Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, реферат

Описание

Концепт пути, дороги — это универсалия мировой культуры. В мифопоэтическом представлении пространства центр и путь — оказываются его основными элементами. В славянской и особенно в русской концептуальной и вербальной картинах мира понятия пути, дороги и обозначающий их пласт лексики также занимают весьма важное место.

Содержание

Введение

Основная часть
Жизнь и творчество Островского А.Н.
Пьеса «Гроза»
Творческая история «Грозы»
Герои
Символы
Образ Феклуши в «Грозе»
Тематическое многообразие образа дороги в лирике Пушкина
Образ дороги в произведениях Гоголя и Некрасова
Путь и дорога русской ментальности и в древних текстах

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского.docx

— 78.96 Кб (Скачать документ)

          Невидимкою  луна

          Освещает  снег летучий;

          Мутно небо, ночь мутна.

          ("Бесы", 1830. т.3; стр. 167)

    - динамика этого зимнего пейзажа подчеркивается размером — хореем:

          В поле чистом серебрится

          Снег  волнистый и рябой.

          Светит  месяц, тройка мчится

          По  дороге столбовой.

        ("Бесы", 1830. т.3; стр.167)

зимняя ночная дорога сопровождается мотивами грусти, тоски, тайны, блужданий:

         Грустно, Нина: путь мой скучен,

           Дремля смолкнул мой ямщик, 

         Колокольчик однозвучен,

         Отуманен  лунный лик.

         ("Зимняя  дорога", 1826. т.2; стр.309)

дорога может сопровождаться предчувствиями, ожиданием:

          Глядишь в забытые вороты

          На  черный отдаленный путь;

            Тоска, предчувствия, заботы

            Теснят твою всечасно грудь.

          ("Няне", 1826. т.2; стр. 315)

—   ночной буран, метель встречаются на дороге как знак неизвестности, неясности будущего:

    Сил нам нет кружиться доле, Колокольчик  вдруг умолк; Кони стали... «Что там  в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?»

("Бесы", 1830. т.3; стр.167)

Буран может быть знаком изменений в  судьбе героя.

В «Метели»: «ветер дул навстречу, как будто  силясь остановить молодую преступницу» - дорога становится участницей событий.

(т.4; стр.79)

    III. Дорога — это «карнавальное пространство» (термин М.Бахтина), и на ней можно встретить кого угодно:

    —   путника:

          Иль путник в домик мой 

          Пришел  искать ночлега,

          Дорожною  клюкой

            В калитку постучится...

          ("Городок", 1815. т.1; стр.83)

—  нечистую силу: 

          В мутной месяца игре

            Закружились  бесы разны, 

          Будто листья в ноябре...

          ("Бесы", 1830.т.3; стр.167)

кудесника:

          Из  темного леса навстречу ему 

          Идет  вдохновенный кудесник...

          ("Песнь  о вещем Олеге", 1822.т.2; стр.100)

—  Деву Марию:

          Путешествуя в Женеву,

          На  дороге у креста

            Видел он Марию-деву...

          ("Жил  на свете рыцарь  бедный...", 1829.т.3; стр.113)

    IV. Философское осмысление дороги.

— В  основе философского осмысления дороги в лирике А.С. Пушкина — метафора: дорога, путь — жизненный путь. «Телега  жизни» строится на метафорическом ряду: дорога - судьба, телега — жизнь, ямщик  — время:

          Хоть  тяжело подчас в ней бремя,

            Телега на ходу легка; 

          Ямщик лихой, седое время,

          Везет, не слезет с облучка.

          ("Телега  жизни", 1823. т.2; стр.148)

—  Дорога-судьба у каждого человека своя:

          Нам разный путь судьбой назначен строгой;

          Ступая  в жизнь, мы быстро разошлись:

          Но  невзначай проселочной дорогой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

          Мы  встретились и братски обнялись.

            ("19 октября", 1825. т.2; стр.244) 

          Разлука ждет нас у порогу,

          Зовет нас дальний света шум,

          И каждый смотрит на дорогу

            С волненьем гордых, юных дум. 

          ("Товарищам", 1817. т.1; стр.228)

    V. Дорога предполагает выбор, поэтому лирический герой может оказаться на перепутье:

          Духовной  жаждою томим,

          В пустыне мрачной я влачился,

          И шестикрылый серафим 

          На  перепутье мне явился...

            ("Пророк", 1826. т.2; стр. 304)

— на перепутье  оказывались фольклорные персонажи, традиционный выбор одной из трех дорог предлагается и героям стихотворения «Будрыс и его сыновья» (1833. т3; стр.241):

          Нынче сам я не еду, вас я шлю на победу,

          Трое  вас, вот и три вам дороги.

    VI. «Персонажи дороги» — путник, странник, путешественник, паломник:

          И путник усталый на Бога роптал:

          Он  жаждой томился и тени алкал.

          ("Подражания  Корану", 1824. т.2; стр.188) 

          Младой  еврей встает и дверь 

          С недоуменьем отворяет —

          И входит незнакомый странник.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

          В его руке дорожный посох.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

          ("В  еврейской хижине  лампада...", 1826. т.2; стр.310)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    VII. Когда мечтой Пушкина становятся дом' и семья, в образе дороги начинают преобладать мотивы одиночества и неприкаянности. Дорога — антитеза семье. Дорога, динамика противопоставлены семье — покою и неизменности:

          Не  в наследственной берлоге,

          Не  средь отческих могил,

          На  большой мне, знать,

            дороге Умереть господь судил...

          ("Дорожные  жалобы", 1829. т.3; стр.121)

    —  Дорога ведет обратно в семейное гнездо:

          Где в гору подымается дорога,

          Изрытая дождями, три сосны стоят...

          ...По  той дороге 

          Теперь  поехал я и пред собою 

          Увидел  их опять.

          ("Вновь  я посетил...", 1835. т.3; стр.313)

    Возникает мотив возвращения блудного сына, как в «Станционном смотрителе».

    VIII. В любовной лирике дорога — это разлука или преследование:

          За  нею по наклону гор

            Я шел дорогой неизвестной, 

          И примечал мой робкий взор

            Следы ноги ее прелестной.

          ("Таврида", 1822.т.2; стр103)

    —     Путешествие иногда способно вылечить от любви, от страсти:

    Скажите: в странствиях умрет ли страсть  моя?

    ("Поедем, я готов; куда  бы вы, друзья...", 1829. т.3; стр.129)

    IX. Поэтическая дорога как символ свободы:

          Ты  царь: живи один.

            Дорогою свободной 

          Иди, куда влечет тебя свободный ум...

          ("Поэту", 1830.. т.3; стр.165)

      X.  Мотив дороги соотносится у Пушкина, как впоследствии и у Гоголя, с темой Родины:

          Что-то слышится родное

            В долгих песнях ямщика:

          То  разгулье удалое,

          То  сердечная тоска...

          Ни  огня, ни черной хаты...

            Глушь и снег...

          Навстречу мне

          Только  версты полосаты

          Попадаются  одне.

          ("Зимняя  дорога", 1826. т.2; стр.309)

    XI. Передвижения героев занимают также большое место в «Евгении

    Онегине».

    1.   Они связаны с художественным  временем романа.

    —  В Петербурге время течет быстро, это подчеркивается динамизмом

    1- ой главы: «летя в пыли на почтовых», «К Talon помчался он...» или:

          Мы  лучше поспешим на бал,

          Куда  стремглав в ямской карете

            Уж мой Онегин поскакал.

Информация о работе Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского