Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, дипломная работа
Роман Л. Н. Толстого «Семейное счастие» увидел свет в 1859 году. Само появление этого произведения, написанного на семейную тему, Б. М. Эйхенбаум связывает с активными дискуссиями о семье, браке и предназначении женщины, развернувшимися в русском обществе 2 трети 19 века.1 Для Толстого полемика по этим вопросам имела принципиальное значение, а его роман можно рассматривать как художественный ответ на общественные споры, реплику в диалоге с эпохой и современниками.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО.
ТОЛСТОВСКАЯ ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ 1850-1860-Х ГОДОВ.
«СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В КОНТЕКСТЕ ПОЗДНЕГО ТВОРЧЕСТВА ТОЛСТОГО («КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА»).
ПОВЕСТЬ С.А. ТОЛСТОЙ «ЧЬЯ ВИНА?» В ПОЛЕМИКЕ С «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТОЙ» И «СЕМЕЙНЫМ СЧАСТИЕМ».
ГЛАВА 2. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ.
2.1. РОМАН Ж.-Ж. РУССО «ЭМИЛЬ» КАК ОДИН ИЗ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ «СЕМЕЙНОГО
СЧАСТИЯ».
2.2. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В ДИАЛОГЕ ТОЛСТОГО С
Ж. САНД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Супругов романа «Жак» разделяет значительная разница в возрасте. Главный герой Жак ощущает себя по отношению к юной жене не просто любящим мужем, но заботливым «отцом». Его супруга Фернанда, напротив, изображается как ребенок, которому требуется наставник. Героиня сама испытывает необходимость воспитания, и ей кажется естественным видеть наставника и «повелителя» в муже. Такой героине, представляющей собой традиционную для патриархатной культуры модель женственности, не соответствует новый герой, демонстративно отказывающийся от предоставленной ему роли повелителя. Отрицая тиранию, он постоянно сомневается в своем праве воспитывать молодую супругу.
Интересно,
что в роли наставницы Фернанды наравне
с Жаком выступает его сводная
сестра Сильвия. Эта героиня лишена
многих стереотипных качеств, приписываемых
женщине патриархатным
Воспитание
Фернанды Сильвией и Жаком носит
преимущественно нравственный характер.
Цель их - возвести ученицу на ступень
духовного и нравственного
В целом можно сказать, что в романе «Жак» происходит переосмысление традиционной ситуации воспитания женщины. Герой-наставник сомневается в своем праве воспитывать жену, потому что он не желает властвовать над более слабым существом. Сам результат воспитания героини, усвоившей нормы патриархатного общества, оказывается недостигнутым. С другой стороны, у Ж. Санд появляется героиня, воплощающая новую модель женственности и способная сама выступать в роли наставницы.
Ситуация воспитания жены оказывается и в центре повести А. В. Дружинина «Полинька Сакс». Традиционно это произведение трактуется как утверждающее «идею равенства и свободы чувств в браке». Трагический же финал повести объясняется неготовностью героини «разумно распорядиться своей свободой».1 Предлагаемое нами прочтение в корне меняет этот традиционный взгляд.
Главный герой повести Константин Сакс разрабатывает целую программу воспитания, цель которой – превращение его жены из «ребенка» в женщину. Свое стремление воспитать жену герой объясняет безумной любовью к ней. Сакс говорит о высшем наслаждении, которое он испытывает, воспитывая «дорогого ребенка» - свою жену. При этом очень интересно одно из признаний героя: «Я отдал бы жизнь, чтоб на один час сделать женщину из этого ребенка, чтоб поселить в ее душе страсть ко мне, чтоб заставить ее вымаливать у меня любви и чтоб с черной радостью отвергать ее порывы, все сокровища только что пробужденной души».2 Таким образом, оказывается, что Сакс стремится скорее к пробуждению не души Полиньки, а ее чувственности. Героиня полностью зависима от мужа, и ему порой доставляет удовольствие мучить ее. В одном из таких эпизодов звучит реплика автора: «Не вините Константина Александрыча: вы, может быть, не знаете, какое болезненное, упоительное наслаждение мучить ребенка, за волосок, за улыбку которого мы готовы отдать полжизни».1 В воспитательных действиях Сакса просматривается незамеченный ранее исследователями эротический подтекст. Истинное же намерение героя состоит в пробуждении чувственности жены.
Сакс, по собственному признанию, стремиться образовать «эстетический вкус» жены, пробудить в ней интерес к музыке и чтению. Но каким образом это осуществляется? Образовать вкус Полиньки герой пытается, наполнив комнаты «предметами искусства», при этом интересен сам выбор их. Среди этих предметов скульптурная группа Амура и Психеи, поражающая Полиньку своей «непристойностью», а
также портрет святой Цецилии, в котором, однако, героиня видит лишь изображение «прехорошенькой» лукавой женщины. В качестве чтения Сакс предлагает жене романы «любимого своего писателя» - Жоржа Санда. Однако эти книги вызывают возмущение Полиньки, увидевшей в романистке «пребесстыдную и прескучную» женщину.2 Все это функционально призвано дискредитировать героиню, невыросшего ребенка, ничего не смыслящего ни в жизни, ни в искусстве.
По собственному признанию, Сакс считает необходимым обретение Полинькой «независимого и настоящего взгляда на общество», он как будто стремится «укрепить ее душевные силы, направить их ко всему доброму и разогнать облако сентиментальной, бессмысленной невинности, которое давит бедного ребенка». Но каким содержанием наполнены для героя понятия «доброе», «независимость» и т. п.? Создается впечатление, что высокие слова Сакса «прикрывают» иные побуждения. Противоречие и в том, какими средствами должна быть достигнута цель. Так обретение независимости Полинькой несовместимо с тем, какими средствами должна быть достигнута цель. Так обретение независимости Полинькой несовместимо с тем, что она целиком находится во власти мужа. Нежелание героини быть воспитуемой Саксом не учитывается.
Герой пытается приобщить жену к серьезным музыкальным произведениям. Интересно, что одно из любимых его произведений – романс «Молодая девушка с черными глазами», вариант шекспировской истории об Отелло и Дездемоне. Полинька, выслушав толкование романса из уст Сакса, тут же называет мужа именем венецианского мавра. Эта параллель не случайна. С нашей точки зрения, ее можно интепретировать как предвестие будущей измены Полиньки. Вместе с тем возможно и иное толкование, связанное с финалом трагедии Шекспира. В его свете иначе прочитывается финал повести: не как победа, но как ошибка Сакса. Это вполне соотносится с теми выводами, к которым приводит гендерный подход к тексту.
Пробуждение Полиньки происходит как следствие того, что она понимает «жертву» мужа, предоставившего ей свободу и возможность счастья с другим. Однако жертва Сакса оборачивается и наказанием для героини, которая воспринимает теперь свою измену как ошибку. «Превращение» Полиньки предполагает лишь осознание ею «величия» мужа и своей любви к нему. Нравственно героиня по-прежнему не равна своему мужу.
Таким
образом, если Ж. Санд переосмысляет
традиционную ситуацию воспитания жены,
предлагая новую модель женственности,
то Дружинин целиком остается в рамках
патриархатной системы
Л. Н. Толстой в романе «Семейное счастие» предлагает свой вариант воспитания жены. Сергей Михайлович, главный герой романа, имеет богатый жизненный опыт и с высоты его пытается воздействовать на становление характера своей невесты, а потом жены – Маши. Он руководит занятиями ее музыкой, чтением, а главное – пытается воздействовать на нравственные понятия. Сергей Михайлович приводит героиню к тому, что она начинает смотреть на жизнь его глазами. Маша делает такое признание: «Все мои... мысли...чувства были не мои, а его мысли и чувства, которые вдруг сделались моими, перешли в мою жизнь и осветили ее»( 3, 84 ).
Маша, подобно Фернанде и Полиньке Сакс, чувствует себя ребенком перед Сергеем Михайловичем. Первоначально процесс воспитания не встречает у нее сопротивления, право Сергея Михайловича воспитывать воспринимается ею как естественное. Героиня осознает, насколько муж выше ее в нравственном отношении и развитии. Внутренняя жизнь Сергея Михайловича остается для нее загадкой: она понимает, что в его душе есть «какой-то особый мир», но в который он не считает нужным впускать ее. В глазах Маши ее муж «больше, чем человек», «полубог», который «все знает». Душа же героини для него – открытая книга, поскольку он «слишком легко и ясно» понимает все, что должно быть «тайно для всех»( 3, 121).
Постепенно моральное влияние мужа начинает тяготить Марью Александровну. В одной из ссор она произносит слова: « Так вот она власть мужа... права мужа, но я не подчинюсь им»( 3, 129 ). Протест героини, однако, обнаруживает ее человеческую несостоятельность. В этом, что очень важно, Марья Александровна признается сама, упрекая мужа в том, что он давал ей «волю», которой она «не умела пользоваться», «перестал... учить» ее ( 3, 146 ). Сергей Михайлович возражает на эти слова так: «Всем нам, а особенно... женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни... а другому верить нельзя»( 3, 148 ). Этот мотив видимого предоставления свободы действий женщине еще более усиливает неспособность ее самостоятельно ориентироваться в жизни.
Предпринятый анализ показывает, в каком сложном взаимодействии с другими литературными текстами создавался роман «Семейное счастие». Пытаясь утвердить свою систему ценностей, Толстой диалогически использует сюжетные схемы и образные стереотипы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ романа «Семейное счастие» в литературно-биографическом контексте позволяет говорить о немаловажном значении этого произведения в творчестве Толстого. Роман, в котором впервые была заявлена «мысль семейная», отразил выстраданные писателем мысли о нравственных основах семейной жизни, о распределении ролей между мужчиной и женщиной. Представления Толстого о семье, заявленные в этом произведении, были чрезвычайно значимы для него, доказательством чему служит биографический контекст «Семейного счастия». Программа семейного счастья, созданная писателем в письмах к В. Арсеньевой в 1856-1857 году, была художественно воплощена в романе, а в последствии реализована Толстым в собственной семейной жизни. Так на примере раннего романа Толстого мы могли наблюдать процесс сложного взаимодействия реальной действительности и литературного текста, их взаимопроникновение и взаимообусловленность.
Сопоставление романа «Семейное счастие» и повести «Крейцерова соната» показывает, что взгляд Толстого на проблему семейного счастья был достаточно устойчивым, а его позднее отрицание было заложено уже в раннем творчестве. Причиной трагедии героев «Крейцеровой сонаты» послужило то, что духовное в их мире было ущемлено и скрыто, а чувственное, напротив, являлось доминирующим. В своей поздней повести Толстой объявляет чувственную любовь абсолютным злом, противопоставляя ей полное целомудрие. Однако конфликт между духовным и физическим ( животным ) началом присутствует уже в романе «Семейное счастие», где чувственная сторона любви подвергается скрытой дискредитации, изгоняется из семейной сферы жизни героев. Проблема доминирования в семье, столь остро обнаружившая себя в «Крейцеровой сонате», содержится и в раннем романе Толстого. В «Семейном счастии» протест героини против морального воздействия на нее мужа подавляется, обнаруживая ее человеческую несостоятельность; поздняя повесть Толстого также отказывает женщине в нравственном превосходстве над мужчиной. В обоих произведениях женское оценивается как негативное, что связано, несомненно, с существующей патриархатной традицией культуры, которая восходит еще к библейской легенде об Адаме и Еве. С другой стороны, «Крейцерова соната» не опровергает заложенных в раннем романе Толстого ценностей. По мысли писателя, истинная основа семьи – это дети, а их рождение и воспитание является главным предназначением женщины. Роман «Семейное счастие» всем ходом своего повествования утверждает эту идею, но то же самое можно наблюдать и в «Крейцеровой сонате», несмотря на ее отрицающий пафос. Обнаружение преемственности между ранним романом Толстого и его поздней повестью позволяет по-новому истолковать смысл «Крейцеровой сонаты». Это произведение не отрицает самой идеи семьи, но говорит о том, что в современном обществе семейные ценности потеряли свой изначальный смысли потому отрицание представляется нам связанным именно с общественными условиями. Дополнительно выявить внутреннюю связь раннего и позднего произведений Толстого позволяет повесть С. А. Толстой «Чья вина?», полемически направленная не только против «Крейцеровой сонаты», но и против «Семейного счастия».
«Семейное счастие» возникло как результат взаимодействия писателя с общественными идеями эпохи, с его литературными современниками и литературными предшественниками. В работе мы пытались показать, что Толстой в своем романе следует патриархатной модели семейной жизни, созданной Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании», оба писателя строго дифференцируют гендерные роли мужчины и женщины, утверждая идею естественного неравенства полов. Женщине в этой системе отводится подчиненное положение, она заключена в узкие рамки дома и семьи, тогда как мужчина, обладая всей полнотой власти, занимает общественую сферу деятельности. Важно, что «Семейное счастие» - это одновременно и полемический ответ Толстого Ж. Санд, оказавшей колоссальное воздействие на русскую литературу второй трети 19 в. и пытающейся переосмыслить в своем творчестве традиционную систему ценностей. Французская писательница предлагает новую модель отношений между полами, основанную на их равенстве. Традиционная ситуация воспитания жены в ее романе «Жак» получает новаторское звучание: мужчина отказывается от своей роли наставника, не желая властвовать над более слабым существом. Кроме того, на роль воспитательницы у Ж. Санд наравне с мужчиной выдвигается женский персонаж, что также является абсолютно новым. «Чужое» слово ж. Санд присутствует в «Семейном счастии», проявляясь в использовании писателем сюжетной схемы романа «Жак». Однако сходная ситуация воспитания жены в произведениях обоих художников получает разное наполнение. Толстой, в отличие от Ж. Санд, не только не пытается пересмотреть традиционную систему отношений между полами, но способствует укреплению ее. В толстовском изображении героиня оказывается неспособной самостоятельно выбрать правильную дорогу в жизни потому ей необходимо руководство мужчины, нравственно и интеллектуально превосходящего ее. Вход из-под власти мужа и прекращение процесса воспитания обнаруживают человеческую несостоятельность женщины, подтверждением чему служит романа «Семейное счастие».
Анализ
романа «Семейное счастие» в литературном
контексте и актуализирует те
проблемы, которые еще не затрагивались
при обращении творчеству Толстого
и выявляет те сложные интертекстуальные
взаимодействия, в которых находится роман
с произведениями Ж.-Ж. Руссо и Ж. Санд.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Информация о работе Роман Л.Н. Толстого "семейное счастие" в литературно-биографическом контексте