Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа
Жан Батист Мольер – великий французский драматург XVII столетия. Он является создателем жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Его произведения популярны и по сей день, несмотря на то, что прошло более трехсот лет с момента их создания. Имена его героев стали нарицательными, проблемы, рассматриваемые в пьесах свойственны и современному обществу, именно поэтому его комедии вот уже три столетия не сходят со сцен лучших театров мира.
Данная курсовая работа представляет собой исследование проблемы художественного метода и комедийного мастерства Мольера на примере пьесы «Мещанин во дворянстве».
Введение 3
Глава 1. Творчество Мольера в контексте литературы классицизма
1.1. Классицизм как художественный метод 6
1.2. Жизненный и творческий путь Мольера 16
Глава 2. Проблема художественного метода и комедийного мастерства в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
2.1. Особенности воплощения художественного метода в комедии 25
2.2. Комедийное мастерство Мольера 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Хрестоматийной стала сцена с учителем философии. В ходе этой беседы выясняется, что философу, тут, собственно, делать нечего — не тот ученик, чтобы ему можно было излагать, хотя бы популярно, логику или этику — Журден хочет ограничиться элементами правописания. («Г-н Журден. А я ведь ничему и не учился и вот все ж таки придумал в один миг»[6, 401]). И вся эта пестрая забавная вереница сцен, когда Журден пытается пройти ускоренный курс обучения, предстает как живописный карнавал.
Бросается в глаза несообразность и нелепица подобного «расписания уроков», когда один учитель быстро сменяет другого и сюда же еще вклинивается портной (одеваться Журден тоже учится). Перед нами не просто заостренное, преувеличенное изображение тщеславных попыток Журдена научиться всему сразу. И мы словно уже не в театре, а в цирке, с той разницей, что не клоун смешит всех, а все смеются над незадачливым героем, и сам он по глупости и самонадеянности играет шутовскую роль.
Можно сказать, что игра лежит в основе всей интриги, всего развития сюжета в этой комедии. Речь идет не об игре актеров, исполняющих те или иные роли (это относится к любой пьесе). Здесь именно герои комедии сами играют какие-то роли. Если мещанин Журден тщится сыграть роль дворянина, то граф и маркиза ему подыгрывают, притворяются, обманывают его, играют именно ту роль, которую им навязывает Журден (ему хочется, чтобы граф держался с ним на равных, чтобы маркиза проявляла к нему симпатию.)
Г-жа Журден и Люсиль сначала ведут себя согласно своим взглядам на жизнь, опираясь на здравый смысл, отвергают, высмеивают причуды Журдена, но потом, для пользы его самого и всей семьи, тоже включаются в игру — без игры им бы не переспорить Журдена. Составной частью игры является балет.
«Мещанина во дворянстве»
часто рассматривают как
В балетный маскарад блистательно завершил все сюжетные линии комедии, «игра» окончена. Побеждает здравый смысл. Все участники «игры» обретают свое реальное положение в обществе. Можно предполагать, что отрезвеет и сам Журден. Таким образом, игра стала важнейшим принципом в построении действия; «игровой» колорит как раз и отличает «Мещанина во дворянстве» от бытовой комедии.
Заключение
Данная курсовая работа была проведена с целью исследования художественного метода классицизма и комедийного мастерства Мольера в пьесе «Мещанин во дворянстве». В ходе исследования мы выяснили, что Мольер являлся классицистом, который не боялся отступить от рамок и границ метода, ради достижения художественных целей, для его творчества было важным донести до зрителей проблемы современности, высмеять пороки общества того времени.
В ходе решения поставленных задач мы пришли к следующим выводам:
Таким образом, с нашей
точки зрения, полученные результаты позволяют
считать поставленные задачи решенными
и цель исследования достигнутой.
Список
используемой литературы