Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка
1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.
86 билет. МедВсад-петербургск.повесть
Билеты –
79,81,83,84,86,87
87 билет. Гос-во, двор и народ Пушкин 30егоды
1-Дубровский. Дворянство-
Дворянское общество в повести
“Дубровский” представлено
Народ-
Наряду с персонажами из
2-Медный Всадник.
Гос-во. В поэме «Медный всадник»
Пушкин в образной форме
3-Капитанская дочка. Народ – Пугачев и люди, дворянство – Гринев.
Продолжение 88
билет.
88 билет. История и фольклор Пушкин КапДоч
Как «Медный
всадник» связан с «Историей Петра»,
так и «Капитанская дочка» у Пушкина
вырастает из «Истории Пугачева». Пушкин
художник в зрелом периоде своего
творчества опирается на собственные
исторические труды, которые ставят
его воображению строгие
Пушкин-историк
убедился в грозной стихии
ненависти «черного народа» к
дворянству, а вслед за ним
и к правительству. Пушкинский
дворянин оказался в
«Береги
честь смолоду» — храни
Мятежный дух Пугачева-распоясавшаяся русская натура, о которой потом будет говорить Достоевский. Пугачев у Пушкина их злой гений. Он и свою жизнь поставил на ту же карту, исповедуя жутковатую мудрость калмыцкой сказки о споре орла с вороном: «...нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живою кровью!» «Какова калмыцкая сказка?»— спрашивает Пугачев Гринева с каким-то «диким вдохновением» и получает бесстрашный, правдивый ответ: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».
Пугачев
у Пушкина чувствует свою
Совесть
в душе Пугачева заставляет
на добро Петруши Гринева
Герой
«Капитанской дочки» оказался
словом писателя, выражающим (как
и народное, фольклорное слово)
единственность нравственной
89 билет. Швабрин в Капитанской дочке.
Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести. Ш. смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Ш. очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским. Ш. ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Ш. наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Ш. в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Ш. к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Ш. пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Ш., тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Ш. доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева.
90 билет. Милость и справедлив. Капдочка
Милосердие 80 билет.
Судьба Гринева, осужденного — и, с точки
зрения формальной законности дворянского
государства, справедливо, — в руках Екатерины
II. Как глава дворянского государства
Екатерина II должна осуществить правосудие
и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен
разговор ее с Машей Мироновой: «„Вы сирота:
вероятно, вы жалуетесь на несправедливость
и обиду?" — Никак нет-с. Я приехала просить
милости, а не правосудия» (372). Противопоставление
милости и правосудия, невозможное ни
для просветителей XVIII в., ни для декабристов,
глубоко знаменательно для Пушкина1. Справедливость
— следование законам — осуждает на казнь
сначала Клавдио, а затем и самого Анджело,
милость — спасает их: «И Дук его простил...»
Петр «прощенье торжествует, / Как победу
над врагом», «виноватому вину / Отпуская,
веселится...». Тема милости становится
одной из основных для позднего Пушкина.
91 билет. «Лицейские годовщины» Пушкина.
Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.
В
те годы, когда Пушкин, был в
ссылке и не мог в день
годовщины быть вместе с
Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным. Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанникаЛицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе. Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.
1827 год. Экспромт-выступление на вечере. Однако то, что Пушкин был другом своих друзей, еще не значит, что он как поэт не мог иметь замыслов и идей, не связанных со злобой дня. Художественные намерения, философские мысли, религиозные чувства, наконец, особенности поэтической техники - не обязательно увязывать с жизненными обстоятельствами декабристов или иных лиц из окружения Пушкина. В действительности, Пушкин в этом стихотворении перечисляет не разные жизненные пути его друзей-лицеистов, а светлые и темные фазы, составляющие полный цикл человеческого бытия вообще. Важно понять, что у каждой из строк этого текста не разные адресаты (как если бы, например, вторая строка посвящалась успешному карьеристу, четвертая - счастливому влюбленному, седьмая - неудачливому мореплавателю), а все строки вместе относятся к одному и тому же человеку, который в течение своей жизни поочередно пройдет через все эти состояния, и самое последнее из них он переживет в минуту смерти, удаляясь в "мрачны пропасти земли". При перечислении здесь происходит не "нанизывание", а целенаправленное развитие.
Бездушному светскому
обществу он всегда предпочитает тесный
круг друзей. Впоследствии, как бы ни
складывались обстоятельства и куда бы
ни забрасывала поэта судьба, он оставался
неизменно предан своим друзьям. Возможно,
именно поэтому тема дружбы в лирике Пушкина
имеет автобиографические истоки и развивается
в таком жанре, как послание. На протяжении
всей своей жизни поэт пишет стихотворные
послания своим друзьям: Дельвигу (1817),
Чаадаеву (1818, 1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям”
(1822), Пущину (1817). Самые первые из них были
написаны в лицейский период.
92 билет. Пиков. дама-проблем,поэтик,контекст
“Пиковая дама” была первым произведением в русской литературе, так ярко осветившим проблемы взаимосвязи азарта, денег, любви, светской жизни.
Поэтика «Пиковой дамы», основанная на символических образах, символических ситуациях и символических обобщениях (французская и русская аристократия, Париж и Петербург, игра как символ и т. д.), определила особый, и тоже, в конечном счете, символический, характер всей структуры повести, ее композиции. В самом деле, внимательное чтение, глубокое доверие не только к каждому слову, но и к принципам построения повести, позволит увидеть особый характер этой композиции - ее закрытый характер.
Сюжет «Пиковой
дамы» был подсказан Пушкину молодым князем
Голицыным, который, проигравшись, вернул
себе проигранное, поставив по совету
бабки на три карты, некогда подсказанные
ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная
в московском обществе «усатая княгиня»
Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать
московского губернатора Д. В. Голицына.
93 билет. «Вновь я посетил» в контек.лирики
В этом стихотворении целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, представления поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе
Тут же есть тема
смены поколений. Обновление всего
мыслится Пушкиным как простое повторение.
Лирика этого периода – размышление, философствование,
воспоминание. В этот момент в творчестве
Пушкина наступил тяжелый период-Булгарин
травил Пушкина, его произведения перестали
скупаться. Пушкин через лирику последнего
периода своей жизни передает идею о том,
что не желает быть забытым и жаждет всенародного
признания. Стремление к свободе мысли
и творчества, свободе от условностей
и деспотической опеки.
94 билет. Истор.и Совр. Пушкин
В
Михайловском Пушкин узнал о
подавлении восстания