Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, реферат
Концепт пути, дороги — это универсалия мировой культуры. В мифопоэтическом представлении пространства центр и путь — оказываются его основными элементами. В славянской и особенно в русской концептуальной и вербальной картинах мира понятия пути, дороги и обозначающий их пласт лексики также занимают весьма важное место.
Введение
Основная часть
Жизнь и творчество Островского А.Н.
Пьеса «Гроза»
Творческая история «Грозы»
Герои
Символы
Образ Феклуши в «Грозе»
Тематическое многообразие образа дороги в лирике Пушкина
Образ дороги в произведениях Гоголя и Некрасова
Путь и дорога русской ментальности и в древних текстах
Заключение
Список использованной литературы
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
("Бесы", 1830. т.3; стр. 167)
- динамика этого зимнего пейзажа подчеркивается размером — хореем:
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой.
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
("Бесы", 1830. т.3; стр.167)
— зимняя ночная дорога сопровождается мотивами грусти, тоски, тайны, блужданий:
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
("Зимняя дорога", 1826. т.2; стр.309)
— дорога может сопровождаться предчувствиями, ожиданием:
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
("Няне", 1826. т.2; стр. 315)
— ночной буран, метель встречаются на дороге как знак неизвестности, неясности будущего:
Сил нам нет кружиться доле, Колокольчик вдруг умолк; Кони стали... «Что там в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?»
("Бесы", 1830. т.3; стр.167)
Буран может быть знаком изменений в судьбе героя.
В «Метели»: «ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу» - дорога становится участницей событий.
(т.4; стр.79)
III. Дорога — это «карнавальное пространство» (термин М.Бахтина), и на ней можно встретить кого угодно:
— путника:
Иль путник в домик мой
Пришел искать ночлега,
Дорожною клюкой
В калитку постучится...
("Городок", 1815. т.1; стр.83)
— нечистую силу:
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
("Бесы", 1830.т.3; стр.167)
— кудесника:
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник...
("Песнь о вещем Олеге", 1822.т.2; стр.100)
— Деву Марию:
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию-деву...
("Жил на свете рыцарь бедный...", 1829.т.3; стр.113)
IV. Философское осмысление дороги.
— В основе философского осмысления дороги в лирике А.С. Пушкина — метафора: дорога, путь — жизненный путь. «Телега жизни» строится на метафорическом ряду: дорога - судьба, телега — жизнь, ямщик — время:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
("Телега жизни", 1823. т.2; стр.148)
— Дорога-судьба у каждого человека своя:
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но
невзначай проселочной дорогой
Мы
встретились и братски
("19 октября", 1825.
т.2; стр.244)
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
("Товарищам", 1817. т.1; стр.228)
V. Дорога предполагает выбор, поэтому лирический герой может оказаться на перепутье:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
("Пророк", 1826. т.2; стр. 304)
— на перепутье
оказывались фольклорные
Нынче сам я не еду, вас я шлю на победу,
Трое вас, вот и три вам дороги.
VI. «Персонажи дороги» — путник, странник, путешественник, паломник:
И путник усталый на Бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
("Подражания
Корану", 1824. т.2; стр.188)
Младой еврей встает и дверь
С недоуменьем отворяет —
И
входит незнакомый странник.
В
его руке дорожный посох.
("В
еврейской хижине
лампада...", 1826. т.2;
стр.310)
VII. Когда мечтой Пушкина становятся дом' и семья, в образе дороги начинают преобладать мотивы одиночества и неприкаянности. Дорога — антитеза семье. Дорога, динамика противопоставлены семье — покою и неизменности:
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать,
дороге Умереть господь судил..
("Дорожные жалобы", 1829. т.3; стр.121)
— Дорога ведет обратно в семейное гнездо:
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны стоят...
...По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять.
("Вновь я посетил...", 1835. т.3; стр.313)
Возникает мотив возвращения блудного сына, как в «Станционном смотрителе».
VIII. В любовной лирике дорога — это разлука или преследование:
За нею по наклону гор
Я шел дорогой неизвестной,
И примечал мой робкий взор
Следы ноги ее прелестной.
("Таврида", 1822.т.2; стр103)
— Путешествие иногда способно вылечить от любви, от страсти:
Скажите: в странствиях умрет ли страсть моя?
("Поедем, я готов; куда бы вы, друзья...", 1829. т.3; стр.129)
IX. Поэтическая дорога как символ свободы:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум...
("Поэту", 1830.. т.3; стр.165)
X. Мотив дороги соотносится у Пушкина, как впоследствии и у Гоголя, с темой Родины:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег...
Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
("Зимняя дорога", 1826. т.2; стр.309)
XI. Передвижения героев занимают также большое место в «Евгении
Онегине».
1. Они связаны с художественным временем романа.
— В Петербурге время течет быстро, это подчеркивается динамизмом
1- ой главы: «летя в пыли на почтовых», «К Talon помчался он...» или:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.