Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание

1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 153.50 Кб (Скачать документ)

22 билет. Жанр. и стилист. новатор. Державина

В работе под  названием «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» он показывает свою готовность отойти от общепринятых норм литературно-критического очерка как по форме, так и по содержанию. Державин отказывается от классицистических норм. Он считает главным вдохновение, порывы чувств, высокие мысли, а не строгое соответствие языковым и стилистическим правилам. Несомненно, что яркой особенностью поэзии Державина является несвойственный поэтам того времени прием: сочетание «высокого» и «низкого». Державин вводит новые размеры. Например, в стихотворении «Ласточка» использованы вместе «несочетаемые» ранее размеры:Доминирующей темой в творчестве Державина является человек, его жизнь и внутренний мир. Поэт обращает внимание на мельчайшие детали человеческого бытия, что так же явилось новшеством для поэзии того времени.

Державин не скрывает своих мыслей, эмоций, щедро  делится ими с читателем. Подобная тенденция была шагом к развитию реализма в поэзии.Нередко в творчестве Державина проскальзывают автобиографические мотивы, читатель может составить определенное представление о жизни самого поэта. Основная его заслуга в том, что он существенно расширил узкие границы классицистических традиций. Если речь шла об изображении положительного героя, то это должен был быть человек без недостатков, идеальный герой, разительно отличающийся от живых людей. Если речь шла об изображении отрицательного героя, то это должен был быть человек в высшей степени непорядочный, олицетворение всего темного. Так же классицистические традиции не признавали любого упоминания о быте или проявления простых человеческих чувств. Новаторство Державина стало началом возникновения новой поэзии, где есть место реальному человеку и его истинно человеческим чувствам, интересам и качествам. 

23 билет. Ода Фелица жанр стиль Державина.

Огромное значение в творчестве Державина имеет  ода «Фелица», которая была создана в 1782 году. Это произведение ознаменовало собой новый этап в русской поэзии. Если говорить о жанре «Фелицы», то это была настоящая хвалебная ода. Но своеобразие произведение было в том, что поэт отступил от привычных правил. Он выразил свои чувства по отношению к императрице иным языком, не таким, каким обычно возносили хвалу сильным мира сего. Императрица Екатерина II показана в образе Фелицы. В этом произведении образ императрицы значительно отличается от привычного классицистического изображения монарха. Державин изображает реального человека, говорит о ее привычках, занятиях. Державин использует сатирические мотивы и бытовые описания. А законы классицизма не разрешали при написании оды использовать сатиру и бытовые детали. Державин сознательно нарушает традицию, поэтому его новаторство в написании оды несомненно.Державин широко использует низкую лексику. Он говорит о себе: «курю табак», «кофе пью», «забавлюсь лаем псов», «играю в дурака с женой». Таким образом поэт раскрывает перед читателем подробности своей частной жизни. Классицистические традиции не позволяли подобных описании. Державин обращается к императрице с вопросом: «Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить...». В этих словах таится одновременно и упрек к царице. 

24 билет. Повседн. жизнь в лирике Державина

Поэт увидел истинную природу – мир многозвучный и многоцветный, в его вечном движении и изменениях, безгранично раздвинул  рамки поэтического (от самых высоких сюжетов до бытовых подробностей). Богатая жизненная школа помогла Державину увидеть тяжелейшие условия, в каких пребывал народ, злоупотребления властью помещиков и страшный разбой администрации. Державин не был противником самодержавия, но смело выступал против тех, кто не уважал закон. Врагами поэта становились те, кто забывал общественное благо и интересы народа, предавшись праздной дворцовой жизни. Державин видел продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде». В своем стихотворении «Властителям и судьям» он призвал на их головы страшную кару. Вместе с тем острый взгляд Державина-поэта помог ему увидеть, оценить красоту простых людей, воспеть красоту крестьянских девушек. 

25 билет. Особен. языка поэзии Державина.

Во время создания «Фелицы» Державин знал императрицу лишь по слухам и искренне верил, что она такая, какой старалась себя показать, — просвещенная мать Отечества. Именно так Екатерина изображена в его оде. Державин был представителем классической школы, но могучему таланту поэта было тесно в рамках строгих правил этого направления. Поэтому Державин соединил в «Фелице» оду и сатиру — два различных стихотворения, и создал оду-сатиру, что стало настоящим литературным переворотом. Высокая поэзия оды становилась проще и приближалась к жизни. Ода «Фелица» — гражданская ода. Онпродолжает традицию ломоносовских похвальных од, но резко отличается от них новым толкованием образа просвещенного монарха. Новизна этой оды заключается в том, что образ Фелицы разноплановый. Фелица — одновременно просвещенная монархиня и частное лицо. Так, например, автор изображает частную жизнь царицы, ее привычки и особенности характера. Историческая же заслуга Державина состоит во введении им в русскую поэзию «обыкновенного поэтического слова». Сам автор тоже осознавал новизну «Фелицы» и относил ее к «такого рода сочинению, какого на нашем языке еще не бывало». 

26 билет. Изобразительность в поэзии Державин

В XVIII веке идеальный  пейзаж был значим сам по себе, как поэтическое представление природы, ранее вообще не входившей в систему эстетических ценностей русской литературы. Поэтому у Ломоносова, Державина, Карамзина этот пейзаж обладал художественной самоценностью, как поэтизация той части действительности, которая раньше, в средневековой литературе, не считалась поэтической: как знак овладения античным, общеевропейским искусством пейзажа.

Продолжение 23 билет. 

27 билет. Поэмы 17 в. Майков и Богданович

Ироико-комическая поэма (от франц. heroi-comique – шутливо-героический) – исторический жанр комической поэзии в европейских литературах 17-18 вв., образцы которого характеризует контраст тематического и стилистического планов. В произведениях данного жанра сталкиваются высокое и низкое: поэты либо повествуют нарочито торжественным слогом о предметах “ничтожных”, либо использованием низкого стиля.

  1 – Майков был поэтом сумароковской школы: в его поэме содержится чрезвычайно лестная характеристика Сумарокова. Непосредственным поводом к созданию поэмы «Елисей, или раздраженный Вакх» стала опубликованная в начале 1770 г. первая песнь «Энеиды» Вергилия, перевод которой был выполнен поэтом ломоносовской школы Василием Петровым. Поэма первоначально была задумана как пародия на перевод Петрова, причем литературная форма борьбы стала своеобразной формой борьбы политической. В этом плане бурлескная поэма Майкова оказалась сродни пародийным публикациям в журнале Н. И. Новикова «Трутень», где для пародийной перелицовки активно использовались тексты Екатерины II. Можно провести много параллелей. Эней Вергилия явился причиной ссоры богинь Юноны и Венеры — подобно ему майковский герой становится орудием разрешения спора между богиней плодородия Церерой и богом вина Вакхом.

  2 – Богданович демонстративно противопоставил свое легкое, изящное, не претендующее на нравоучение и мораль сочинение еще вполне устойчивым взглядам на литературу как «училище нравственности». «Душенька» — это один из первых образцов не то чтобы развлекательного чтения; это произведение, имеющее конечным результатом своего воздействия на читателя именно эстетическое наслаждение в чистом виде без всяких посторонних целей. В результате получается прихотливый, но органичный синтез двух родственных фольклорных жанров, принадлежащих ментальности разных народов, греческого мифа и русской волшебной сказки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

28 билет. Комедия классиц.Фонвизин и Капнист

          1 – Д.И. Фонвизин. Недоросль. Комедия  классицизма –произведение низкого жанра, изображающее повседневную жизнь. Комедия Фонвизина этому требованию соответствует. Действие происходит в усадьбе Простаковых. комедия классицизма должна была не просто смешить, но и просвещать, поучать, утверждая разумное, положительное, выражать авторский идеал. Поэтому отрицательным героям обязательно противопоставлялись герои положительные. Приём прямого соотнесения характеров – одна из особенностей русской комедии классицизма. В комедии “Недоросль” четыре героя с одной стороны противопоставлены четырём с другой. Положительные герои лишь проясняли авторское отношение к происходящему. Они выдвигали разумный идеал в различных сферах человеческой жизни, жизни общества. Именно поэтому так близко было современникам Фонвизина всё то, о чём говорили Стародум, Милон, Правдин, Софья.

Бригадир. «действие в «Бригадире» есть, но оно лишено единства, как оно понимается теоретиками классицизма. Не раз возникая, действие прерывается. Конфликт по-настоящему завязывается только в последнем акте: Бригадир и Советник становятся свидетелями любовного объяснения Ивана и Советницы.

          2 – В. Капнист. Обратив внимание на то, что мотиву театра-зеркала и комедии-зеркала неизменно сопутствует мотив суда, мы поймем, что именно комедия «Ябеда», с ее судным сюжетом, воспринятая современниками как зеркало русских нравов, стала своеобразным смысловым фокусом русской высокой комедии XVIII в. В плане наследования Капнистом фонвизинской традиции очевидна прежде всего близость любовной линии «Ябеды» соответствующему сюжетному мотиву «Недоросля». Слово в «Ябеде» начинает играть смыслами буквально с титульного листа текста и : афиши спектакля. Как слово «недоросль» является каламбуром с двумя смыслами, так и слово «ябеда» причастно к этому роду словесной игры своей внутренней формой, предполагающей способность саморазоблачения того «социального бедствия», которое обозначает: «Ябеда» — «я — беда». Говорящие фамилии. И. конечно же, далеко не случайно, что из всех комедий XVIII в. именно «Ябеда» должна была кончаться своеобразной «немой сценой», аллегорически изображающей Правосудие. 

29 билет. Ябеда Василия Капниста.

   Проблематика: Тема «Ябеды», разгул произвола и грабежа чиновников, была темой острой, злободневной, нужной во времена Капниста да и значительно позднее, в XIX в., не потерявшей своего интереса. Комедия была написана в 1790-х годах. Бюрократия была издавна врагом независимой общественной мысли.

   Сюжетом «Ябеды» является типическая история одного судебного процесса. «Ябедник», ловкий жулик, специалист по судебным процессам Праволов хочет отнять без всяких законных оснований имение у честного, прямодушного офицера Прямикова; Праволов действует наверняка: он усердно раздает взятки судьям; председатель гражданской судебной палаты у него в руках, берет у него взятки и собирается даже породниться с ним, выдав за него свою дочь. Прямиков, твердо надеявшийся на свое право, убеждается в том, что с правом против взяток ничего не сделаешь. Суд уже присудил было его имение Праволову, но, к счастью, в дело вмешалось правительство, до сведения которого дошли безобразия гражданской палаты и Праволова. Последний арестован, а члены суда отданы под суд; Прямиков женится на судейской дочери, добродетельной Софии, которую он любит и которая любит его.

   Стиль: Здесь сказалась и тяга к отдаленной античной культуре, непохожей на живую социальную действительность, и тяга к законченному и эстетизированному поэтическому стилю. Капнист видит в Горации учителя в отречении от насущных интересов жизни, анакреонтизм он истолковывает как поэзию легкого и несколько сентиментального утешения. Отделка языка, гармония звукового состава стиха, расчет в каждом обороте фразы, отбор специфически-поэтического словаря, – вся эта тонкая работа над стихом в лирике Капниста идет в направлении созидания поэтической культуры будушего.     
 
 

30 билет. Бригадир Д.И. Фонвизина.

   Проблематика: высмеивалось невежество, взяточничество, раболепство перед всем иностранным «благородного сословия». Корень зла Фонвизин-просветитель видел в порочности космополитического воспитания молодых дворян.

Создавая «Бригадира», Фонвизин еще следовал традициям  классицизма, что сказалось в  четком делении персонажей на добродетельных и порочных, в рационалистическом подчеркивании одной черты характера героя, в соблюдении единств времени, места. Однако в комедии по-новому представлен образ жизни, быт героев; если у драматургов классицизма быт обычно изображался как сумма смешных явлений «низменной» жизни, нередко лишенных национальной окраски, то у Фонвизина показаны именно русские нравы и обычаи.

   Система персонажей: В комедии «Бригадир» герои образуют своеобразные пары, объединенные супружескими или любовными отношениями: Бригадир и Бригадирша, Советник и Советница, Иван и Советница, Добролюбов и Софья. По принципу симметрии построены многие сцены: герои по очереди высказывают свое мнение о том, что следует читать, о пользе грамматики и т. п. Фонвизинский «Бригадир» больше связан с первым этапом русского классицизма. Даже выбор героев во многом подсказан сатирами Кантемира и ранними комедиями Сумарокова: хитрый подьячий, хвастливый воин, галломаны и щеголи. Средства характеристики действующих лиц также восходят к художественным приемам сатиры. Персонажи раскрывают себя не в сценическом действии. Они сами говорят о своих недостатках, выдавая их, по простоте душевной, за добродетели.

   Сюжет: Ивана хотят женить на Софье, но Софья любит Добролюбова, а Иван – мать Софьи, а отец Ивана тоже мать Софьи, а мать Софьи – Ивана, а отец Софьи – мать Ивана.

   Стиль: Внешне к классицизму относятся и комедия Д.И. Фонвизина "Бригадир" . Их композиция соответствует требования драматургии классицизма о соблюдении единства места и времени. Фамилии героев характеризуют их личные качества. Но в то же время герои Фонвизина - живые люди, наделенные не только пороками или добродетелями, но индивидуальными характерами. 

32 билет. Бедная Лиза, Карамзин

Поэтика и сюжет: Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви  простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют». Лиза — идеал «естественного человека», за которого ратовали сентименталисты. Она не только «прекрасна душою и  телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и богатством, оказывается духовно мельче ее. Он не в состоянии подняться над  сословными предрассудками и жениться на Лизе. Эраст обладает «изрядным  умом» и «добрым сердцем», но при  этом «слаб и ветреней». Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой  вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства  не умерли в Эрасте и, как уверяет  нас автор, «Эраст был до конца  жизни своей несчастлив. Узнав  о судьбе Лизиной, он не мог утешиться  и почитал себя убийцей». Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"