Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа
Жан Батист Мольер – великий французский драматург XVII столетия. Он является создателем жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Его произведения популярны и по сей день, несмотря на то, что прошло более трехсот лет с момента их создания. Имена его героев стали нарицательными, проблемы, рассматриваемые в пьесах свойственны и современному обществу, именно поэтому его комедии вот уже три столетия не сходят со сцен лучших театров мира.
Данная курсовая работа представляет собой исследование проблемы художественного метода и комедийного мастерства Мольера на примере пьесы «Мещанин во дворянстве».
Введение 3
Глава 1. Творчество Мольера в контексте литературы классицизма
1.1. Классицизм как художественный метод 6
1.2. Жизненный и творческий путь Мольера 16
Глава 2. Проблема художественного метода и комедийного мастерства в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
2.1. Особенности воплощения художественного метода в комедии 25
2.2. Комедийное мастерство Мольера 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ТЕОРИЯ
И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
И КУЛЬТУР»
ТЕМА:
«ПРОБЛЕМА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА
И КОМЕДИЙНОГО МАСТЕРСТВА
В КОМЕДИИ «МЕЩАНИН
ВО ДВОРЯНСТВЕ» Ж. Б.
МОЛЬЕРА»
Выполнила:
студентка:
Гойнова Елена
Александровна,
группа
0781(б)
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент кафедры лингвистики и МК,
Гришенкова
Татьяна
Федоровна
Сургут
2010
Содержание
Введение
Глава 1. Творчество Мольера в контексте литературы классицизма
1.1.
Классицизм как художественный метод
1.2.
Жизненный и творческий путь Мольера
Глава 2. Проблема
художественного метода и комедийного
мастерства в комедии
Мольера «Мещанин во дворянстве»
2.1.
Особенности воплощения художественного
метода в комедии
2.2.
Комедийное мастерство Мольера
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Жан Батист Мольер – великий французский драматург XVII столетия. Он является создателем жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Его произведения популярны и по сей день, несмотря на то, что прошло более трехсот лет с момента их создания. Имена его героев стали нарицательными, проблемы, рассматриваемые в пьесах свойственны и современному обществу, именно поэтому его комедии вот уже три столетия не сходят со сцен лучших театров мира.
Данная курсовая работа представляет собой исследование проблемы художественного метода и комедийного мастерства Мольера на примере пьесы «Мещанин во дворянстве».
Мольер внес огромный вклад в развитие мировой литературы, его творчество стало своеобразным мостиком между двух великих эпох – Ренессанса и Просвещения, именно поэтому исследование его произведений было и остается популярным. Анализом его творчества занимались такие великие литературоведы как Д. Д. Обломиевский, Г. Н. Бояджиев, и многие другие.
Исследование этой темы является актуальным, потому как классицизм (художественный метод Мольера) – это необходимая историческая стадия социального развития любой национальной культуры при том, что классицистическую стадию разные национальные культуры проходят в разное время. Именно поэтому тема требует глубокого исследования и анализа, для понимания развития нашего общества необходимо понимание стадий его развития.
Материалом исследования послужили тексты Мольера, работы Д. Обломиевского «Французский классицизм», Г. Бояджиева «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров» и некоторые другие.
Объектом нашего исследования является проблема художественного метода (классицизма) и комедийное мастерство Жана Батиста Мольера.
Предметом исследования служит комедия Мольера «Мещанин во дворянстве», одна из лучших его комедий, в которой наиболее ярко просматривается мастерство автора и уникальность его метода.
Мы обратились к подобного
рода работе с целью исследования
художественного метода классицизма и
выявления особенностей комедийного мастерства
Мольера, при этом поставив перед собой
ряд задач:
Теоретическое значение работы заключается в объединении достаточно большого количества изученного нами материала, выявления наиболее четкой и понятной информации о классицизме как художественном методе.
Практическое
значение работы заключается в возможности
использования изученного и скомбинированного
материала при изучении истории зарубежной
литературы в общеобразовательных школах
и высших учебных заведениях.
Структура
работы сформирована исходя из поставленных
задач. Она включает в себя введение, основную
часть, состоящую из двух глав, заключение
и список используемой литературы.
Глава первая посвящена исследованию жизненного и творческого пути Мольера, а также классицизму как художественному методу.
Во
второй главе производится анализ
особенностей воплощения классицистического
метода в комедии «Мещанин во дворянстве»
и особенностей жанра комедии у Мольера.
В заключении подводятся итоги осуществленного исследования и делаются выводы.
Глава 1. Творчество
Мольера в контексте
литературы классицизма
1.1. Классицизм как художественный метод
«Художественный метод - исторически обусловленный, специфический способ отражения бытия, реальности и выражения эстетических отношений человека к миру, способ осмысления и переработки действительности в образы искусства. Художественный метод является средством воплощения и утверждения определенного эстетического идеала»[9]. Характер и направление того или иного художественного метода, способность и возможность отразить, применяя его, в художественных образах жизнь людей, взаимоотношения личности и общества зависят от социально-политических и духовных условий развития человечества в каждый данный исторический момент, от объективной роли того или иного класса в жизни общества. Всякий художественный метод находится в тесной связи с мировоззрением, которое оказывает положительное или отрицательное воздействие на художественное творчество.
Во-первых, классицизм — это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов (иногда его еще обозначают терминами «направление» и «стиль»), то есть понятие классицизма как творческого метода предполагает своим содержанием исторически обусловленный способ эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах: картина мира и концепция личности, наиболее общие для массового эстетического сознания данной исторической эпохи, находят свое воплощение в представлениях о сути словесного искусства, его отношениях с реальностью, его собственных внутренних законах.
Во-вторых, классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях. Наиболее распространенное исследовательское убеждение (исследование Обломиевского) связывает классицизм с историческими условиями перехода от феодальной раздробленности к единой национально-территориальной государственности, в формировании которой централизующая роль принадлежит абсолютной монархии. Это — необходимая историческая стадия социального развития, поэтому классицизм — это органичная стадия развития любой национальной культуры при том, что классицистическую стадию разные национальные культуры проходят в разное время, в силу индивидуальности национального варианта становления общей социальной модели централизованного государства.
Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Непререкаемым образцом искусства классицизма является Античность. Возвращаются представления о прекрасном как о разумном, гармоничном и упорядоченном. Главное – это рациональное начало, а чувства должны подчиняться разуму и быть сдержанными и величавыми. Характерное для классицизма обобщение выражается в соединении всех частей целого, не теряющих при этом и своего самостоятельного значения.
Дисциплинирующим началом является разум: именно он печется об общей гармонии и равновесии целого. Главными становятся такие моральные качества, как чувство общественного долга и добродетель. Именно конфликт между чувством и разумом, гражданским долгом и природными потребностями человека составляет содержание классицизма. Классицизм – это героический стиль, ибо пафос его составляет самопожертвование во имя общественного долга.
Наступившая во второй половине XVIII в. эпоха Просвещения обусловливает новые взгляды на научные и философские знания, на религию, общество, государство, и, наконец, рождается новое понимание самого человека, идущее от веры в возможность изменения его к лучшему в результате воспитания, а также рациональной перестройки политических и социальных норм. Появляются концепции идеального общества, в котором торжествуют добродетели, а вся жизнь исполнена вселенского счастья. Эта идеальная атмосфера отчасти воссоздавалась искусством, представляющим мир наполненным высоким героическим пафосом.
К чертам классицизма можно отнести:
Хронологические рамки
существования классицизма в
разных европейских культурах
Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались объективными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения – плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности и знания правил вкуса. Таким образом, классицисты сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым философский рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596-1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически переходя от известного к неизвестному, не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.