Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание

1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 153.50 Кб (Скачать документ)

45 билет. Эволюц. поэзии Батюшкова. ПозднЛир

Батюшков понимал, что обостряющаяся тяжелая душевная болезнь безвременно оборвет  его литературную деятельность. Он с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а  нес на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было». Но, несмотря на трагический колорит поздней лирики поэта, в его стихах все же не исчезают искры надежды и оптимизма: в «Подражании древним» (1821) он, пытался преодолеть душевную депрессию.   Второй период творчества Батюшкова окрашен в мрачные, драматические тона, но в его поздней лирике начинают звучать философские мотивы, поэта волнуют вечные вопросы, он становится поэтом-мудрецом, поэтом-философом. Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы, пластика и скульптурность художественных образов ставят Батюшкова в ряд лучших русских романтиков.

Болезнь брала  свое, Батюшкову становилось все  хуже... Жуковскому удалось добиться в конце 1818 г. назначения Батюшкова в состав Русской миссии в Неаполе. Друзья надеялись, что что поездка в Италию благотворно повлияет на поэта. Но тот писал из Италии: “Посреди сих чудес удивись перемене, которая во мне сделалась: я вовсе не могу писать стихов”... В апреле 1821 г. Батюшков получил бессрочный отпуск и неизлечимо больным воротился в Россию. Первые годы болезни были ужасны: скитаясь по Кавказу и Крыму фактически в полном одиночестве, он в припадках безумия уничтожил рукописи многих новых стихов; он не мог видеть книг и сжег • свою любимую дорожную библиотеку.  

46 билет. Война 1812 у Жук

   В августе 1812 года Жук вступил в Мос народное ополчение.Отеч.война нашла в его поэзии яркий отклик-«Певец во стане русских войнов». Наполеоновская тема впоследствии обрела глубокое отображение в «Ночном осмотре», «Четырех сынах Франции».

   Батюшков  был тяжело ранен, чуть не  погиб. Показал себя храбрым  офицером. С Отечественной войной  1812 г. связаны патриотические стихотворения поэта «К Дашкову», «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 г.», «Переход через Рейн». Потрясенный «военными непогодами» и «страшным заревом столицы», поэт в стихотворении «К Дашкову» клянется отомстить «за древний град... отцов». После войны К.Н. Батюшков переживает тяжелый духовный кризис.

   И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения. Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы. Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель. Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны. Жуковский перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому “послужной список”. Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть. Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”.Авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга. 

47 билет. Новое и  старое в Горе  от ума Грибоед.

   Давно канула в Лету эпоха карет и дворцов, люди живут в других условиях, но все равно трудно умному человеку найти понимание в обществе. Веками складывающиеся основы жизни дворянства фактически изжили себя, дальновидныеПонялиЭто, другие же стараются сохранить старое или довольствоваться поверхностными изменениями. В переломные моменты общество раскалывается на революционеров и консерваторов. Он встречает стену непонимания, отторжения. Его трагедия заключается в том, что на сцене он один противостоит фамусовскому обществу.

   Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего», даже будущего, а второй «века минувшего» «по всей его молодости», потому что его устраив.принципы круга Фамусова. 

51 билет. Лирика  Южной ссылки,  Пушкин.

Жизнь Пушкина  теперь зависела от правителя. Ссылка была оформлена как перевод по службе. Пушкин стал ярким поэтом-романтиком. Его привлекли баллады, элегии и  дружеские стихи-послания. Баллада "Песнь о вещем Олеге", элегии «Погасло дневное светило». Часто  он проводил параллели с поэтами, которым посвящал послания – К  Овидию, К Баратынскому. Эти послания превращались в письма-исповеди. «К моей чернильнице», «Послание цензору» - раздумья о творчестве и положении  дел в литературе. Созданы поэмы  – «Кавказский пленник», «Бахчисарайский  фонтан», «Цыганы» - главное достижение в этот период. Пушкин испытал сильное влияние поэзии Байрона. Главный герой его произведений теперь-гордый и свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью. Начал работу над романом «Евгений Онегин».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

48 билет.Особен. изображ.Чацкого в ГореОтУма

Главный герой-Чацкий. Почему он? Мало того, что он оказался изгнанным, у персонажа несколько сюжетных линий – с Фамусовым общественное противостояние, любовная интрига с Софьей и Молчалиным. Чацкий выражает мысли, близкие Грибоедову. Говорящая фамилия (первон. Чадский – пребывающий в чаду страсти и борьбы). У всех персонажей несколько прототипов. У Чацкого – Чаадаев(созвучие+объявили сумасшед), Кюхельбекер (едва вернулся из-за границы и попал в такое общество), сам Грибоедов, который так же оказался на вечере и заявил «я им докажу, что я в своем уме. Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер-им не поздоровится». Грибоедов отказался от традиционного разделения героев на положит.и отриц. Чацкий умный, воин, честный, мужественный, при этом он вспыльчивый, самоцверенный и бесцеремонный. Проблема Чацкого – вопросы, давно решенные в уме, не могут быть даже поставлены в действительной жизни (Писарев). Гончаров называл Чацкого самым умным лицом в комедии. Он-фигура универсальная, неизбежная при смене веков, но немного опередившая свое время и подготавливающая приход нового. Чацкий не просто одинокая фигура, но тип, обозначивший целое явление в обществе и обнаруживший все болевые точки. Он хоть и изгнан из фамусовского общества, все равно верен своим убеждениям.

В речи Чацкого  часто встречаются риторические ?, инверсии, антитезы, восклицания, просторечия, афоризмы, ирония и сарказм. Широкая  гамма психолог. особен. персонажа:чувства люб,надежд. 

49 билет. Ран. полит. лир. Пушк.(Лицей, Питер).

Политическая  лирика Пушкина не только высокоидейна, гражданственна, но и напевна. Стихи  льются свободным потоком, открывая красоту и напевность русского языка. Рассмотрим стихотворение \"Деревня\". Оно четко делится на две части: в первой - поэт восторгается красотами  России, признается в любви \"мирному  шуму дубов\" и \"тишине полей\", создавая, а вернее, образно созерцая идиллические сельские картинки, а потом переходит к политическому подтексту. Видя \"невежества убийственный позор\" и \"барство дикое, без чувства, без закона\", поэт возмущен существующим \"порядком\". Он сожалеет, что не дан ему судьбой \"витийства Дар\", способный зажечь сердца современников на подвиг, на добрые дела, на изменение этой страшной действительности. В петербургский же период появляется послание к другу «К Чаадаеву». «На обломках самовластья напишут наши имена». Под влиянием членами тайного «Союза благоденствия» он пишет оду «Вольность» и стих «Деревня». Так же он написал злую сатиру на Александра I «Сказки.Noel».

«Склонитесь первые главой

 Под сень  надежную Закона,

 И станут  вечной стражей трона

 Народов вольность  и покой.» 

50 билет. Руслан и Людмила Пушкина

Жанр:Написана в 1818—1820, после выхода из Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней. Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму. Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который, начиная с «Руслана», стал решительно господствующей формой романтической поэмы. Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев».

Сюжет, композиция , стиль: Сюжет поэмы — сказочный, в нём все дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, а страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным. Похищение невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения, счастливый конец — все это похоже на сказку. Сохраняя традицию волшебно-рыцарского романа, А. С. Пушкин к концу поэмы по-новому сочетает фантастические элементы старославянской сказки с драматическими фактами древнерусской истории, свободно смешивая жанры создал произведение, которое до настоящего времени вызывает неподдельный интерес у многих поколений читателей.

52 билет. Эволюция поэмы. Пушкин.

Южные поэмы  Пушкина образуют определенный этап в эволюции поэта. И все же это  этап эволюции именно Пушкина! Творчество великого поэта, образует сложную, развивающуюся, подвижную, но в то же время и устойчивую в своих основных, определяющих, наиболее глубоких и характерных  чертах художественную систему. Признаки, определяющие своеобразие пушкинского  творчества в целом, его системность  с большей или меньшей степенью очевидности выступают в любом  его произведении, к какому бы сравнительно раннему или позднейшему периоду  оно ни относилось. Вот почему романтические  поэмы Пушкина и Байрона исследователи справедливо признали явлениями не одного, а двух индивидуально, а отчасти и типологически различных стилей. При многих близких чертах внешнего рисунка в них,получили свое выражение две несходные художественные системы, проявились черты двух разных творческих воль и индивидуальностей.

   КавказПлен. Поэма была связана с двумя центральными темами, которые разрабатывались в европейской литературе.Цивилизованный герой и простая возлюбленная; Тема разочарования героя в городской цивилизованной жизни.Самым популярным европейским писателем в это время в России становится лорд Байрон. Вслед за Байроном Пушкин подходит и к следующей теме — европеец на востоке. У героя Пушкина, в отличии от Байрона, не было имени. Это странно, т.к. Кавказ был символом свободы, а в конце – ода городским силам.В этом отношении следующие поэмы были более близки к изображению неповторимого индивидуального героя и к более традиционному изображению специфики взаимодействия культур.

   БахчФонтан, Цыганы-эти поэмы посвящены свободе, любви, цивилизации и пр. 

53 билет. «Воля и счастье», Цыганы Пушкина.

Алеко обличает «неволю душных городов», в которых люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизмаВ дальнейшем изгнанник А. появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля», «нега», «лень», «тишина». Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, А. может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера Алеко. «Счастья нет»-Земфира изменила, Алеко убил её. Счастья нет и у носителя простоты, мира и правды в поэме — старика цыгана, уход от которого Мариулы  навсегда разбил его личную жизнь. «Я припоминаю, Алеко, старую печаль». И эта «старая печаль» живет в душе цыгана на протяжении всего его жизненного пути. Тем самым разбивается иллюзия руссоизма о ничем не омрачаемом счастье «золотого века» — докультурного, дикого человечества». 

54 билет. Лир Пушк Михайловск. Жанр и мотив

Этот период творчества стал временем смены эстетических ориентиров. Пушкин постепенно начал  двигаться от романтизма к реализму, к новому принципу изображения человека. В Михайловском была завершена поэма  «Цыганы», написан шедевр романтической лирики «К морю». Мотивы и образы романтизма заметны во многих произведениях «Разговор кн.с.п.», «Пророк». Позже меняется стиль любовной лирики, проявляются уникальные переживания К ****, Признание. Позже – поэма «Граф Нулин», главные главы «Евгений Онегин» с ориентировкой на реализм. Первое произведение в стиле реализма трагедия «Борис Годунов».  

55 билет. Поэт и поэзия (юг и михайл) Пушкин

Часто он проводил параллели с поэтами, которым  посвящал послания – К Овидию, К  Баратынскому. Эти послания превращались в письма-исповеди. «К моей чернильнице», «Послание цензору» - раздумья о  творчестве и положении дел в  литературе. Михайловское – разговор к с п. СЮЖЕТ 
 
 
 
 
 
 
 

56 билет. Полит. лирика Пушкин 26-30 гг.

Николай I вызвал Пушкина к себе. Тот признался, что если бы он 14 декабря 1825 был в Питере, то обязательно был бы на восстании на Сенатской площади. Николай простил его и сделал себя цензором его произведений. Пушкин рисковал, когда отправлял свои стихотворения «Пущину» и «Во глубине сибирских руд». Он пишет «Стансы», «Полтаву». В Стансах Пушкин призвал царя быть похожим на «пращура», царь поразил поэта готовностью к реформам.   

57 билет. Поэт и поэзия Пушкин 26-30 гг.

Размышления о  поэте получили законченный и  концептуальный характер в стихотворениях «Поэт»

«Поэт и толпа», «Поэту».   

58 билет. Повести Белкина, Пушкин

    «Повести  Белкина» задуманы как пародия  на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные  романтические штампы и «переворачивает»  их. Конфликт в «Стационарном  смотрители» нарочито банален.  Военный заезжает на постоянный  двор, соблазняет дочку станционного  смотрителя и увозит с собой.  По всем канонам романтической  литературы история должна непременно  закончится трагически. Пушкин следует  этой трагедии практически до  самого конца, нагнетая трагизм.  Но в самом конце оказывается,  что Дуня счастлива, у нее  дети и любящий муж. В «Барышне-крестьянке»  взят другой расхожий сюжет  – вражда двух семейств. Ситуация  нагнетается, но затем также  разрешается совершенно не романтическим  способом – все оказывается  как нельзя лучше. В «Повестях  Белкина» романтическому взгляду  на действительность противопоставляются  реальная жизнь и здравый смысл.  Пушкин высмеивает «романтические  наклонности» своих героев ,противопоставляет  им нормальную жизнь, в которой  есть радость, приятные житейские  мелочи, и «богатое имение», и  «связи», что для нормальной, полноценной жизни не так уж мало. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" состоят из 5 повестей: "Выстрел", "Метель"” "Гробовщик", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка". Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться.     "Повести Белкина" задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово "любовь". Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои "Повестей Белкина" (кроме повести "Гробовщик") счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.Иван Петрович Белкин — персонаж, вымышленный Пушкиным. Это молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством и умерший в 1828 году. Его краткая биография описывается в предисловии к книге. Помимо цикла повестей, Белкин выступил и как автор хроники «История села Горюхина».Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому времени направлении в русской литературе: «Выстрел» — романтизм; «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» — сентиментализм; «Гробовщик» — содержит элементы готической повести.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"