Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, реферат

Описание

Концепт пути, дороги — это универсалия мировой культуры. В мифопоэтическом представлении пространства центр и путь — оказываются его основными элементами. В славянской и особенно в русской концептуальной и вербальной картинах мира понятия пути, дороги и обозначающий их пласт лексики также занимают весьма важное место.

Содержание

Введение

Основная часть
Жизнь и творчество Островского А.Н.
Пьеса «Гроза»
Творческая история «Грозы»
Герои
Символы
Образ Феклуши в «Грозе»
Тематическое многообразие образа дороги в лирике Пушкина
Образ дороги в произведениях Гоголя и Некрасова
Путь и дорога русской ментальности и в древних текстах

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского.docx

— 78.96 Кб (Скачать документ)

3. В  текстах XI-XVII вв. лексема путь по своему семантическому объему значительно превосходит лексему дорога. Последняя употребляется лишь в основном номинативном значении « пространство, по которому совершается перемещение».Но с древнейших времен лексема путь имеет целый блок переносных и символических значений.

4. Символическая  семантика концепта и лексемы  путь в своей основной части усвоена из христианской традицией и корнями своими уходит греко-византийскую и иудейскую древность. Семантическая емкость лексемы путь особенно отчетлива в переводных текстах, в которых слово путь выступает эквивалентом целого ряда греческих слов. Так в «Повести о Варлааме и Иоасафе» славянское путь имеет 11 греческих соответствий, среди которых: 
«путь, путешествие, поездка» и «жизненный путь»; «дорога, тропа» и «путь жизни»; «путь, орбита» и «передвижение, эволюция»; «вера, вероисповедание». Именно при переводе с греческого славянское путь аккумулировало в себе всю ту семантическую емкость, которую мы наблюдаем у него в древнеславянских текстах. Но для осуществления этой семантической аккумуляции должна была существовать исконная понятийно-семантическая база.

Религиозно-книжная  обобщенность и символика понятия  и лексемы путь с незначительными потерями и трансформациями сохранилась до настоящего времени: неисповедимы пути господни, тернистый путь, путь (дорога) на Голгофу, жизненный, исторический путь и т. д. Процессы фразеологизации были, вероятно, основной причиной сохранения особенностей в склонении слова путь. Несмотря на концептуальную близость в современном сознании, историческое развитие понятий и лексем путь и дорога привело к тому, в славянской культурной традиции символика пути связана с христианско-религиозным взглядом на мир, символика дороги — с языческим мировоззрением и мироощущением. Этим обусловлена и сложность гипо- гиперонимических отношений внутри ряда: путь — дорога — стезя — тропа, но наличие устойчивого комплекса путь-дорога заставляет все-таки гиперонимом считать лексему путь.

Мифологема  пути в нашем коллективном сознании, в языке и речи — огромная тема, имеющая концептуальное, философское  звучание.     Историческое движение нашей страны в значительной мере обусловлено реализацией тех сторон концепта пути, которые наиболее актуальны для коллективного национального сознания и представляют собой конгломерат таких составляющих концепта, как идеализация жертвенного пути во имя высоких духовных ценностей в соединении с идеей вечного пути, и дороги — сферы неустроенности и жизненных превратностей. Рационально выстроенный, эмоционально выверенный концепт пути, соответствующий народной традиции и корректирующий ее — необходимое условие успешного развития страны; без концепта пути движение вперед для России невозможно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Рассматривая  образ дороги в русской литературе, мы видим, что писатели и поэты  понимают данный образ. В лирике Пушкина  романтическая дорога, связана с  мотивом изгнания, бегства, отсюда возникают  образы, сопутствующие образу дороги - ямщик, луна, тройка. Для Пушкина  дорога- символ грусти, тоски, а так  же жизненный путь людей. Если рассматривать  любовную лирику Пушкина- то дорога, разлука, преследование. Таким образом мотив дороги в творчестве Пушкина достаточно многообразен.

    Образ дороги Гоголя и Некрасова направлен  на то, чтобы показать жизнь всей Руси. В произведениях Гоголя «Мертвые души» и Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги являются связующей и выполняет роль символа  жизненного пути.

Мифологема  пути в нашем коллективном сознании, в языке и речи — огромная тема, имеющая концептуальное, философское  звучание.     Историческое движение нашей страны в значительной мере обусловлено реализацией тех сторон концепта пути, которые наиболее актуальны для коллективного национального сознания и представляют собой конгломерат таких составляющих концепта, как идеализация жертвенного пути во имя высоких духовных ценностей в соединении с идеей вечного пути, и дороги — сферы неустроенности и жизненных превратностей. Рационально выстроенный, эмоционально выверенный концепт пути, соответствующий народной традиции и корректирующий ее — необходимое условие успешного развития страны; без концепта пути движение вперед для России невозможно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Азарова Н.М.  Текст. Пособие по русской литературе ХIХ века. М., Прометей. 2000 г.
  2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830) М., 1967 г.
  3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974 г.
  4. Гоголь Н.В. «Мертвые души». М.,1985 г.
  5. Гус М. Живая Россия и  «Мертвые души». М., 1981 г.
  6. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.,1995 г.
  7. Манн Ю.В В поисках живой души. М., 1987 г.
  8. Набоков В. Лекции по русской литературе/ Пер. с англ. М., 1996 г.
  9. Храпченко М.Б.   Н.В. Гоголь.  Литературный путь «Величие писателя». М., 1984 г.
  10. Пушкин А.С. Собраний сочинений в 10 т. ( т. 1,2,3). М., 1990г.
  11. Степанов Н.А. Лирика Пушкина. М., 1959 г.
  12. Скатов Н.Н. Русский гений. М., 1987г.
  13. Топоров В.Н. Пространство и текст.  Текст: семантика и структура. М., 1983.
  14. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. М., 1997г.

Информация о работе Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского