Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание

1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 153.50 Кб (Скачать документ)

86 билет. МедВсад-петербургск.повесть

Билеты –  79,81,83,84,86,87 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

87 билет. Гос-во, двор и народ Пушкин 30егоды

1-Дубровский. Дворянство- Дворянское общество в повести  “Дубровский” представлено рядом  персонажей. Одним из главных  героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “...более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке.». Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

   Народ-  Наряду с персонажами из дворянского  общества, в повести “Дубровский”  А.С.Пушкин показал ряд героев из притесняемого дворянами сословия — крестьян. Мы отчетливо улавливаем авторскую любовь к ним, восторженное отношение к их самобытности, их мудрости, преданности, верности, духовному богатству. Конечно, образы крестьян в повести не обрисованы так полно и всесторонне, как, например, образ Троекурова, однако и из тех немногих страниц, которые Пушкин посвятил крестьянам, нам кажется, что с этими людьми мы уже знакомы. Все дело в том, что не рисуя портреты крестьян подробно, автор сумел подчеркнуть у каждого из них самое главное, отличительное.

2-Медный Всадник.  Гос-во. В поэме «Медный всадник»  Пушкин в образной форме противопост. государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями. Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, «полного великих дум», который сумел покорить стихию и построить Петербург, который затмил даже Москву. Петербург и поныне воспринимается как памятник Петру Великому.  В поэме Евгений встречается с Медным всадником - образом Петра, который за минувшее время претерпел изменения. Из царя-реформатора он превратился в каменного истукана, при виде которого невольно начинаешь испытывать тревогу. И для Евгения эта встреча оказалась плачевной. Ему начинает казаться, что Медный всадник пытается его догнать и уничтожить. Таким образом, Петр имеет несколько воплощений, но некоторые из них могут сломать и погубить «маленького» человека.

3-Капитанская  дочка. Народ – Пугачев и  люди, дворянство – Гринев.

Продолжение 88 билет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

88 билет. История и фольклор Пушкин КапДоч

Как «Медный  всадник» связан с «Историей Петра», так и «Капитанская дочка» у Пушкина  вырастает из «Истории Пугачева». Пушкин художник в зрелом периоде своего творчества опирается на собственные  исторические труды, которые ставят его воображению строгие исторические границы и пределы. Параллельный труд над «Историей Пугачева»  убедил его в том, что «весь  черный народ был за Пугачева, одно только дворянство было открытым образом  на стороне правительства».

    Пушкин-историк  убедился в грозной стихии  ненависти «черного народа» к  дворянству, а вслед за ним  и к правительству. Пушкинский  дворянин оказался в трагической  ситуации. Спасение его, а вместе с ним и русской государственности Пушкин видел в национальной святыне, призванной снять рознь и вражду в намечавшемся национальном расколе и противостоянии.

    «Береги  честь смолоду» — храни верность  православным святыням, которые  не мы выбирали: их дал нам  Бог вместе с нашей историей. Таков смысл эпиграфа к «Капитанской  дочке», определяющий разрешение  в ней главной трагической коллизии. Фраза, вошедшая в пословичную кладовую русской народной мудрости: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

        Мятежный дух Пугачева-распоясавшаяся русская натура, о которой потом будет говорить Достоевский. Пугачев у Пушкина их злой гений. Он и свою жизнь поставил на ту же карту, исповедуя жутковатую мудрость калмыцкой сказки о споре орла с вороном: «...нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живою кровью!» «Какова калмыцкая сказка?»— спрашивает Пугачев Гринева с каким-то «диким вдохновением» и получает бесстрашный, правдивый ответ: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

    Пугачев  у Пушкина чувствует свою обреченность. Может, потому он и жесток  особенно, и беспощаден к себе  и к другим. Народность Пугачева не столько в его бесшабашной удали, сколько в другом, в том, что неожиданно объединяет Пугачева, поверх всех барьеров, всех русских бездн, мятежей и расколов, с Петром Гриневым и Машей Мироновой, с отцом Гринева и казненным им капитаном Мироновым. Это скрытая в глубинах русской его души святыня христианской совестливости.

    Совесть  в душе Пугачева заставляет  на добро Петруши Гринева ответить  добром. Совесть помогает ему  по достоинству оценить прямоту  и бесстрашие дворянского юноши,  преданного завету отца: «Береги  платье снову, а честь смолоду».

    Герой  «Капитанской дочки» оказался  словом писателя, выражающим (как  и народное, фольклорное слово)  единственность нравственной истины, простота и неяркость которой — от ее чистоты и глубины. 

89 билет. Швабрин в Капитанской дочке.

Швабрин Алексей  Иванович – дворянин, антипод Гринева  в повести. Ш. смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Ш. очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским. Ш. ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Ш. наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Ш. в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Ш. к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Ш. пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Ш., тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Ш. доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева.

90 билет. Милость и справедлив. Капдочка

Милосердие  80 билет.

  Судьба Гринева, осужденного — и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, — в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «„Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?" — Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия» (372). Противопоставление милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVIII в., ни для декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина1. Справедливость — следование законам — осуждает на казнь сначала Клавдио, а затем и самого Анджело, милость — спасает их: «И Дук его простил...» Петр «прощенье торжествует, / Как победу над врагом», «виноватому вину / Отпуская, веселится...». Тема милости становится одной из основных для позднего Пушкина. 

91 билет. «Лицейские годовщины» Пушкина.

Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.

    В  те годы, когда Пушкин, был в  ссылке и не мог в день  годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся  своё приветствие. В большом  послании 1825 года Пушкин с сердечной  теплотой обращается к друзьям,  вспоминает дни лицея, своих  однокурсников. Он говорит о  дружбе лицеистов, сплотившей  их в единую семью. 

    Пушкин  так пишет о посещении его  в Михайловском Пущиным. Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанникаЛицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».    

   Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе. Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.

1827 год. Экспромт-выступление  на вечере. Однако то, что Пушкин был другом своих друзей, еще не значит, что он как поэт не мог иметь замыслов и идей, не связанных со злобой дня. Художественные намерения, философские мысли, религиозные чувства, наконец, особенности поэтической техники - не обязательно увязывать с жизненными обстоятельствами декабристов или иных лиц из окружения Пушкина. В действительности, Пушкин в этом стихотворении перечисляет не разные жизненные пути его друзей-лицеистов, а светлые и темные фазы, составляющие полный цикл человеческого бытия вообще. Важно понять, что у каждой из строк этого текста не разные адресаты (как если бы, например, вторая строка посвящалась успешному карьеристу, четвертая - счастливому влюбленному, седьмая - неудачливому мореплавателю), а все строки вместе относятся к одному и тому же человеку, который в течение своей жизни поочередно пройдет через все эти состояния, и самое последнее из них он переживет в минуту смерти, удаляясь в "мрачны пропасти земли". При перечислении здесь происходит не "нанизывание", а целенаправленное развитие.

Бездушному светскому  обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям. Возможно, именно поэтому тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки и развивается в таком жанре, как послание. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818, 1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817). Самые первые из них были написаны в лицейский период. 
 
 
 
 
 
 

92 билет. Пиков. дама-проблем,поэтик,контекст

   “Пиковая дама” была первым произведением в русской литературе, так ярко осветившим проблемы взаимосвязи азарта, денег, любви, светской жизни.

   Поэтика «Пиковой дамы», основанная на символических образах, символических ситуациях и символических обобщениях (французская и русская аристократия, Париж и Петербург, игра как символ и т. д.), определила особый, и тоже, в конечном счете, символический, характер всей структуры повести, ее композиции. В самом деле, внимательное чтение, глубокое доверие не только к каждому слову, но и к принципам построения повести, позволит увидеть особый характер этой композиции - ее закрытый характер.

   Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына. 

93 билет. «Вновь я посетил» в контек.лирики

В этом стихотворении  целый комплекс тем и мотивов  пушкинской лирики, представления поэта  о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе

Тут же есть тема смены поколений. Обновление всего  мыслится Пушкиным как простое повторение. Лирика этого периода – размышление, философствование, воспоминание. В этот момент в творчестве Пушкина наступил тяжелый период-Булгарин травил Пушкина, его произведения перестали скупаться. Пушкин через лирику последнего периода своей жизни передает идею о том, что не желает быть забытым и жаждет всенародного признания. Стремление к свободе мысли и творчества, свободе от условностей и деспотической опеки.  

94 билет. Истор.и Совр. Пушкин

     В  Михайловском Пушкин узнал о  подавлении восстания декабристов,  в котором участвовали многие  его друзья, члены тайных революционных  обществ. Жестокая расправа царского  правительства над участниками  восстания потрясла поэта: пять  человек, в том числе Пестель  и поэт Рылеев, с которыми Пушкин  был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу  в Сибирь. Среди них были его  самые близкие лицейские друзья  – Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решение царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворение, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось. И Николай 1, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию « Борис Годунов»

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"