Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание

1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 153.50 Кб (Скачать документ)

60 билет. Поэма Граф Нулин, Пушкин.

«Граф Нулин» —  поэма Александра Сергеевича Пушкина. Была написана в конце 1825 года; напечатана в 1827 году. Литературовед Сергей Михайлович Бонди называет её первой реалистической поэмой в творчестве Пушкина.

А. С. Пушкин при  написании этого лёгкого юмористического  водевильного текста отклонился от моделирования  традиционного романтического изображения  действительности. Он как бы поставил перед собой задачу отобразить быт ничем не примечательных (с точки зрения романтического канона) людей одновременно с изображениями русского пейзажа, которые органично дополняют генеральную сюжетную линию. Стиль этой поэмы — практически разговорный, язык чрезвычайно простой, иногда пародийно репрезентирующий возвышенную романтическую лексику.

Сам Пушкин в  разъяснительных заметках к «Графу Нулину» пишет о том, что его  поэма представляет собой пародийную интерпретацию шекспировской поэмы  «Лукреция».

По всей вероятности, А. С. Пушкин задумал написание этой поэмы совершенно спонтанно, находясь под воздействием полученных благоприятных  для него известий о скоропостижной смерти императора Александра I в Таганроге, из чего он сделал вывод, что вскоре ему удастся выехать из Михайловского, в котором он, по распоряжению, исходившего  из высших эшелонов власти, более года (с лета 1824) вынужден был находиться в качестве затворника.

Поэма «Граф  Нулин» вызвала массу противоречивых откликов в литературной критике. В  первую очередь Пушкина упрекали в «безнравственности» и в  легковесности содержания произведения. В то же время следовали укоры  по причине введения Пушкиным неэстетичных прозаизмов в высокопоэтическую литературную речь. Проблема использования фонетических, лексических и синтаксических элементов «презренной прозы» в поэтическом тексте чрезвычайно заботила Пушкина всё время, к ней А С. Пушкин часто обращался в своих критических заметках и

очерках. 

61 билет. Нравст.проблем.Борис Годунов

    Пушкин задумал "Бориса Годунова" как историко-политическую трагедию. Драма "Борис Годунов"протипостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.

    Если  в "Евгении Онегине" стройная  композиция проступала сквозь "собранье  пестрых глав", то здесь она  маскировалась собраньем пестрых  сцен. Для “Бориса Годунова”  характерно живое разнообразие  характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией,  при которой автор закладывает  в основу доказанную и законченную  мысль и далее украшает ее "эпизодами" .

    С  "Бориса Годунова" и "Цыган"  начинается новая поэтика: автор  как бы ставит эксперимент,  исход которого не предрешен.  Смысл произведения — в постановке  вопроса, а не в решении его.  Декабрист Михаил Лунин в сибирской  ссылке записал афоризм: "Одни  сочинения сообщают мысли, другие  заставляют мыслить". Сознательно  или бессознательно, он обобщал  пушкинский опыт. Предшествующая  литература "сообщала мысли". С  Пушкина способность литературы "заставлять мыслить" сделалась  неотъемлемой принадлежностью искусства 

    В  "Борисе Годунове" переплетаются  две трагедии: трагедия власти  и трагедия народа. Имея перед  глазами одиннадцать томов "Истории..." Карамзин, Пушкин мог избрать  и другой сюжет, если бы его  целью было осуждение деспотизма  царской власти. Современники были  потрясены неслыханной смелостью,  с которой Карамзин изобразил  деспотизм Грозного. Рылеев полагал,  что Пушкину именно здесь следует  искать тему нового произведения.

    Пушкин  избрал Бориса Годунова — правителя,  стремившегося снискать народную  любовь и не чуждого государственной  мудрости. Именно такой царь позволял  выявить закономерность трагедии  власти, чуждой народу.  
 
 
 
 
 
 

62 билет. История в Борисе Годунове, Пушкин

Александр Сергеевич  Пушкин постоянно интересовался  русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением  поэта на эту тему является трагедия “Борис Годунов”.

    В  этом философском произведении  автор рассуждает о сущности  власти и ее влиянии на самого  правителя, о незаконном восшествии  на престол и вечном страхе  перед потерей трона. А здесь  еще пролилась кровь царевича  Дмитрия. Все в этом обвиняли  Годунова, и Шуйский, посланный  расследовать это злодейство, обнаружил  тому подтверждение, но в то  же время спасовал при встрече  с царем Борисом, так он объясняет  свою слабость Воротынскому:

    Александр  Сергеевич Пушкин придерживается  исторической версии, что убийство  царевича Дмитрия, наследника  престола, необходимо было Борису  Годунову, жаждущему власти.

Здесь открываются  истинные взаимоотношения власти и  народа. Несмотря на то что Годунов  прекрасный семьянин и отец, прогрессивный  политический деятель, который хочет  уничтожить местничество, назначая “худородного Басманова” воеводой над родовитыми боярами:

    Это  основная мысль трагедии “Борис  Годунов”. России необходима крепкая  власть, но не замешанная на  крови, а иначе все рассыплется  в прах — таков неумолимый  закон жизни. 

    Пушкин  показывает, что движущей силой  истории является народ, и он  же всегда остается в проигрыше.  Плодами его труда пользуются  правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и  уходят, а народ “безмолвствует”,  так как не в силах что-либо  изменить самостоятельно, а истинных  героев, самоотверженных борцов  за всеобщее счастье нет, они,  может быть, появятся позже. Пока  же народу остается ждать, терпеть,  надеяться теперь... на Лжедмитрия. 

63 билет. Царь и самозванец в трагедии.

Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.

    Образ  Бориса Годунова раскрыт широко  и разносторонне. Борис показан  и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные  качества.

    Борис  наделён многими положительными  чертами. Привлекательны его большой  ум, могучая воля, отзывчивость, желание  «свой народ в довольствии,  во славе успокоить». Как нежный  отец, он искренне скорбит о  горе своей дочери, потрясённой  неожиданной смертью своего жениха

    Борис  — опытный политик, он трезво  учитывает отношение к нему  бояр, понимает всю сложную обстановку  внутри страны пего время и  даёт разумные советы своему  сыну в предсмертном завещании.  Просватав свою дочь за шведского  королевича, он думает об укреплении  связи Руси с западноевропейскими  государствами. 

    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу. Тагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

64 билет. Летописец Пимен. Пушкин, БГ.

ПИМЕН — центральный  персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории…» Н.М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI»Шв. (Например, рассказ П. о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. П.— герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов — важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник — Борис Годунов. Но Шуйский — свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». П.— единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись — и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». («Комедия о настоящей беде государства московского…» — одно из черновых названий пушкинской трагедии.) 

65 билет. Любовь и исповедь Пушкин 20е годы

Меняется стиль  любовной лирики, проявляются уникальные переживания К ****, Признание. Исповедь и философия – стихотворения  Дар напрасный, дар случайный, «Воспоминание». Усилился интерес автора к философской  проблематике.  

66 билет. Литра и жизнь, повести Белкина

  “Повести  Белкина” являются замечательным  образцом реалистической прозы  XIX века. Александр Сергеевич Пушкин  создает в этом цикле незабываемую  галерею образов, живущих и  действующих на фоне прекрасной  русской природы. Благородные  и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые — эти  герои живут в своем мире, но  он прочно вошел в нашу жизнь.  Мы уже не мыслим своего существования без героев Пушкина. Они учат нас благородству и терпению, самостоятельности и добру.

    Остановимся  подробнее на повести “Метель”. Ее нехитрый сюжет легко запоминается  и долго будоражит воображение  читателя. Кажется, что это авантюрная  повесть, которая задумана автором,  чтобы рассказать об удивительных  вещах, которые случаются в  жизни. Но Пушкин намного мудрее, чем кажется на первый взгляд.     Показав двух молодых, легкомысленных людей, автор развивает мысль об ответственности человека за свои поступки. Сколько бы нам ни было лет, мы обязаны думать, что последует за нашими действиями, чем они обернутся для окружающих.    Марья Гавриловна, ослепленная любовью, бежит из родительского дома, не подозревая, что наказывает себя, может быть, на всю жизнь. Она слишком молода и влюблена, чтобы думать о ком-нибудь, кроме Владимира. Оказавшись обвенчанной с неизвестным, она покорно и терпеливо несет свой жребий, не обвиняя никого.  
 
 
 
 
 

67 билет. Маленькие трагедии Пушкина.

    "Маленькие  трагедии" — действительно маленькие,  короткие истории, но столь  захватывающие, что прочитываешь  их "одним вздохом". Сюжеты о  Дон Жуане или о Моцарте  и Сальери были известны и  до Пушкина, не только он  использовал их в своем творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести  эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства  настоящей и непреложной истиной.  Очень сильна эмоциональная сторона  трагедий. Характеры героев, их поведение  представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает  их внутреннюю борьбу, сомнения, страх. Не зря на "Маленькие  трагедии" написано множество  музыкальных произведений, сняты  фильмы, поставлены чудесные спектакли.  Это творение Пушкина вдохновляет  своими сильными образами, красивыми  и жуткими сценами (пир во  время чумы, приближение Каменного  гостя. .). Есть здесь и страх,  и любовь, и страсть, и предательство.  Одна из таких трагедий - "Моцарт  и Сальери". Смерть великого  Моцарта была предметом разных  произведений, есть различные ее  интерпретации. Пушкин в своей  версии взял за основу одну  из человеческих страстей - зависть.  Трагедия "Моцарт и Сальери"  выглядит как картина, в которой  второй план контрастнее первого.  Так, именно Сальери является  ее главным героем. Именно его  мучительные переживания, страшная  зависть не бездарного, но посредственного  композитора - главная завязка  сюжета. А на первом плане мы  видим беззаботного гения, который  с одинаковой легкостью резвится  по балам, веселится с прекрасными  девушками и пишет музыку. Музыку, которая безумно восхищает и  подавляет Сальери. С одной  стороны, он понимает, что перед  ним гений, но с другой —  он не может осознать такой  несправедливости судьбы. 

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"