Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, дипломная работа
Роман Л. Н. Толстого «Семейное счастие» увидел свет в 1859 году. Само появление этого произведения, написанного на семейную тему, Б. М. Эйхенбаум связывает с активными дискуссиями о семье, браке и предназначении женщины, развернувшимися в русском обществе 2 трети 19 века.1 Для Толстого полемика по этим вопросам имела принципиальное значение, а его роман можно рассматривать как художественный ответ на общественные споры, реплику в диалоге с эпохой и современниками.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО.
ТОЛСТОВСКАЯ ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ 1850-1860-Х ГОДОВ.
«СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В КОНТЕКСТЕ ПОЗДНЕГО ТВОРЧЕСТВА ТОЛСТОГО («КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА»).
ПОВЕСТЬ С.А. ТОЛСТОЙ «ЧЬЯ ВИНА?» В ПОЛЕМИКЕ С «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТОЙ» И «СЕМЕЙНЫМ СЧАСТИЕМ».
ГЛАВА 2. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ.
2.1. РОМАН Ж.-Ж. РУССО «ЭМИЛЬ» КАК ОДИН ИЗ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ «СЕМЕЙНОГО
СЧАСТИЯ».
2.2. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В ДИАЛОГЕ ТОЛСТОГО С
Ж. САНД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Толстой
показывает, что счастливая семейная
жизнь и возможность
Как можно видеть, роли между супругами «Семейного счастия» распределены таким образом, что жена оказывается вытесненной в узкую сферу семейной жизни. Мужа и жена неравноправны, что естественно вытекает из утверждаемого писателем нравственного превосходства героя-мужчины.
Важное значение придает Толстой тому влиянию, которое на жизнь семьи оказывает общество. В «Семейном счастии» общество – это прежде всего свет, люди высшего круга. И. Савкина, рассматривая свет- скую повесть, говорит о том, что обязательным элементом этого жанра является бал. По мнению исследовательницы, это «и образ пустой формы, этикетности, и холодная, леденящая душу стихия, и мир чувственных страстей». Героиня светской повести после бала становится «грешной».1
Толстой
в «Семейном счастии» также использует
хронотоп бала. Впервые попадая на
бал, Марья Александровна ощущает
себя «центром, около которого все
движется» ( 3, 124 ). Именно в этой атмосфере
для героини в первый раз исчезает подавляющее
ее «моральное влияние» супруга. Благодаря
общественному признанию она начинает
ощущать собственную значимость и отдельность
от мужа. Это Толстой и изображает как
главную опасность, но, как мы уже сказали,
возвращение семейной гармонии становится
возможно только с того момента, когда
героиня окончательно признает свою зависимость
от мужа и отказывается и отказывается
от притязаний на самостоятельность.
Если в «Семейном счастии» гармония в отношениях мужа и жены все же возможна, то в «Крейцеровой сонате» не показано ни одного светлого момента жизни супругов.
Носителем слова в повести выступает не женский, а мужской персонаж – главный герой Позднышев, ретроспективно восстанавлива- ющий свой прошлый семейный опыт. Убив жену, герой переосмысляет свою жизнь и приходит к выводу о том, что виною его трагедии стало отсутствие духовного общения в семье. По признанию героя, то, что он ошибочно принимал в себе за влюбленность, оказалось исключительно чувственным влечением. Любовь он называет теперь «произведением, с одной стороны, деятельности мамаши и портних, с другой – избытка поглощавшейся... пищи при праздной жизни» ( 12, 131).
Возникновение чувства, таким образом, сводится исключительно к физиологической стороне и «зависит не от нравственных достоинств», а от «физической привлекательности» ( 12, 132 ). Этот мотив противо- поставления телесного / духовного присутствует и в «Семейном счастии», где герой пытается выразить «совершенное равнодушие и как бы презрение» к внешности своей избранницы. Тем самым он хочет внушить ей, что «лучше и достойнее... выказывать лучшие стороны своей души, чем тела» ( 3, 83 ). Для героя же «Крейцеровой сонаты» доминантой оказывается именно тело. Он говорит: «...Наш брат все врет о высоких чувствах, ему нужно только тело».
Заявленный уже в «Семейном счастии» мотив животности становится основным в «Крейцеровой сонате». Животное начало Позднышев обнаруживает как в себе, так и во всех окружающих его людях. По собственному признанию героя, ревность превратила его в «злого и хитрого зверя». Зверь живет в жене Позднышева и музыканте Трухачевском, которых влечет друг к другу. Даже «всякая невинная девушка... бессознательно, как знают это животные», чувствует, что нужно от нее мужчине ( 12, 139 ). Духовное в мире «Крейцеровой сонаты» оказывается ущемленным и скрытым, чувственное – доминирующим. Это и становится причиной трагедии героев. Если в «Семейном счастии» Толстой скрыто дискредитирует чувственную любовь, то в «Крейцеровой сонате» она провозглашается абсолютным злом, которому должно быть противопоставлено полное целомудрие.
Следует отметить, что в «Крейцеровой сонате», как и в раннем романе Толстого, на измену оказывается способна именно женщина, а не мужчина. Она же подвергается наказанию. Мотив «репрессирования телесности», присутствующий в «Семейном счастии», усиливается в «Крейцеровой сонате» до мотива уничтожения женского тела. Э.Шоре в статье «По поводу «Крейцеровой сонаты» объясняет поступок Позднышева тем, что «с помощью убийства жены и воображаемого принесения ее в жертву» он «инсценирует акт желанного самоисцеления», избавления от своих страхов.1 Жена Позднышева на смертном одре подчеркнуто безобразна и внушает отвращение убийце. «Красоты не было никакой, а что-то гадкое показалось мне в ней», - замечает он ( 12, 195). Однако только с уничтожением красоты женщины, а значит и ее возможности быть обольстительной, она получает признание как человек: Позднышев, увидев обезображенное лицо жены, «в первый раз забыл себя... в первый раз увидел в ней человека» ( 12, 195 ).
Проблема доминирования в семье стоит в «Крейцеровой сонате» гораздо более остро, чем в «Семейном счастии». В раннем романе Толстого высказывания Марьи Александровны порой принимают форму протеста против морального воздействия мужа. Однако героиня в итоге всегда признает его правоту. В «Крейцеровой сонате» супруги ведут ничем не прикрытую борьбу, в которой как будто нет победителя. Жена Позднышева даже перед смертью не раскаивается и не просит прощения, тем самым не признавая своей вины и права на победу мужа. Но Толстой по-прежнему отказывает женщине в нравственном превосходстве над мужчиной. По замечанию Э. Шоре, «герой только в самом начале рассказа согласен признать, что женщины и девушки также являются жертвами ритуалов и общественных институтов... Однако эти женщины... в результате удивительно быстрого превращения оказываются в роли преступниц».2
В
«Крейцеровой сонате» отсутствует
мотив воспитания жены, который был
столь важен в «Семейном
В «Семейном счастии» борьба за власть не имела того оттенка враждебности, который столь явно проявился в «Крейцеровой сонате». Кроме того, в раннем произведении героиня рассказывает о своем становлении, не зная жизни и не понимая сути человеческих отношений, потому и неявно говорит о борьбе за доминирование. В «Крейцеровой сонате» герой, обладающий определенным опытом, иначе и не представляет семейную жизнь как безраздельное обладание женщиной, полное подчинение ее себе.
Враждебные отношения героев «Крейцеровой сонаты» не меняет даже появление детей. Напротив, дети становятся «новым поводом к раздору», поскольку родители втягивают их в борьбу, «дерутся» ими
( 12, 161 ). В «Послесловии к «Крейцеровой сонате» Толстой говорит, что в современном обществе «рождение детей потеряло свой смысл и, вместо того, чтобы быть целью и оправданием супружеских отношений, стало помехой для приятного продолжения любовных отношений».( ) Естественное отношение к ним как к высшей радости невозможно при таком, как у героев «Крейцеровой сонаты», отношении друг к другу, основанном исключительно на чувственном влечении. Возмущение Позднышева вызывает средство докторов, позволившее его жене не рожать. С прекращением этого естественного процесса женщина освобождается от «нравственной обязанности матери», и в ней просыпается желание чувственной любви, жизни для себя. Дети, таким образом, выступают как спасение женщины от падения, а ее мужа от мук ревности.
Очень важен в «Крейцеровой сонате» вопрос о влиянии общественных условий на жизнь семьи. Если в «Семейном счастии» под обществом понимается свет, люди высшего круга, то в «Крейцеровой сонате» общество – это совокупность всех условий общественной жизни. В современном обществе, по Толстому, утрачены многие традиционные ценности. Свое исходное значение потеряли такие понятия, как брак, семья, рождение детей. Позднышев замечает, что браки существуют у людей, видящих в них «таинство, которое обязывает перед богом. «У нас их нет, - считает герой. – Люди женятся, не видя в браке ничего, кроме совокупления, и выходит или обман, или насилие»( 12, 131 ). Сам герой «Крейцеровой сонаты» предстает не только мучителем и убийцей, но и жертвой общественных условий, полученного им воспитания.
Преемственность
между «Семейным счастием» и «Крейцеровой
сонатой» обнаруживается в том, что в поздней
повести Толстого до логического завершения
доведены те мысли, которые впервые проговаривались
в «Семейном счастии». Уже в раннем романе
Толстого есть признание утопичности
семейного счастья, а «Крейцерова соната»
провозглашает полную невозможность счастья
в семье. Дискредитация чувственной любви
и критика общества, присутствующие в
«Семейном счастии», превращаются в прямое
отрицание в «Крейцеровой сонате». В поздней
повести Толстого более острой становится
проблема власти в семье, однако присутствует
эта проблема уже в «Семейном счастии».
Несмотря на общий пафос отрицания, «Крейцерова
соната» по-прежнему утверждает идею материнства
как основного предназначения женщины.
Ярким подтверждением той внутренней связи, которая существует между «Семейным счастием» и «Крейцеровой сонатой», является повесть А. С. Толстой «Чья вина?». Это произведение явилось непосредственным откликом на «Крейцерову сонату», которую жена Толстого восприняла как личное оскорбление. «Я сама в сердце своем почувствовала, что эта повесть направлена в меня, что она сразу нанесла мне рану, унизила меня в глазах всего мира и разрушила последнюю любовь между нами», - пишет С. А. Толстая в неопубликованной автобиографии «Моя жизнь».1 Своей повестью, остро полемичной по отношению к «Крейцеровой сонате», она пытается восстановить позицию героини.
По признанию Софьи Андреевны, она писала, «имея все время перед собой фон «Крейцеровой сонаты»... по которому... рисовала свою повесть».2 На полях ее рукописи находятся цитаты из «Крейцеровой сонаты», ссылки на те ее страницы, с которыми полемизирует Толстая. Однако в повести «Чья вина?» можно обнаружить связи и с романом «Семейное счастие», текст которого также полемически включен в повествование. Этот факт, еще не отмеченный исследователями, имеет принципиальное значение, поскольку дополнительно выявляет внутреннюю связь между ранним и поздним произведениями Толстого.
Повествование в повести «Чья вина?» ведется от лица автора, благодаря чему создается иллюзия объективного изображения. Однако легко заметить, что точка зрения автора совпадает с позицией главной героини – Анны. По мнению героини, в браке «прежде всего нужна любовь, и чтоб она была выше всего земного, идеальнее».1 В отличие от «Семейного счастия», где любовь в отношениях супругов отходит на второй план, и «Крейцеровой сонаты», где вообще нет места этому чувству, повесть «Чья вина?» утверждает, что любовь – это главная и неотъемлемая часть супружеского счастья.
Используя сюжетную схему «Семейного счастия», Толстая рисует развитие отношений между Анной и ее будущем мужем – князем Прозорским - до свадьбы. Подобно героине толстовского романа, представлявшей Сергея Михайловича «совершеннейшим человеком в мире», Анна также идеализирует жениха. Героиня напоминает толстовскую Машу своей наивностью и непосредственностью, в Прозорском же как будто обнажена та чувственная, животная изнанка, которая скрыта и подавлена в герое «Семейного счастия», но откровенно представлена в образе Позднышева.
Прозорский не интересуется внутренним миром своей невесты, но испытывает к ней чувственное влечение. Душа Анны остается тайной для него: «...Она таинственна и непонятна мне...Что-то есть в ней, что постоянно ускользает от меня».2 Здесь можно увидеть уже буквальную перекличку с «Крейцеровой сонатой», где Позднышев говорит о своей жене: «Она тайна... Я не знаю ее. Знаю только как животное»( 12, 172 ).
Как и в произведениях Толстого, чувственное в повести «Чья вина?» изображено как животное начало в человеке. Но присутствует это животное начало только в мужском персонаже: в выражении глаз князя Прозорского Анна видит «что-то чуждое, даже зверское», «животными» называются его страсть и ревность.3 У Анны страсть мужа пробуждает чувство «стыда и страха». В повести «Чья вина?» есть эпизод, который в этом отношении корреспондирует с «Семейным счастием». После венчания Прозорский и Анна, так же, как герои «Семейного счастия», возвращаются в карете домой. В ответ на страстные поцелуи князя Анна замечает, что ей «страшно... и стыдно», сходное чувство «оскорбления и страха» вызывает и у Маши близость Сергея Михайловича. Для обеих героинь телесное сближение – это нечто запретное и вызывающее страх.
Всем ходом повествования С. А. Толстая утверждает, что счастье героини не состоялось потому, что в отношении к ней мужа проявлялось исключительно чувственное влечение. Свой идеал Анна находит в лице друга семьи – Дмитрия Бехметева, с которым героиню связывает идеальная, платоническая любовь. Именно этот персонаж вносит в жизнь то дружеское, духовное общение, которого так недоставало ей. «Только такое отношение к женщине, нежное и бескорыстное», по мнению героини, дает ей счастье.1
С. А. Толстая, вступая своим произведением в полемику с Толстым, оказывается согласна с ним во взгляде на чувственную любовь. По словам Э. Шоре, произведения обоих писателей «соответствуют культурному коду 19 века и, в отличие от других эпох, не трактуют сексуальность как составную часть человеческого существования, а рассматривают ее как нечто чрезвычайно опасное и разрушительное».2 Но важно другое: носителем чувственности, животности у Толстого является в первую очередь женщина, у Толстой же, напротив, - мужчина.
Информация о работе Роман Л.Н. Толстого "семейное счастие" в литературно-биографическом контексте