Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:49, доклад
Лтературный язык-одна из форм национальной культуры, поэтому изучение становления литературного языка невозможно без учета изменений в общественно-экономической жизни России, вне связи с историей науки, искусства, литературы, историей общественной мысли в нашей стране. Само понятие «литературный язык» исторически изменчиво.
Периодизация ИРЛЯ
Русский литературный язык Киевской Руси
Нормы русского литературного языка ХI-ХII веков
Русский литературный язык эпохи феодальной раробленности (конец ХII – вторая половина ХIV века)
Русский литературный язык Московского государства (вторая половина ХIV – середина ХVII столетия)
Нормы русского литературного языка Московского государства
Русский литературный язык эпохи нации
Русский литературный язык второй половины ХVII века
4.Периодизация
истории рус. литерат.
яз.
Лтерат.яз.-одна
из форм национальной культуры, поэтому
изучение становления литер.яз.
А.А.Шахматов в «Очерке основн.моментов развития рус.лит.яз до 19в.» и ряде др.работ рассматривает 3 периода в истории книжн.литер.яз: 11-14вв.-древнейший; 14-17вв.-переходный; 17-19вв.-новый (завершение процесса русификации церковно-слав.яз.,сближение книжного литерат.яз и «наречия г.Москвы»).
В наше время единой, принятой всеми лингвистами периодизации ирля нет, но все исследователи в построении периодизации учит-т социально-историч.и культурно-общественные условия развития яз.
В основе периодизации ирля Якубинского, Виноградова, Винокура, Ларина, Горшкова, Сорокина и др.лингвистов лежат наблюдения над нормами рус.лит.яз, его отношением к старой литературно-языковой традиции, к общенародному яз и диалектам , учет общественных функций и сфер применения рус.лит.яз.
В связи с этим большинство лингвистов выделяют 4 периода в ирля: 1)литерат.яз.древнерусской народности, или литер. яз. Киевского гос-ва (11-13вв.), 2) литер.яз. великорусской народности, или литер.яз. Московского гос-ва (14-17вв.), 3) литер.яз. периода формирования рус.нации (17-перв.четверть 19в.), 4) современный русский литерат.яз.
Виноградов на основании принципиальных различий литературных языков в донациональную и национальную эпоху считал необходимым разграничивать 2 периода: I донациональный период (10-сер. 17в.), II национальный период (с сер.17в. до наст.времени). Донациональный период делится на 1) ЛЯ древнерусской народности (10-нач.12в) – образование и первоначальное развитие двух типов языка – книжно-славянского и народно-литературного; главная черта – взаимодействие и взаимовлияние древнерусских и старославянских элементов; 2) ЛЯ периода феодальной раздробленности (сер 12 – нач 14в.) – появление и усиление диалектных характерных черт, их проникновение в деловую письменность и другие жанры литературного типа. Национальный период делится на: 1) начальный период формирования русской нации и русского национального языка ( сер. 17 – сер. 19в) – язык народностей превращается в язык нации, тенденция к демократизации труда; возникает новая система, основанная на противопоставлении 2ух стилей: высокого и простого (низкого), главная роль в этот период принадлежит художественной лит-ре; 2) ЛЯ русской нации (2 пол 19в – нач. 20в.) – на первый план выдвигается научно-публицистический стиль; 3) РЛЯ на 20в – до наших дней – появляются новые общественные функции у ЛЯ: а) ЛЯ становится средством межнационального общения, б) функция мирового языка; значительные изменения произошли в семантической системе РЯ, а также стилистическое богатство РЯ в эту эпоху. Религиозный стиль и рекламный стиль считают подстилями публицистического.
Периодизация ИРЛЯ:
1. Древнерусский («киевский»): XI-XIV вв – начальный.
2. «Московский»: кон. XIV-XVI вв (старорусский) – возрождение старых традиций. Второе южнославянское влияние (1-е: у славян и болгар взяли книги)
3. XVII в.
– создание современной
4. Перелом,
новое отношение к языку
5. Ломоносовский период (сер. XVIII в.)
6. Екатерининский (кон. XVIII – нач. XX в.)
7. Пушкинский: период создания современного русского лит. языка.
8. XIX в. – золотой век русского лит. языка.
9. Лит. язык начала XX века: перелом языка, «серебряный век» (1900-е-10-е годы)
10. Советский период:
– 1917-20-е годы – меняется идеографическая сетка. В сам язык активно вторгается политика. Но это все не очень повлияло на изменения языка. Продолжение традиций нач. XX века с идеалогизацией.
– Сталинский период (1930-50-е годы). Своеобразное «ретро», возвращение к 19-му веку.
– 60-70-е – «оттепель» и «застой».
– с 80-х до сего времени.
Или:
1. Яз сит Др. Руси (11 – сер. 14 вв):
а) Киевск Русь (11-12 в);
б) Яз сит периода феод раздробл (13-сер 14 в).
2. Яз сит Моск Руси (кон 14-сер 17 вв).
3. Яз сит 2 пол 17 в.
4. Яз сит Петр эпохи (кон 17 – 30-е гг 18 в).
5. Яз сит сер 18 в (40-70-е гг) – ломонос пер
6. Яз сит посл трети 18 в – карамзинский пер.
7. Яз
сит перв трети 19 в – пушк
пер.
Периодизация русского литературного языка
Студенту
необходимо усвоить понятие
лингвистических (экстралингвистических) критериев периодизации и уметь
показать связь истории литературного языка с основными историко-
социальными и историко-культурными событиями в развитии народности и
нации (например, крещение Руси, централизация Московского государства,
Петровские реформы и т.д., а также деятельность Ивана Федорова, появ-
ление первых славянских грамматик, книжная ˝справа˝ патриарха Никона,
направленная на ˝нормализацию˝ книжных текстов, и др.). Тема включает
знание критики Н.А.Мещерским периодизации, данной А.И.Горшковым, за
излишнюю дробность и механистичность, а также ˝недоучет˝ связи истории
языка с историей
народа.
В
донациональном периоде
1.
Литературный язык Киевской
2.
Литературный язык периода
дина ХII – конец ХIV века).
3.
Литературный язык
дарства (конец ХIV – середина ХVII в.).
В
национальном периоде
1.
Формирование русского
дина ХVII в. – до Пушкина):
а)
Деятельность авторов
кума (вторая половина ХVII в.).
б) Литературный язык Петровской эпохи.
в)
Литературный язык середины
тельность А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского. Лингвистические взгляды
М.В.Ломоносова, его стилистическая теория, отражение ее в ˝Российской
грамматике˝.
г)
Литературный язык второй
Н.И.Новиков. А.Н.Радищев, Г.Р.Державин, Д.И. Фонвизин.
д)
Литературный язык
ков, декабристы, И.А.Крылов, А.С.Грибоедов. Словарь Академии Российской.
2.
Формирование русского
на до Горького˝:
а) Языковая реформа А.С.Пушкина, создание им полифункциональ-
ного языка на народной основе.
б)
Русский литературный язык второй половины
ХIХ века.
3.
Русский литературный язык ХХ-
ний. Иноязычные заимствования, технизация. Актуальные проблемы со-
временной нормы.
Происхождение русского
Один из самых главных и сложных теоретических вопросов, который
до сих пор остается дискуссионным и требует особого внимания при его
рассмотрении, а также знания существующих точек зрения, в том числе –
историко-лингвистических концепций, появившихся в русской филологии
ХIХ века (А.С.Шишков, А.Х.Востоков, К.С.Аксаков, И.И.Срезневский и др.).
Суть дискуссии - какой язык: собственно русский (восточнославянский)
или старославянский явился основой русского литературного языка. Сту-
денты должны иметь представление об основных традиционных и со-
временных концепциях по данному вопросу. Традиционные концепции
связаны с именами А.А.Шахматова, С.П.Обнорского, В.В.Виноградова.
А.А.Шахматов
выступил с утверждением
неболгарской) основы, перенесенной на русскую почву, восточнославян-
ские элементы были внесены в ходе его постепенного ˝обрусения˝, асси-
миляции, в результате чего церковнославянский потерял свое ˝ино-
земное обличие˝ и русские люди стали обращаться с ним ˝как со своим
достоянием˝. Недостатком этой теории была ее априорность – от-
сутствие фактического материала, подтверждающего теоретические по-
сылки, механистичность, признание двуязычия.
Противоположная точка зрения - у С.П.Обнорского, который, изучая
специфику языка ˝Русской правды˝, а впоследствии – ˝Слова о полку
Игореве˝, ˝Моления Даниила Заточника˝, ˝Поучения Владимира Монома-
ха˝, пришел к выводу об исконно русской, восточнославянской основе
русского литературного языка, который был чужд ˝каких бы то ни было
воздействий со
стороны болгаровизантийской
ности была подтверждена конкретными данными, полученными в резуль-
тате лингвистического исследования древнерусских текстов делового и
собственно литературного стилей. Однако тенденциозный подбор памят-
ников, а также недооценка роли церковнославянизмов (идея более позд-
него их воздействия)
плюс ряд неточностей в
ских черт языка восточных славян сделали эту теорию несостоятельной.
Третья традиционная точка зрения - теория В.В.Виноградова, вы-
двинутая им впервые на IV съезде славистов в 1958 году, о двух типах
литературного языка: книжно-славянском и народно-литературном, каж-
дый из которых обладает своей стилистической дифференциацией, они
взаимодействуют друг с другом, имеют свою периодизацию. Развитие
этих типов продолжается до середины ХVIII века, а затем они ˝рас-
творяются в системе трех стилей русского литературного языка˝. Гипоте-
за В.В.Виноградова приобрела наибольшую популярность, она отражена
во многих монографиях, учебниках и учебных пособиях по истории рус-
ского литературного языка. Вместе с тем, она не может быть принята в
силу целого
ряда причин: указание на самостоятельность
исторического
развития каждого из типов неизбежно приводит к признанию двуязычия;
само понятие ˝типа˝ у В.В.Виноградова расплывчато, неопределенно и
непоследовательно.
Студенту рекомендуется познакомиться с источниками, отражающи-
ми ту или иную точку зрения ученых, критически оценить каждую из них,
указать на их плюсы и минусы и то общее, что их объединяет.
Современные
концепции – амальгамная
Информация о работе Периодизация истории русского литературного языка