он выделяется из всех людей города Калинова своей образованностью, наверное, поэтому его замечает Катерина. Он трусливый. При последней встрече с Катериной, когда он уже знал, что Катерина погибает, Борис боится: «Не застали бы нас здесь». Борис - непосредственный виновник смерти Катерины. Катерина разочаровывается в Борисе.  
Полной противоположностью Борису является Кудряш. Кудряш свободолюбив, он не желает подчиняться самодурам. «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Кудряш безоглядно любит Варвару и умеет постоять за свои чувства. Так же Кудряш не равнодушен к судьбе других людей. Под стать Кудряшу Варвара. Она прямая противоположность брату. Варвара не желает подчиняться тиранству матери. Она смелая и решительная. Варвара не суеверна и не считает обязательным соблюдать установленные обычаи, но она не может выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. Варвара, выросшая во лжи и обмане, придерживается правила: «Делай, что хо-чешь, только бы шито да крыто было». Она презирает бесхарактерность брата и ненавидит бессердечность матери.  
Кулигин - образованный и талантливый человек. Он восторженно и поэтически относится к природе. Кулигина огорчает темнота и невежество города Калинова. Но Кулигин понимает, что, какие бы шаги, ни предпринимал он для улучшения жизни, все бесполезно и надо с этим смириться.  
Главный герой драмы - Катерина, которая резко выделяется из окружающей ее среды. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством.  
Гибель  Катерины— результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3) Символы

Так же в «Грозе» присутствует много  символов. Одним из важных символов является река Волга и сельский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег Волги ассоциируется у Катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: “Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем”. Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, “улететь” из семьи с домостроевскими принципами. “Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь”, — говорит Катерина Варваре. О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: “В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!... Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастает, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут...”  
Река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга — это омут, затягивающий в себя красоту: “Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!”  
Впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает Катерину своими словами о гибельной красоте. Эти слова и гром в сознании Катерины становятся пророческими. Катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли грешными. Катерина очень религиозна, но такое восприятие грозы больше языческое, чем христианское.  
Герои по-разному воспринимают грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть по язычески воспринимает грозу. Кулигин говорит, что гроза — это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но потом, называя грозу благодатью, Кулигин тем самым раскрывает высший пафос христианства.  
В монологах Кулигина и Феклуши звучит мотив суда. Феклуша говорит о суде, который несправедливый, хоть и православный. Кулигин же говорит о суде между купцами в Калинове, но и этот суд нельзя считать справедливым, так как главной причиной возникновения судебных дел является зависть, а из-за бюрократии в судебных органах дела затягиваются, и каждый купец рад только тому, что “да уже и ему станет в копейку”. Мотив суда в пьесе символизирует несправедливость, царящую в “темном царстве”.  
Определенный смысл имеют и картины на стенах галереи, куда все забегают во время грозы. Картины символизируют покорность в обществе, а “геенна огненная” — ад, которого боится Катерина, искавшая счастье и независимость, и не боится Кабаниха, так как вне дома она добропорядочная христианка и ей не страшен Божий суд.  
Несут еще один смысл и последние слова Тихона: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”  
Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный.  
Подводя итог сказанному, мы можем сказать, что роль символики очень важна в пьесе.  
Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4) Образ Феклуши в «Грозе»

Феклуша- странница. Она «далеко не ходила; а слыхать – много слыхала» и всегда готова со всеми поделиться знаниями. Она рассказывает Глаше  о странах, где правят султаны, о  землях, где живут «люди с пёсьими  головами». Она, угождая своей «благодетельнице»  Кабанихе, рассказывает ей и о «суете», царящей в Москве, и об «огненном  змие», которого «стали запрягать», и  о времени, которое «стало в умалении приходить».Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Феклуша одна из тех «странных» людей, которые служили источниками сведений для жителей города Калинова.   Все с удивлением слушали  Феклушу, принимая на веру её рассказы.

Она символизируется  в пьесе с дорогой. Феклуша  странствует по дорогам страны, многое замечает, но не всё ей понятно в  увиденном, и не всё она принимает. Она видит, как нарушается привычный  для неё уклад жизни. Дорога меняется на её глазах , пугая её своей новизной. А так  как Феклуша является «мостиком» между городом Калинов  и окружающим миром, то и жителям  города она утверждает о наступлении  «последних времён».Рассуждения странницы  сочувственно слушает Кабанова и  осознаёт надвигающуюся гибель своего мира. Феклуша становится для неё  вестником перемен, вестником «нового» пути. 
 
 

    3. Тематическое многообразие образа дороги

    в лирике А. С. Пушкина

  1. Мотив дороги в лирике А.С. Пушкина можно рассматривать, учитывая эволюцию творческого метода автора. В ранних произведениях поэта образ дороги испытывает на себе влияние  классицистической поэтики. Это всегда часть статистического пейзажа:

        Плывет  — и бледными лучами

      Предметы  осветила вдруг.

        Аллеи древних лип открылись пред очами,

      Проглянули  и холм и луг.1

      ("Воспоминания  в Царском Селе", 1814. т.3; стр148)

Романтическая дорога связана с мотивами изгнания, бегства. 
Возникает образ одинокого путника, мотив тщетного побега:

    Не  удалось навек оставить

    Мне скучный неподвижный брег,

    Тебя  восторгами поздравить

    И по хребтам твоим направить 

    Мой поэтический побег.

        ("К  морю", 1824. т.2; стр180) 

    В поэме «Цыганы» дорога — вольное  странствие, она символизирует тему свободы.

          Цыганы  шумною толпою

          По  Бесарабии кочуют…

          Как вольность весел их ночлег

          И мирный сон под небесами.

          (т.4; стр. 154)

    Более позднее творчество — господство реализма, дорога 
здесь выступает частью топографического пейзажа:

    От большой дороги справа, 

     Между полем и селом,

    Вам представится дубрава,

    Слева сад и барский  дом.

        ("Если  ехать вам случится...", 1835 т.3; стр.325.)

    II. Чаще всего возникает образ зимней дороги.

    — традиционно сопутствующие ей образы — луна, ямщик, тройка:

    По  дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит...

    ("Зимняя  дорога", 1826. т.2; стр.309)

          Я ехал к вам: живые сны                                                                                                                                     

          За  мной вились толпой игривой,

          И месяц с правой стороны 

          Сопровождал мой бег ретивый.

          ("Приметы", 1829. т.3; стр.105) 

          Мчатся  тучи, вьются тучи;

Информация о работе Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского