Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, реферат
Концепт пути, дороги — это универсалия мировой культуры. В мифопоэтическом представлении пространства центр и путь — оказываются его основными элементами. В славянской и особенно в русской концептуальной и вербальной картинах мира понятия пути, дороги и обозначающий их пласт лексики также занимают весьма важное место.
Введение
Основная часть
Жизнь и творчество Островского А.Н.
Пьеса «Гроза»
Творческая история «Грозы»
Герои
Символы
Образ Феклуши в «Грозе»
Тематическое многообразие образа дороги в лирике Пушкина
Образ дороги в произведениях Гоголя и Некрасова
Путь и дорога русской ментальности и в древних текстах
Заключение
Список использованной литературы
3. В текстах XI-XVII вв. лексема путь по своему семантическому объему значительно превосходит лексему дорога. Последняя употребляется лишь в основном номинативном значении « пространство, по которому совершается перемещение».Но с древнейших времен лексема путь имеет целый блок переносных и символических значений.
4. Символическая
семантика концепта и лексемы
путь в своей основной части усвоена из
христианской традицией и корнями своими
уходит греко-византийскую и иудейскую
древность. Семантическая емкость лексемы
путь особенно отчетлива в переводных
текстах, в которых слово путь выступает
эквивалентом целого ряда греческих слов.
Так в «Повести о Варлааме и Иоасафе» славянское
путь имеет 11 греческих соответствий, среди
которых:
«путь, путешествие, поездка» и «жизненный
путь»; «дорога, тропа» и «путь жизни»;
«путь, орбита» и «передвижение, эволюция»;
«вера, вероисповедание». Именно при переводе
с греческого славянское путь аккумулировало
в себе всю ту семантическую емкость, которую
мы наблюдаем у него в древнеславянских
текстах. Но для осуществления этой семантической
аккумуляции должна была существовать
исконная понятийно-семантическая база.
Религиозно-книжная обобщенность и символика понятия и лексемы путь с незначительными потерями и трансформациями сохранилась до настоящего времени: неисповедимы пути господни, тернистый путь, путь (дорога) на Голгофу, жизненный, исторический путь и т. д. Процессы фразеологизации были, вероятно, основной причиной сохранения особенностей в склонении слова путь. Несмотря на концептуальную близость в современном сознании, историческое развитие понятий и лексем путь и дорога привело к тому, в славянской культурной традиции символика пути связана с христианско-религиозным взглядом на мир, символика дороги — с языческим мировоззрением и мироощущением. Этим обусловлена и сложность гипо- гиперонимических отношений внутри ряда: путь — дорога — стезя — тропа, но наличие устойчивого комплекса путь-дорога заставляет все-таки гиперонимом считать лексему путь.
Мифологема
пути в нашем коллективном сознании,
в языке и речи — огромная тема,
имеющая концептуальное, философское
звучание. Историческое движение нашей
страны в значительной мере обусловлено
реализацией тех сторон концепта пути,
которые наиболее актуальны для коллективного
национального сознания и представляют
собой конгломерат таких составляющих
концепта, как идеализация жертвенного
пути во имя высоких духовных ценностей
в соединении с идеей вечного пути, и дороги
— сферы неустроенности и жизненных превратностей.
Рационально выстроенный, эмоционально
выверенный концепт пути, соответствующий
народной традиции и корректирующий ее
— необходимое условие успешного развития
страны; без концепта пути движение вперед
для России невозможно.
Заключение
Рассматривая образ дороги в русской литературе, мы видим, что писатели и поэты понимают данный образ. В лирике Пушкина романтическая дорога, связана с мотивом изгнания, бегства, отсюда возникают образы, сопутствующие образу дороги - ямщик, луна, тройка. Для Пушкина дорога- символ грусти, тоски, а так же жизненный путь людей. Если рассматривать любовную лирику Пушкина- то дорога, разлука, преследование. Таким образом мотив дороги в творчестве Пушкина достаточно многообразен.
Образ дороги Гоголя и Некрасова направлен на то, чтобы показать жизнь всей Руси. В произведениях Гоголя «Мертвые души» и Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги являются связующей и выполняет роль символа жизненного пути.
Мифологема
пути в нашем коллективном сознании,
в языке и речи — огромная тема,
имеющая концептуальное, философское
звучание. Историческое движение нашей
страны в значительной мере обусловлено
реализацией тех сторон концепта пути,
которые наиболее актуальны для коллективного
национального сознания и представляют
собой конгломерат таких составляющих
концепта, как идеализация жертвенного
пути во имя высоких духовных ценностей
в соединении с идеей вечного пути, и дороги
— сферы неустроенности и жизненных превратностей.
Рационально выстроенный, эмоционально
выверенный концепт пути, соответствующий
народной традиции и корректирующий ее
— необходимое условие успешного развития
страны; без концепта пути движение вперед
для России невозможно.
Список использованной литературы