Проблема художественного метода и комедийного мастерства в комедии "Мещанин во дворянстве"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

Жан Батист Мольер – великий французский драматург XVII столетия. Он является создателем жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Его произведения популярны и по сей день, несмотря на то, что прошло более трехсот лет с момента их создания. Имена его героев стали нарицательными, проблемы, рассматриваемые в пьесах свойственны и современному обществу, именно поэтому его комедии вот уже три столетия не сходят со сцен лучших театров мира.
Данная курсовая работа представляет собой исследование проблемы художественного метода и комедийного мастерства Мольера на примере пьесы «Мещанин во дворянстве».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Творчество Мольера в контексте литературы классицизма
1.1. Классицизм как художественный метод 6
1.2. Жизненный и творческий путь Мольера 16
Глава 2. Проблема художественного метода и комедийного мастерства в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
2.1. Особенности воплощения художественного метода в комедии 25
2.2. Комедийное мастерство Мольера 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА И КОМЕДИЙНОГО МАСТЕРСТВА В КОМЕДИИ «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ» Ж. Б. МОЛЬЕРА.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

        Хрестоматийной стала  сцена с учителем философии. В  ходе этой беседы выясняется, что философу, тут, собственно, делать  нечего — не тот ученик, чтобы ему можно было излагать, хотя бы популярно, логику или этику — Журден хочет ограничиться  элементами правописания. («Г-н Журден. А я ведь ничему и не учился и вот все ж таки придумал в один миг»[6, 401]). И вся эта пестрая забавная вереница  сцен, когда Журден пытается пройти ускоренный курс обучения, предстает как живописный карнавал.

        Бросается  в глаза  несообразность  и   нелепица   подобного «расписания уроков», когда один учитель быстро сменяет другого и сюда же еще вклинивается портной (одеваться Журден тоже учится). Перед нами не просто заостренное, преувеличенное изображение тщеславных попыток Журдена научиться всему сразу. И мы словно уже не в театре, а в цирке, с той разницей, что не клоун смешит всех, а все смеются над незадачливым героем, и сам он по глупости и самонадеянности играет шутовскую роль.

        Можно сказать, что  игра лежит в основе всей интриги, всего развития сюжета в этой комедии. Речь идет не об игре актеров, исполняющих те или иные роли (это относится к любой пьесе). Здесь именно герои комедии сами играют какие-то роли. Если мещанин Журден тщится сыграть роль дворянина, то граф и маркиза ему подыгрывают, притворяются, обманывают его, играют именно ту роль, которую им навязывает Журден (ему хочется, чтобы граф держался с ним на равных, чтобы маркиза проявляла к нему симпатию.)

        Г-жа Журден и Люсиль сначала ведут себя согласно своим взглядам на жизнь, опираясь на здравый смысл, отвергают, высмеивают причуды Журдена, но потом, для пользы его самого и всей семьи, тоже включаются в игру — без игры им бы не переспорить Журдена. Составной частью игры является балет.

        «Мещанина во дворянстве»  часто рассматривают как особую  жанровую разновидность мольеровской комедии — это комедия-балет. Поистине поразительно искусство драматурга, сделавшего балет органической частью всего сюжета. Именно потому, что  Журден воспринимал только внешние показные стороны того, что он считал дворянской культурой, сцену одевания Журдена драматург представил как яркое зрелище, как балетный номер. Балетный финал так же органически завершал историю Журдена, который так рвался к переодеванию, к тому, чтобы играть другую роль в обществе. Энергичный слуга Клеонта Ковьель остроумно использовал эту страсть Журдена, чтобы подготовить и разыграть спектакль с посвящением в мамамуши, и таким путем обеспечил счастье двух молодых людей, браку которых препятствовал Журден. («Ковель. Благодарю вас, сударь. (В сторону.) Ну уж другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!»[6, 451]). 

        В балетный маскарад блистательно завершил все сюжетные линии комедии, «игра» окончена. Побеждает здравый смысл. Все участники «игры» обретают свое реальное положение в обществе. Можно предполагать, что отрезвеет и сам Журден. Таким образом, игра стала важнейшим принципом в построении действия; «игровой» колорит как раз и отличает «Мещанина во дворянстве» от бытовой комедии.

 

Заключение 

        Данная курсовая работа была проведена с целью  исследования художественного метода классицизма и комедийного мастерства Мольера в пьесе «Мещанин во дворянстве». В ходе исследования мы выяснили, что Мольер являлся классицистом, который не боялся отступить от рамок и границ метода, ради достижения художественных целей, для его творчества было важным донести до зрителей проблемы современности, высмеять пороки общества того времени.

        В ходе решения поставленных задач мы пришли к следующим выводам:

    • Классицизм является наиболее канонизированным художественным методом, но это не помешало Мольеру нарушить рамки, для донесения сути проблем до современников и читателей, и зрителей следующих поколений.
    • Жизненный путь непосредственно повлиял на дальнейшее творчество автора, на создание жанра «высокой комедии».
    • В комедии «Мещанин во дворянстве» мы можем проследить как черты доклассицистского Ренессанса, так и черты следующего за классицизмом Просветительского реализма, но тем не менее классицизм является основным художественным методом комедии, особенностью которого является смешение с другими стилями, несвойственное канонизированному классицизму как таковому.
    • Мольер является непревзойденным мастером комедийного жанра. В комедии его мастерство прослеживается не только благодаря освещению проблемы нравов с помощью привычных классицистических способов, но и с помощью умело сыгранного балета, гармонично вошедшего в сюжет комедии и помогающего раскрывать характеры героев и идею пьесы.
 

        Таким образом, с нашей точки зрения, полученные результаты позволяют считать поставленные задачи решенными и цель исследования достигнутой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Бояджиев  Г. Н. Жан Батист Мольер. Собрание сочинений  в двух томах. Т.1. – М.: ГИХЛ, 1957, - 245 с.
  2. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров – М.: Просвещение, 1988, - 352 с.
  3. Буало Н. Поэтическое искусство. – М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1957. – 232 с.
  4. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы: В 2 ч. Ч. II: М – Я /Под ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.
  5. Кашекова И. Э. От Античности до модерна: Стили в художеств. культуре. – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.
  6. Мольер/Пьесы. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», - 2002. 762, [6] с. – (Школа классики).
  7. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм: Очерки. – М.: Наука, 1968. – 375 с.
  8. Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: Биогр. повествования/Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал LTD», 1998. – 516 с.: портр.; 12 л. ил. – (Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т.29).
  9. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 768 с.
  10. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века. 
    Учебник для вузов /О.Б. Лебедева. Режим доступа: [http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/class.html]

Информация о работе Проблема художественного метода и комедийного мастерства в комедии "Мещанин во дворянстве"