Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:08, курсовая работа
Целью настоящей работы является проведение экспертизы качества кефира.
Задачи:
1. Рассмотреть потребительские свойства и пищевую ценность кисломолочных продуктов.
2. Изучить классификацию кисломолочных продуктов.
3. Определить факторы, формирующие качество кисломолочных продуктов.
4. Проанализировать состояние рынка кисломолочных продуктов и пути оптимизации ассортимента.
5. Изучить теоретические основы экспертизы кефира.
6. Провести анализ ассортимента кефира, реализуемого магазином «Универсам удачных покупок».
7. Провести экспертизу качества кефира, реализуемого магазином «Универсам удачных покупок».
8. Объект исследования: кефир, реализуемый магазином «Универсам удачных покупок».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ 5
1.1. Потребительские свойства, пищевая ценность кисломолочных продуктов 5
1.2. Классификация кисломолочных продуктов как основа его идентификации 9
1.3. Факторы, формирующие качество кисломолочных продуктов 12
1.3.1. Влияние сырья и его новые виды 12
1.3.2. Технологические схемы производства, их влияние на качество кисломолочных продуктов 20
1.4. Современный рынок кисломолочных продуктов и пути оптимизации ассортимента 23
1.5. Современные тенденции экспертизы качества кефира 30
2. АССОРТИМЕНТ, ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА КЕФИРА, РЕАЛИЗУЕМОГО В МАГАЗИНЕ «УНИВЕРСАМ УДАЧНЫХ ПОКУПОК» 34
2.1. Организация работы, объекты исследования и методы испытаний 34
2.2. Анализ ассортимента кефира 35
2.3. Результаты экспертизы качества кефира 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
Далее следует отечественный производитель «Молвест», доля которого также остается практически неизменной и по итогам 2010 года составила 2,0%. Главной торговой маркой компании является «Вкуснотеево». Значительные инвестиции осуществляются в разработку и продвижение других торговых марок комбината: «Фруате», «Ералаш», «Иван Поддубный», «Сан Круи», «Волжские просторы», «Кубанский Хуторок». Одним из главных событий для компании явилась покупка в начале 2010 года «Калачаевского» завода у московского холдинга по производству плавленых сыров «Карат». В будущем предполагается, что производство плавленых сыров может стать ключевым проектом.
Голландский производитель Campina занимает около 1,8%. Наиболее популярными брендами являются йогурты Fruttis и «Нежный». В 2010 году компания разработала новую стратегию поведения, в соответствии с которой в ближайшие пять лет предполагается развитие и активное инвестирование средств в молочную продуктовую линейку и в продукты с высокой добавленой стоимостью.
Рыночные доли компаний Hochland и ГК «Молочный продукт» близки и составляют около 1,2%.
Hochland является крупнейшим
мировым производителем сыра. В
России компания
ГК «Молочный продукт» – отечественный производитель с производственными мощностями в Москве и Нальчике. Наиболее известными брендами компании являются Dolce Vita, сливочное масло «Вологодское», «Крестьянское».
Последний из девяти ведущих производителей – компания Ehrmann – в настоящее время занимается производством йогуртов, творожков, пудингов и десертов. Основными брендами, широко представленными на территории России, являются Prebiotic, «Эрмигурт», «Эрмик», «Услада». Доля Ehrmann на отечественном молочном рынке равна около 1.1%.
Отдельно стоит отметить сегмент продукции операторов торговли, так называемый private label. Например, торговая сеть «Ашан» выпускает молочные продукты под брендом «Лакомо». Крупная торговая сеть X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка») помимо уже существующих собственных брендов в 2010 году объявила о начале производства во Франции йогуртов и десертов под брендами Bio Plus и Dessert Plus. Доля private label на рынке молочных продуктов в 2010 году была около 3.3%.
Из вышесказанного можно заключить, что важными чертами российского молочного рынка на сегодняшний момент являются высокая концентрация и сильные позиции крупных зарубежных игроков. В результате конкуренция между производителями острая, более крупные игроки вытесняют средних и мелких производителей, провоцируя тем самым дальнейшее развитие процесса «олигополизации» на рынке. Однако не стоит забывать, что Россия обладает огромными территориями и не всегда существует возможность перевозки скоропортящейся продукции на большие расстояния, поэтому мелкие производители и «местечковые» заводы будут существовать всегда.
Подводя итоги, отметим,
что рынок молочных продуктов
в среднесрочной перспективе
ожидает новый виток
Качество кисломолочных напитков определяют по органолептическим показателям: вкусу и запаху, внешнему виду и консистенции, цвету, а также кислотности. Консистенция и характер сгустка кисломолочных напитков определяются сырьем и технологией, а также зависят от способа производства. Продукты, выработанные термостатным способом, имеют ненарушенный сгусток. У кисломолочных напитков, полученных резервуарным способом, сгусток нарушенный, легко перемещающийся в бутылке или иной потребительской таре.
В кефире допускаются отдельные пузырьки газа, которые образуются в результате спиртового брожения. Не допускаются обильное газообразование, разрыв сгустка и отделение сыворотки от сгустка более 2%.
Для контроля качества кефира в потребительской таре по органолептическим и физико-химическим показателям от каждой партии продукции отбирают выборку.
Партией считают предназначенную
для контроля совокупность единиц продукции
одного наименования, в однородной
таре, с одинаковыми физико-
Согласно ГОСТ 26809-86 от кефира, расфасованного в пакеты, в качестве средней пробы отбирают следующее количество единиц расфасовки:
1-2 – до 100 ящиков;
2-3 – от 100 до 200 ящиков;
3-4 – от 200 до 500 ящиков;
4-5 – от 500 до 1000 ящиков.
Кефир каждой отобранной единицы расфасовки исследуют отдельно.
Жидкие кисломолочные продукты в потребительской таре перемешивают в зависимости от консистенции продукции путем пятикратного перевертывания бутылки, пакета или шпателем около 1 мин после вскрытия тары.
Кефир выливают в химический стакан, помещают его на 10 мин. в водяную баню температурой (32+2 ), перемешивая, для удаления углекислоты. Затем, продукты из бутылок и пакетов сливают в посуду, составляя объединенную пробу.
Объем объединенной пробы жидких кисломолочных продуктов в потребительской таре равен объему жидких кисломолочных продуктов, включенных в выборку. Из объединенной пробы после перемешивания выделяют пробу, предназначенную для анализа, объемом около 0,1 л [1].
Кисломолочные напитки благоприятной средой для развития многих микроорганизмов, поскольку содержат много влаги, белков, углеводов и зольных элементов. В связи с этим во время хранения у них могут измениться кислотность, вкус, запах и консистенция.
Изменение кислотности. Содержащийся в кисломолочных напитках молочный сахар разлагается под действием микроорганизмов с образованием молочной и некоторых других кислот. Титруемая кислотность превышает при этом допустимые нормы, вследствие чего продукт приобретает резко кислый вкус. С повышением температуры окружающего воздуха скорость нарастания кислотности возрастает.
При длительном хранении в условиях повышенной температуры отмечается снижение кислотности вследствие развития гнилостных процессов. В результате этих процессов происходит распад белков с образованием щелочных соединений. Продукт приобретает пороки вкуса, запаха и консистенции и становится непригодным для употребления.
Изменения вкуса и запаха. Нечистые вкус и запах возникают при развитии в продуктах посторонней микрофлоры.
Уксуснокислый вкус и запах могут появляться в результате развития в них уксуснокислых бактерий, которые окисляют спирт до уксусной кислоты. Эти бактерии при пастеризации молока погибают. Поэтому недостаточная пастеризация кисломолочных напитков, несоблюдение санитарно-гигиенических условий производства и плохая укупорка способствуют появлению этого порока.
Прогорклый вкус появляется
в результате гидролиза молочного
жира под влиянием липазы плесеней,
которые попадают в сметану при
нарушении санитарно-
Пресный вкус получается при слабом развитии молочнокислого брожения [5, с. 80].
Плесневение. На поверхности кисломолочных напитков может развиваться белая молочная плесень, которая вызывает нечистый, а иногда прогорклый вкус. Кисломолочные напитки, поступившие в крупной таре с плесенью на поверхности, перед реализацией зачищают.
Тягучая консистенция кисломолочных напитков может быть результатом развития слизеобразующих бактерий или другой посторонней микрофлоры, например уксуснокислых бактерий.
Вспученная консистенция. Этот порок кисломолочных напитков вызывается развитием в продукте газообразующих микроорганизмов, дрожжей, сбраживающих лактозу, или в результате хранения при высоких температурах.
Отделение сыворотки (перекисание) в кисломолочных напитках происходит в результате накопления излишнего количества кислот в процессе производства и хранения при высокой температуре.
Салистый вкус возникает в результате окисления жира под действием солнечного света, повышенной температуры хранения, наличия металлов переменной валентности.
Горький вкус обусловлен расщеплением белковых веществ под действием протеолитических ферментов в процессе длительного хранения.
Металлический привкус возникает при упаковке кисломолочных напитков в металлические фляги с нарушенным слоем внутреннего покрытия.
Усушка. Кисломолочные напитки при хранении могут незначительно терять в весе в результате испарения влаги черёз тару и упаковку. С понижением температуры окружающего воздуха потери эти уменьшаются.
Неоднородная консистенция наблюдается в кисломолочных напитках при их подмораживании вследствие образования комков белка.
Кисломолочные напитки замораживать нельзя. Образующиеся при замораживании кристаллы льда нарушают структуру продукта, в результате чего при оттаивании выделяется сыворотка, консистенция продукта становится хлопьевидной или крупитчатой. Снижаются и вкусовые достоинства, тара деформируется.
Целью исследования является определение качества кефира реализуемого в магазине «Универсам удачных покупок», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Комсомольская, 23а.
Задачи исследования:
Экспертиза качества проводится в соответствии требованиями ГОСТ Р 52093-2003 [2].
Для исследования качества кефира, были взяты следующие образцы:
Место исследования –
биохимическая лаборатория
В данном магазине представлен следующий ассортимент кефира:
- Кефир, жирность 1% производителя ЗАО Племзавод «Ирмень», объемом 1 л.
- Кефир, жирность 2,5% производителя ЗАО Племзавод «Ирмень», объемом 1 л.
- Кефир, жирность 3,2% производителя ЗАО Племзавод «Ирмень», объемом 1 л.
- Кефир, жирность 2,5% производителя ЗАО Племзавод «Ирмень», объемом 0,5 л.
- Кефир, жирность 2,5% производителя ОАО «Вимм-Билль-Данн», объемом 1 л.
- Кефир, жирность 2,5% производителя ООО «Фирма Сатурн», объемом 1 л
Весь кефир продается в таре «тетра-пак».
1. Определение качества
маркировки в соответствии с ГО
Потребительская тара кефира 2,5% жирностью производителя ЗАО Племзавод «Ирмень». Упаковка имеет следующие реквизиты:
Информация о работе Анализ ассортимента и экспертиза качества кефира